Главная
АИ #23 (205)
Статьи журнала АИ #23 (205)
Роль правоохранительных органов в предупреждении и пресечении семейно-бытовых пр...

Роль правоохранительных органов в предупреждении и пресечении семейно-бытовых преступлений

Автор(-ы):

Скоробогатова Алёна Анатольевна

6 июня 2024

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

Конституция
семейно-бытовое насилие
правоохранительные органы
участковый уполномоченный
прокуратура
права и свободы
профилактика и противодействие насилию

Аннотация статьи

В представленной статье рассмотрен феномен семейно-бытового насилия как одной из острейших проблем современной России, приводящей к нарушению первостепенных прав и свобод человека. Рассмотрены основные субъекты, осуществляющие профилактические мероприятия по предотвращению совершения актов насилия в семье и их основные полномочия в данной области.

Текст статьи

Насилие является одной из насущных проблем современности, и в любом проявлении затрагивает такие важные и значимые права человека, как жизнь, здоровья и личная неприкосновенность. Всеобщая Декларация прав человека, как важнейшей международный акт, закрепляет за каждым человеком право на жизнь без насилия в независимости от его половой, возрастной, религиозной или иной принадлежности, неотъемлемое право на безопасность и на неприкосновенность личности. Ни один человек не может быть подвергнут пыткам или иным формам жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращению и наказанию [1]. Конституция РФ в ст. 21 также запрещает применение насилия, подчеркивая, что каждый человек должен быть защищен от пыток, насилия и других проявлений бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения [2]. Защита первостепенных прав и свобод человека относится к главным приоритетным направлениям любого демократического государства.

Свидетельствует об актуальность данной проблемы и то, что ежегодно фиксируется высокой уровень семейного насилия. На основании данных Росстата за 2021 год число потерпевших от насильственных преступлений в семье составило порядком 32538 человек, среди которых 13966 – женщины, 8402 – дети. Исходя из исследования Консорциума женских НПО и анализа судебной практики по приговорам, вынесенным по ст. 105 УК РФ, свыше 12 209 женщин погибли по вине партнера или родственника [3].

Важно отметить, что статистика формируется на основании официально зарегистрированных случаев, влекущих возбуждение уголовного дела. Причем, семейно-бытовое насилие обладает высоким уровнем латентности, реальные показатели сильно отличаются от фактически выявленных. Серьёзность проблемы семейного насилия, характеризуется уязвимостью категории лиц, наиболее часто становящихся жертвами внутрисемейного насилия. С большей вероятностью ими становятся: женщины, дети, инвалиды и люди пенсионного возраста. Государство и социум не придают указанной проблеме должного значения до момента, когда это не приведется к более тяжким и серьезным последствиям. В настоящее время пока не разработаны максимально эффективные механизмы противодействия и профилактики семейно-бытовых преступлений. В связи с чем деятельность различных правоохранительных органов по предотвращение и пресечению семейно-бытовых преступлений служит важнейшей целью в рамках обеспечения безопасности и защите прав граждан.

Основополагающим актом, регулирующим вопросы предотвращения возможности совершения преступлений, считается Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». В данном юридическом документе раскрывается понятие профилактики правонарушений, которое включает в себя комплекс социальных, информационных, организационных, правовых, и иных мер, направленных на предупреждение совершения преступлений и антиобщественного поведения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также мер, направленных на оказание воспитательного воздействия на виновное лицо [4]. Профилактическое воздействие, по большей части, направлено на лиц, которые ранее были признаны виновными в насильственных преступлениях, во многих случаях, совершенных в сфере семейных и бытовых отношений; страдающих от психических расстройств, алкоголизма или наркомании, и представляющих угрозу для окружающих.

Ключевые задачи органов полиции установлены Федеральным законом «О полиции» и включают в себя: защиту личности, общества и государства от незаконных, противоправных деяний, обеспечение общественного порядка и безопасности граждан, путем привлечения к ответственности за административные правонарушения и исполнение административных наказаний [5]. В системе предупреждения бытовых преступлений ключевое место занимают органы внутренних дел, в частности, участковые уполномоченные полиции. В процесс своей повседневной деятельности он осуществляет профилактический обход административной территории с целью сбора информации о лицах, способных на совершение правонарушений на бытовой почве; о лицах, ставших жертвами или подверженных риску стать таковыми ввиду малолетнего или престарелого возраста, либо из-за психического состояния. Выявленная в ходе обхода информация передаётся в органы внутренних дел для последующего разбирательства. Помимо этого, участковый проводит ряд мероприятия, включающие профилактическую беседу и поставку на учет граждан, допустивших правонарушения в семейно-бытовой сфере в рамках ст. 6.1.1 КоАП или ст. 112, 115, 116, 116.1, 117, 119 УК РФ. Также участковый в пределах своего административного района посещает лиц, допускающих правонарушения в семейно-бытовой сфере, по месту их регистрации или постоянного пребывания не реже раза в месяц [6]. В процессе проведения беседы с участковым уполномоченным лицо получает информацию о потенциальных последствиях повторного совершения преступления.

Ещё одним органом, занимающимся профилактикой семейной преступности, служит подразделение по делам несовершеннолетних, включенное в систему органов внутренних дел. Опираясь на нормы ст. 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ПДН ведет профилактическую деятельность среди несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения; употребляющих наркотические средства и алкоголь; отбывающих наказание в воспитательных колониях и т.д., а также с родителями, которые не исполняют в полной мере свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, жестко обращаются с ребенком [7]. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения родительских обязанностей, наступают последствия привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 5.35 КоАП и наказание в виде штрафа или предупреждения [8]. Приказом МВД России «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» как ПДН, так и УУП предоставлено право выносит официальное предостережение лицу, чьё поведение создает угрозу совершения правонарушения либо в целях пресечения уже совершаемого антиобщественного правонарушения [9].

Защите несовершеннолетних от насилия в семье осуществляется также органами опеки и попечительства, которые вправе при угрозе жизни и здоровью ребенка произвести отобрание из семьи в обязательном порядке уведомить об этом прокурора [10]. Высшими законодательными органами субъекта РФ создаются комиссии по защите по делам несовершеннолетних и их прав, на которые также возлагаются обязанности по профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними или в отношении их; предотвращению различного рода физического, психического и сексуального насилия в отношении детей и иных видов жесткого обращения.

Важное место в системе органов по противодействию семейному насилию занимает прокуратура, поскольку именно прокурор рассматривает и проверяет жалобы и заявления о нарушении прав человека; принимает активное участие в привлечении к ответственности правонарушителя; в необходимых случаях осуществляет уголовное преследование или возбуждает административное производство, передает все материалы проверки в соответствующие органы для дальнейшего рассмотрения. Более того, именно прокурор контролирует соблюдение закона со стороны органов дознания, следствия, надлежащие исполнения ими полномочий, предусмотренных нормативно-правовыми актами [11]. В рамках производства следствия по уголовном делу вправе требовать устранения нарушений закона при рассмотрении заявлений о преступлении, проверять правомерность действий следователя и его решений об отказе в возбуждении уголовного дела [12].

Исходя из представленной информации, можно прийти к заключению, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует соответствующий законодательный акт, регулирующий общие положения по профилактике семейно-бытового насилия, тем не менее существует система правоохранительных органов, которые в рамках своих полномочий осуществляют мероприятия по предупреждению семейного насилия.

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета от 10 декабря 1998 г.
  2.  Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Российская газета от 4 июля 2020 г. № 144.
  3. Исследование Консорциума женских НПО: более 65% от всех убитых женщин в год погибают в результате домашнего насилия // Консорциум женских неправительственных объединений. URL: https://wcons.net/novosti/issledovanie-konsorciuma-zhenskih-npo-65-ot-vseh-ubityh-zhenshhin-v-god-pogibajut-v-rezultate-domashnego-nasilija/ (дата обращения: 12.12.2023).
  4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 № 182-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 26 (часть I) ст. 3851.
  5. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 7 ст. 900.
  6. Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328491/?ysclid=lqy8xhbhjg915859854.
  7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. № 26 ст. 3177.
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.
  9. Приказ МВД России от 4 марта 2020 г. № 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» // СПС Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74192788/?ysclid=lqyas1092t217356058.
  10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1 ст. 16.
  11. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации 1995, № 47, ст. 4472.
  12. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921.

Поделиться

184

Скоробогатова А. А. Роль правоохранительных органов в предупреждении и пресечении семейно-бытовых преступлений // Актуальные исследования. 2024. №23 (205). Ч.II.С. 22-25. URL: https://apni.ru/article/9546-rol-pravoohranitelnyh-organov-v-preduprezhdenii-i-presechenii-semejno-bytovyh-prestuplenij

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля