Обобщая и анализируя материалы за последние годы по изучению современного поколения Z, необходимо отметить, что данная тема становится всё более актуальной в наше время и ею занимаются ученые разных областей: педагогики, психологии, социологии, философии, экономики и т. д. Исследования по данному вопросу ведутся. Они разнообразны, многоаспектные, прослеживаются различные характеристики образа жизни и ценности. Поэтому не сформировано единой теоретико-методологической базы для изучения современного поколения, прослеживается недостаток полевых исследований, предоставляющих данные об актуальном состоянии населения по различным группам и характеристикам.
Поколение Z (также известное как iПоколение, «Цифровые аборигены», «Homeland Generation» или «Новое «тихое» поколение») – термин, который применяется в мире для поколения людей, которые родились примерно с 2000 года. Соответствует «теории поколений», основанной Уильямом Штраусом (William Strauss) и Нилом Хоувом (Neil Howe) [1].
Одной из актуальных проблем современной педагогики является характеристика представителей поколения Z и разработка научно-методического обеспечения их воспитания и обучения [2].
Цель работы – анализ основных проблем обучения и воспитания представителей поколения Z.
Прежде всего, к поколению Z относятся дети, которые умеют хорошо обращаться и использовать в работе такую информационную технологию, как интернет, в котором дети находят всю необходимую информацию, умело могут коммуницировать с другими пользователями сети. Эти дети лучше ориентируются в технике, чем в эмоциях и действиях людей.
Они целеустремленные, но не обладают терпением. В большинстве случаев их работоспособности хватает лишь на короткое время. За последние 10–15 лет длительность концентрации внимания снизилась в десятки раз. Раньше на уроках учащиеся были способны удерживать внимание около 40 минут, что считалось нормальным явлением. В настоящее время продолжительность периода концентрации внимания подростка составляет около 10–15 мин [3].
Представители поколения Z ориентируются на знания, которым они смогут найти применение в своей практической жизни. Они ценят справедливость и искренность, быстро взрослеют и социализируются, причем основной средой их социализации становится Интернет. Они по-другому учатся, изучая то, что увлекательно, не обращая никакого внимания на то, что им неинтересно.
Они отличаются особенностями памяти иное функционирование памяти: прежде всего дети поколения Z запоминают не содержимое какой-либо информации в интернете, а ее месторасположение, а именно «дорогу», метод, по которому можно найти эту информацию. Это приводит к «кратковременной» и «ограниченной» памяти.
Американский писатель Марк Пренски прозвал подростков нашего времени «цифровыми аборигенами». Согласно его мнению, такие подростки владеют «клиповым мышлением», предусматривающим обработку какой-либо информации маленькими частями [4, с. 147-152].
Представители поколения Z обладают высокой активностью. Не имеют способности к длительной сосредоточенности к чему-то одному. Им не сидится на месте, поэтому «зеты» оживленные. Зачастую имеют затруднения в учебе из-за непоседливости и невыдержанности, однако могут обладать хорошими способностями в других видах работы.
Со временем, все черты, характерные для детского поведения, смягчаются. Тем не менее в дальнейшем нас ожидает гиперактивный социум – это бывшие гиперактивные дети. Люди будут находиться в постоянном поиске новизны и новых ощущений. Они будут менее выдержанными и склонными к конфликтам.
В педагогической работе с «зетами» необходимо учитывать ряд особенностей [5, с. 96-105].
- «Зеты» – индивидуалисты, следовательно, они предпочитают работать самостоятельно, нежели в коллективе. Для того чтобы они действовали вместе необходимо найти цель, интересующую каждого. Во избежание конфликтных ситуаций полезно разделить обязанности между ними.
- При общении с ними нужно знать об использовании специальных методов. Не имеет смысла пытаться стимулировать «зета», когда приводишь в пример кого-либо. Акцентируйте внимание на его значимости и индивидуальности. Успехи и достижения других людей не являются стимулом для таких детей. Они не обращают внимания на внешние факты, приводя аргументы: «Я – это я, у меня своя концепция жизни и свои ценности. Что у других людей, меня не интересует. Сравнению не подлежит». Индивидуальный подход к «зетам» – это один из важных факторов успешного сотрудничества с ними.
- Нужно объяснять и организовать инструкцию для работы представителей поколения Z. Плодотворный результат работы возможет только тогда, когда «зеты» добьются максимум однозначности в своей работе.
- Правила и наводки стоит предоставлять в виде памятки, так как дети Z не имеют долго слушать. «Зеты» беспроблемно работают с новинками инноваций и большим объемом информации.
- Не стоит высказывать критику поколению Z. Нужно разумно анализировать все достижения и упущения. Представители этого поколения не таят обид за высказанные осуждения. Но, скорее всего, они негативно воспримут критику [6].
- Они любят нестандартные и креативные решения, быстро умеют ориентироваться в визуальной информации. Они четко расставляют приоритеты. В них не вызывает волнение то, что не совпадает с их ценностями и личными интересами, их внутренним миром. Бесконечно погруженные в поток информации, люди поколения «зет» жестко отметают то, что в жизни им это не пригодится. Все, что, по их мнению, не полезно и не нужно, не имеет прикладного характера – им не интересно.
- Зеты самостоятельны и инициативны, видя цель и подмечая выгоду для себя. Они плохо восприимчивы к авторитарному стилю управления. Он может испугать их, и они замкнуться еще больше. Подростки будут признавать авторитет руководителя только если увидят в нем великолепного профессионала, обладающего знаниями и опытом, который способен общаться с ними на равных. Они любят чтобы их слушали, разговаривали с ними и ценили их мнение.
- Задания им нужно преподносить в виде предложения, которые можно обсуждать.
- «Зеты» не будут обращать внимание на результаты других детей. В связи с этим им нужно время для того, чтобы обдумать что-нибудь и затем принять решение для выполнения каких-либо действий. Поколение Z не будет принимать во внимание опыт других. Им нужно позволить самостоятельно выбирать принятие решений к действиям [6].
- «Зеты» способны к многозадачности, так как обладают клиповым мышлением. Таким детям эффективнее преподносить материал небольшими частями, в этом случае он легче ими усваивается. Лучше давать одно задание на небольшой промежуток времени. Их суперактивность и умение мгновенно переводить интерес будет способствовать выполнению задачи. Задания для «зетов» должны быть легкими и простыми в восприимчивости. Хорошо, если они будут иметь выбор между несколькими вопросами разными по содержанию.
- Нужно постоянно говорить об их достижениях, потому что «зеты» – поколение, которое любят получать «лайки». С детства они привыкли к похвалам. Необходимо находить способы и причины регулярно поощрять учащихся.
Результаты исследований показывают, что в настоящее время не имеется детально разработанного научно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса с участием подростков поколения Z. Мобильность современной молодежи сопровождается появлением проблем и социокультурных противоречий во взаимоотношениях между представителями поколений «X», «Y», Z. Очень остро этот социокультурный конфликт «отцов» и «детей» прослеживается при взаимоотношениях между представителями поколений «X» и «Y» и «Y» и Z. Одним из способов нахождения выхода из данной проблемы является улучшение системы воспитательной работы в учреждениях образования, используя современные исследования по теории поколений.