Главная
АИ #23 (205)
Статьи журнала АИ #23 (205)
Анализ педагогических проблем поколения Z

Анализ педагогических проблем поколения Z

Автор(-ы):

Дзюба Татьяна Ивановна

Ермолаева Евгения Станиславовна

5 июня 2024

Секция

Социология

Ключевые слова

поколение Z
«зеты»
«клиповое мышление»
воспитание
обучение
современные проблемы педагогики

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу проблем педагогики в обучении и воспитании представителей поколения Z, которое характеризуется большой вовлеченностью в цифровые технологии. Концепт цифрового поколения апеллирует к теории Хоува и Штрауса, по которой поведение человека зависит от воспитания до 12–14 лет и условий его жизни. В статье описаны основные направления психолого-педагогического исследования проблем поколения Z.

Текст статьи

Обобщая и анализируя материалы за последние годы по изучению современного поколения Z, необходимо отметить, что данная тема становится всё более актуальной в наше время и ею занимаются ученые разных областей: педагогики, психологии, социологии, философии, экономики и т. д. Исследования по данному вопросу ведутся. Они разнообразны, многоаспектные, прослеживаются различные характеристики образа жизни и ценности. Поэтому не сформировано единой теоретико-методологической базы для изучения современного поколения, прослеживается недостаток полевых исследований, предоставляющих данные об актуальном состоянии населения по различным группам и характеристикам.

Поколение Z (также известное как iПоколение, «Цифровые аборигены», «Homeland Generation» или «Новое «тихое» поколение») – термин, который применяется в мире для поколения людей, которые родились примерно с 2000 года. Соответствует «теории поколений», основанной Уильямом Штраусом (William Strauss) и Нилом Хоувом (Neil Howe) [1].

Одной из актуальных проблем современной педагогики является характеристика представителей поколения Z и разработка научно-методического обеспечения их воспитания и обучения [2].

Цель работы – анализ основных проблем обучения и воспитания представителей поколения Z.

Прежде всего, к поколению Z относятся дети, которые умеют хорошо обращаться и использовать в работе такую информационную технологию, как интернет, в котором дети находят всю необходимую информацию, умело могут коммуницировать с другими пользователями сети. Эти дети лучше ориентируются в технике, чем в эмоциях и действиях людей.

Они целеустремленные, но не обладают терпением. В большинстве случаев их работоспособности хватает лишь на короткое время. За последние 10–15 лет длительность концентрации внимания снизилась в десятки раз. Раньше на уроках учащиеся были способны удерживать внимание около 40 минут, что считалось нормальным явлением. В настоящее время продолжительность периода концентрации внимания подростка составляет около 10–15 мин [3].

Представители поколения Z ориентируются на знания, которым они смогут найти применение в своей практической жизни. Они ценят справедливость и искренность, быстро взрослеют и социализируются, причем основной средой их социализации становится Интернет. Они по-другому учатся, изучая то, что увлекательно, не обращая никакого внимания на то, что им неинтересно.

Они отличаются особенностями памяти иное функционирование памяти: прежде всего дети поколения Z запоминают не содержимое какой-либо информации в интернете, а ее месторасположение, а именно «дорогу», метод, по которому можно найти эту информацию. Это приводит к «кратковременной» и «ограниченной» памяти.

Американский писатель Марк Пренски прозвал подростков нашего времени «цифровыми аборигенами». Согласно его мнению, такие подростки владеют «клиповым мышлением», предусматривающим обработку какой-либо информации маленькими частями [4, с. 147-152].

Представители поколения Z обладают высокой активностью. Не имеют способности к длительной сосредоточенности к чему-то одному. Им не сидится на месте, поэтому «зеты» оживленные. Зачастую имеют затруднения в учебе из-за непоседливости и невыдержанности, однако могут обладать хорошими способностями в других видах работы.

Со временем, все черты, характерные для детского поведения, смягчаются. Тем не менее в дальнейшем нас ожидает гиперактивный социум – это бывшие гиперактивные дети. Люди будут находиться в постоянном поиске новизны и новых ощущений. Они будут менее выдержанными и склонными к конфликтам.

В педагогической работе с «зетами» необходимо учитывать ряд особенностей [5, с. 96-105].

  1. «Зеты» – индивидуалисты, следовательно, они предпочитают работать самостоятельно, нежели в коллективе. Для того чтобы они действовали вместе необходимо найти цель, интересующую каждого. Во избежание конфликтных ситуаций полезно разделить обязанности между ними.
  2. При общении с ними нужно знать об использовании специальных методов. Не имеет смысла пытаться стимулировать «зета», когда приводишь в пример кого-либо. Акцентируйте внимание на его значимости и индивидуальности. Успехи и достижения других людей не являются стимулом для таких детей. Они не обращают внимания на внешние факты, приводя аргументы: «Я – это я, у меня своя концепция жизни и свои ценности. Что у других людей, меня не интересует. Сравнению не подлежит». Индивидуальный подход к «зетам» – это один из важных факторов успешного сотрудничества с ними.
  3. Нужно объяснять и организовать инструкцию для работы представителей поколения Z. Плодотворный результат работы возможет только тогда, когда «зеты» добьются максимум однозначности в своей работе.
  4. Правила и наводки стоит предоставлять в виде памятки, так как дети Z не имеют долго слушать. «Зеты» беспроблемно работают с новинками инноваций и большим объемом информации.
  5. Не стоит высказывать критику поколению Z. Нужно разумно анализировать все достижения и упущения. Представители этого поколения не таят обид за высказанные осуждения. Но, скорее всего, они негативно воспримут критику [6].
  6. Они любят нестандартные и креативные решения, быстро умеют ориентироваться в визуальной информации. Они четко расставляют приоритеты. В них не вызывает волнение то, что не совпадает с их ценностями и личными интересами, их внутренним миром. Бесконечно погруженные в поток информации, люди поколения «зет» жестко отметают то, что в жизни им это не пригодится. Все, что, по их мнению, не полезно и не нужно, не имеет прикладного характера – им не интересно.
  7. Зеты самостоятельны и инициативны, видя цель и подмечая выгоду для себя. Они плохо восприимчивы к авторитарному стилю управления. Он может испугать их, и они замкнуться еще больше. Подростки будут признавать авторитет руководителя только если увидят в нем великолепного профессионала, обладающего знаниями и опытом, который способен общаться с ними на равных. Они любят чтобы их слушали, разговаривали с ними и ценили их мнение.
  8. Задания им нужно преподносить в виде предложения, которые можно обсуждать.
  9. «Зеты» не будут обращать внимание на результаты других детей. В связи с этим им нужно время для того, чтобы обдумать что-нибудь и затем принять решение для выполнения каких-либо действий. Поколение Z не будет принимать во внимание опыт других. Им нужно позволить самостоятельно выбирать принятие решений к действиям [6].
  10. «Зеты» способны к многозадачности, так как обладают клиповым мышлением. Таким детям эффективнее преподносить материал небольшими частями, в этом случае он легче ими усваивается. Лучше давать одно задание на небольшой промежуток времени. Их суперактивность и умение мгновенно переводить интерес будет способствовать выполнению задачи. Задания для «зетов» должны быть легкими и простыми в восприимчивости. Хорошо, если они будут иметь выбор между несколькими вопросами разными по содержанию.
  11. Нужно постоянно говорить об их достижениях, потому что «зеты» – поколение, которое любят получать «лайки». С детства они привыкли к похвалам. Необходимо находить способы и причины регулярно поощрять учащихся.

Результаты исследований показывают, что в настоящее время не имеется детально разработанного научно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса с участием подростков поколения Z. Мобильность современной молодежи сопровождается появлением проблем и социокультурных противоречий во взаимоотношениях между представителями поколений «X», «Y», Z. Очень остро этот социокультурный конфликт «отцов» и «детей» прослеживается при взаимоотношениях между представителями поколений «X» и «Y» и «Y» и Z. Одним из способов нахождения выхода из данной проблемы является улучшение системы воспитательной работы в учреждениях образования, используя современные исследования по теории поколений.

Список литературы

  1. Современные выпускники вузов: кто они и как с ними работать (решения по работе с Миллениумами (Y)) [Электронный ресурс] // Теория поколений в России. URL: https://rugenerations.su/2018/02/02/современные-выпускники-вузов-кто-они (дата обращения: 22.04.2018). 
  2. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений: Необыкновенный Икс. М., 2016.
  3. Пупонин С. Будущее вашего бизнеса зависит от поколения Z: как выжать из них максимум [Электронный ресурс] // Rusbase. Здесь зарабатывают на технологиях. URL: https://rb.ru/opinion/z-zavisimost (дата обращения: 21.04.2018).
  4. Окольншиникова И.Ю. Влияние уровня эмоций и знаний клиентов на вовлеченность в потребление на предприятиях сферы услуг: опыт исследования // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Экономика и менеджмент». 2012. Вып. 23, № 3 (30). С. 147-152.
  5. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 96-105.
  6. Мазлиш Э., Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. М., 2010.

Поделиться

168

Дзюба Т. И., Ермолаева Е. С. Анализ педагогических проблем поколения Z // Актуальные исследования. 2024. №23 (205). Ч.I.С. 71-74. URL: https://apni.ru/article/9541-analiz-pedagogicheskih-problem-pokoleniya-z

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Социология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля