Включенность Российской Федерации в систему международных отношений в области науки и образования идут рука об руку и способствует поиску новых механизмов и методов эффективного управления системой образования, логически претворяет в жизнь национальную стратегию развития. Динамичный прогресс страны в социально-политической, экономической, технологической и культурной областях способствует возникновению новых задач, связанных с обеспечением развития образования на стратегическом, концептуальном и оперативном уровнях. Несмотря на значимость преобразований, обусловленных различными условиями и факторами, а также объективными потребностями, связанными с переходом на новый технический и правовой уровни и материально-техническим обеспечением, в настоящее время остается актуальной проблема управления образованием [2].
Современное общество находится в процессе цифровой трансформации, в рамках которого использование цифровых инструментов способствуют преобразованию социального взаимодействия. Следствием этого процесса является постоянный приток новой информации, технологических инноваций и использование цифровых инструментов в различных аспектах повседневной жизни, включая деловую деятельность, образование и многое другое. Несмотря на существование цифровых инструментов, облегчающих жизнь образовательных мигрантов, многие из основных проблем имеют социокультурные причины, такие как культурные или психологические факторы. Каждый образовательный мигрант, исходя из своего опыта, получает определенный путь адаптации в новом сообществе.
Питирим Сорокин подчеркивает значимость культурного обмена и личных социальных связей в процессе адаптации иностранных студентов. Адаптацию в данном контексте можно концептуализировать в нескольких измерениях, включая личность, общество и культуру. Иностранные студенты, частично знакомые с культурой принимающей страны, попадают под эти категории [3, с. 218].
Механизм социальной адаптации по П. С. Кузнецову основан на балансе между достижением и удовлетворением личных потребностей. Адаптация определяет стратегию социального развития и успех каждого этапа. Цель адаптации - удовлетворить любые возникающие потребности, а не только личные. Важно, чтобы университет систематически поддерживал процесс адаптации студентов и удовлетворял их повседневные, социальные, культурные и психологические потребности [1, с. 218].
По данным ИТАР-ТАСС по состоянию на 25.01.2024 в российских вузах число иностранных обучающихся за пять лет выросло на 23%. В настоящее время более 355 тысяч иностранных студентов обучаются в российских вузах. В топ-10 университетов России по количеству стран-партнеров входят: РУДН (161 страна), НИУ ВШЭ (133 страны), МГУ (118 стран), СПБГУ (117 стран), НГУ (114 стран), КФУ (109 стран), ТГУ (108 стран), УрФУ (107 стран), ЮФУ (106 стран), ДВФУ (105 стран).
Контент-анализ официальных сайтов вышеперечисленных высших учебных заведений позволил выделить четыре категории программ в зависимости от их основной цели и используемых инструментов/методов в отношении иностранных обучающихся (табл. 1):
Таблица 1
Категории адаптационных программ (составлено автором)
Категория программы | ВУЗ, в рамках которого реализуется программа | Примечание |
Языковая поддержка | РУДН МГУ СПбГУ НГУ КФУ ТГУ УрФУ | Приоритет отдан языковой поддержке как важнейшему аспекту программ адаптации иностранных студентов |
Академическое руководство и наставничество | НИУ ВШЭ МГУ СПбГУ КФУ УрФУ | Университеты ориентированы на предоставлении рекомендаций и оказании поддержки иностранным студентам по академическим вопросам |
Культурные мероприятия и общественная деятельность | РУДН СПбГУ КФУ ТГУ УрФУ ЮФУ | Признание университетами важности культурного обмена и социальной адаптации иностранных студентов к новой среде |
Комплексные системы поддержки | НГУ ДВФУ НИУ ВШЭ МГУ | Всесторонняя поддержка иностранных студентов в процессе их адаптации |
Анализ показывает, что категория «Комплексные системы поддержки» более эффективна в адаптационном процессе иностранных учащихся к образовательной среде. Программы такого рода решают актуальные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты, такие как трудности в изучении русского языка, культурные различия между иностранным студентом и принимающим сообществом, различия в образовательном процессе и социальной интеграции. С целью создать гостеприимную среду для иностранных студентов, университеты могут предоставлять широкий спектр услуг посредством предоставления многочисленных ресурсов и инициатив.
В комплексных системах поддержки встречаются следующие сочетания:
- Языковые курсы и ознакомительные программы;
- Индивидуализация и академическое руководство;
- Культурные мероприятия и общественная деятельность;
- Психологическая поддержка и консультирование.
Комплексные системы поддержки могут влиять на различные сферы жизни обучающегося, помогая минимизировать последствия культурного шока (на примере НГУ – культурно-экскурсионная программа, курсы лекций по русской культуре, студенческий клуб), повысить результаты обучения (на примере СПБГУ – buddy-программы, welcome week, разговорные клубы и тандем-программы), обеспечить информационное сопровождение (на примере МГУ – алгоритм въезда иностранных обучающихся в Россию) и другое.
Применение российскими вузами цифровых инструментов имеет немаловажное значение для процесса социокультурной адаптации иностранных студентов.
Шайхутдинова Л. М. дает следующее определение цифровым инструментам в образовании – это цифровые технологии, которые создаются для повышения качества, скорости и эстетики передачи информации в образовании. К ним относятся видеосервисы, электронные образовательные системы, социальные сети, виртуальные образовательные системы, онлайн-сервисы, видеосервисы для графики, разработка игр, игровые образовательные материалы и т. д. [4].
Согласно годового отчета АНО «Университета Национальной технологической инициативы 2035» (далее – «Университет 2035») за 2022 год в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» в 122 российских вузах была запущена 151 акселерационная программа для развития и поддержки университетских стартапов.
«Университетом 2035» акселерационная программа интерпретирована как структурированное краткосрочное обучение (как правило, до 12 недель), которое позволяет получить знания, умения, навыки, необходимые для развития предпринимательских проектов и личностного потенциала, а также экспертную, менторскую поддержку и привлечь инвестиции.
В число главных проектов «Университета 2035» входит поддержка проектов и команд для технологического прорыва, в том числе развитие студенческих акселерационных программ для поддержки технологического предпринимательства при вузах. В таблице 2 представлен справочный материал о составе участников и их предложениях, касающихся адаптации иностранных студентов к российской образовательной среде.
Таблица 2
Примеры акселерационных программ, реализуемых в российских университетах («Университет 2035»: веб-сайт www.2035.university)
№ п/п | Участник проекта «Университета 2035» | Акселерационная программа участника проекта | Краткое описание программы |
1 | Государственный университет управления | Приложение для помощи иностранным студентам | Приложение, в котором иностранные студенты смогут найти все материалы лекций, а также задания, смогут отслеживать свою успеваемость, посещаемость и общаться с другими студентами |
2 | Государственный университет управления | Помощь иностранным студентам в университете ГУУ | Общие встречи с кураторами, направленные на выявление талантов. Поддержка организаторов проекта. Использование электронных материалов для возможности круглосуточного доступа |
3 | Тюменский государственный университет | Приложение для помощи адаптации иностранным студентам | Мобильное приложение для адаптации иностранных студентов посредством предоставления ИТ-услуг |
4 | Марийский государственный университет | Разработка цифрового ассистента для адаптации иностранных студентов в системе вузовского образования | Приложение содержит обучающие уроки на разнообразные учебные и бытовые темы, подкасты преподавателей, возможность создавать чаты с другими студентами и преподавателями |
Примером цифрового инструмента в образовании выступает проект приложения для визово-миграционного сопровождения иностранных студентов, разработанное НИУ ВШЭ. Целью данного проекта является облегчение интеграции иностранных студентов в новую правовую среду. По идее разработчиков приложение поможет иностранным студентам узнать актуальные требования визово-миграционного учета и иметь возможность получать уведомления. С 2020 года в НИУ ВШЭ в образовательный процесс внедрены мобильные приложения, имеющие следующий функционал: наличие электронного расписания занятий (с уведомлениями), навигация по зданиям, допуск к материалам дополнительного профессионального образования, поиск проектов и подача заявок, поиск вакансий и стажировок.
Московский государственный университет 21 апреля 2024 года реализовал программу «Виртуального дня иностранного абитуриента МГУ», которая включала приветственную лекцию ректора Московского университета, академика В. А. Садовничего, онлайн-сессию факультетов, программы обучения, порядок поступления и виртуальный тур по кампусу МГУ.
Таким образом, на сегодняшний день интеграция цифровых инструментов в образование является прогрессивным методом, соответствующим изменению современного общества и развитию экономики. В стремительно меняющихся условиях и формирующихся требованиях студенты обязаны изучать не только фундаментальные знания, но и развивать определенные навыки, которые отвечают мировым тенденциям. Система образования также должна соответствовать существующим стандартам и помогать студентам, особенно иностранным, в образовательном процессе и в процессе социокультурной адаптации.