Автор(-ы):
Дзюба Татьяна Ивановна
Ермолаева Евгения Станиславовна
5 июня 2024
Секция
Социология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Статья посвящена анализу проблем педагогики в обучении и воспитании представителей поколения Z, которое характеризуется большой вовлеченностью в цифровые технологии. Концепт цифрового поколения апеллирует к теории Хоува и Штрауса, по которой поведение человека зависит от воспитания до 12–14 лет и условий его жизни. В статье описаны основные направления психолого-педагогического исследования проблем поколения Z.
Текст статьи
Обобщая и анализируя материалы за последние годы по изучению современного поколения Z, необходимо отметить, что данная тема становится всё более актуальной в наше время и ею занимаются ученые разных областей: педагогики, психологии, социологии, философии, экономики и т. д. Исследования по данному вопросу ведутся. Они разнообразны, многоаспектные, прослеживаются различные характеристики образа жизни и ценности. Поэтому не сформировано единой теоретико-методологической базы для изучения современного поколения, прослеживается недостаток полевых исследований, предоставляющих данные об актуальном состоянии населения по различным группам и характеристикам.
Поколение Z (также известное как iПоколение, «Цифровые аборигены», «Homeland Generation» или «Новое «тихое» поколение») – термин, который применяется в мире для поколения людей, которые родились примерно с 2000 года. Соответствует «теории поколений», основанной Уильямом Штраусом (William Strauss) и Нилом Хоувом (Neil Howe) [1].
Одной из актуальных проблем современной педагогики является характеристика представителей поколения Z и разработка научно-методического обеспечения их воспитания и обучения [2].
Цель работы – анализ основных проблем обучения и воспитания представителей поколения Z.
Прежде всего, к поколению Z относятся дети, которые умеют хорошо обращаться и использовать в работе такую информационную технологию, как интернет, в котором дети находят всю необходимую информацию, умело могут коммуницировать с другими пользователями сети. Эти дети лучше ориентируются в технике, чем в эмоциях и действиях людей.
Они целеустремленные, но не обладают терпением. В большинстве случаев их работоспособности хватает лишь на короткое время. За последние 10–15 лет длительность концентрации внимания снизилась в десятки раз. Раньше на уроках учащиеся были способны удерживать внимание около 40 минут, что считалось нормальным явлением. В настоящее время продолжительность периода концентрации внимания подростка составляет около 10–15 мин [3].
Представители поколения Z ориентируются на знания, которым они смогут найти применение в своей практической жизни. Они ценят справедливость и искренность, быстро взрослеют и социализируются, причем основной средой их социализации становится Интернет. Они по-другому учатся, изучая то, что увлекательно, не обращая никакого внимания на то, что им неинтересно.
Они отличаются особенностями памяти иное функционирование памяти: прежде всего дети поколения Z запоминают не содержимое какой-либо информации в интернете, а ее месторасположение, а именно «дорогу», метод, по которому можно найти эту информацию. Это приводит к «кратковременной» и «ограниченной» памяти.
Американский писатель Марк Пренски прозвал подростков нашего времени «цифровыми аборигенами». Согласно его мнению, такие подростки владеют «клиповым мышлением», предусматривающим обработку какой-либо информации маленькими частями [4, с. 147-152].
Представители поколения Z обладают высокой активностью. Не имеют способности к длительной сосредоточенности к чему-то одному. Им не сидится на месте, поэтому «зеты» оживленные. Зачастую имеют затруднения в учебе из-за непоседливости и невыдержанности, однако могут обладать хорошими способностями в других видах работы.
Со временем, все черты, характерные для детского поведения, смягчаются. Тем не менее в дальнейшем нас ожидает гиперактивный социум – это бывшие гиперактивные дети. Люди будут находиться в постоянном поиске новизны и новых ощущений. Они будут менее выдержанными и склонными к конфликтам.
В педагогической работе с «зетами» необходимо учитывать ряд особенностей [5, с. 96-105].
Результаты исследований показывают, что в настоящее время не имеется детально разработанного научно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса с участием подростков поколения Z. Мобильность современной молодежи сопровождается появлением проблем и социокультурных противоречий во взаимоотношениях между представителями поколений «X», «Y», Z. Очень остро этот социокультурный конфликт «отцов» и «детей» прослеживается при взаимоотношениях между представителями поколений «X» и «Y» и «Y» и Z. Одним из способов нахождения выхода из данной проблемы является улучшение системы воспитательной работы в учреждениях образования, используя современные исследования по теории поколений.
Список литературы
Поделиться
Дзюба Т. И., Ермолаева Е. С. Анализ педагогических проблем поколения Z // Актуальные исследования. 2024. №23 (205). Ч.I.С. 71-74. URL: https://apni.ru/article/9541-analiz-pedagogicheskih-problem-pokoleniya-z