В настоящее время проблема повышения конкурентных преимуществ за счет эффективного использования человеческого капитала приобретает особую актуальность. Потенциал человеческого капитала связан как с повышением производительности труда, так и с разработкой, реализацией и распространением нововведений.
Конкурентоспособность социально-экономических систем образуется при помощи рыночных механизмов и рационального применения всевозможных ресурсов. Результата этого процесса можно добиться путём использования уже имеющихся вторичных конкурентных преимуществ. К ним относятся: согласованность и компетентность аппарата управления, а также, наличие высококвалифицированных кадров. Они способны использовать свой потенциал как основной рычаг в формировании и сохранении конкурентоспособности экономических систем.
Сложность и многосторонность понятия «человеческий капитал» повлекло за собой появление множества подходов к его определению и содержанию. Представители классической экономической школы, такие как У. Петти, А. Смит, А. Маршалл, предприняли первые попытку объяснения понятия «человеческий капитал» в процессе формирования оплаты труда и влияния образования, знаний, умений и навыков на уровень доходов. Современные исследователи в области управления человеческого капитала, к которым относятся С.Дятлов, У. Боуэн, М. Блауг Г. Беккер, Т. Шульц, Э. Фромм и др., значительно расширили данное понятие, основываясь на новых научно-теоретических и методологических подходах.
Из всего многообразия определений понятия «человеческий капитал» можно прийти к общему варианту его толкования. С одной стороны это знания, умения и навыки человека, с другой стороны – характеристики человека включают в понятие человеческого капитала также (культурные, социальные, психологические характеристики и др.), а с третьей стороны – характеристики, полученные путём профессионального обучения. Есть ещё один подход к определению данного понятия: инвестиции для формирования определённых качеств и способностей человека. Российские учёные, в лице Юрьева А.И., Бурикова И.С. и Коновалова М.А. предполагают формирование данного понятия через такие качества как работоспособность, способность к обучению, возможность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и инновациям [4, c. 51].
Таким образом, основной смысл, закладываемый в интерпретацию понятия «человеческий капитал» учёными исследователями сводиться к единому мнению о том, что человеческий потенциал играет огромную роль в развитии общества, в достижении конкурентоспособности социально-экономических систем и развитии страны в целом.
Доказательством этому служит всемирный индекс конкурентоспособности (индекс глобальной конкурентоспособности). Во Всемирном докладе о конкурентоспособности, публикуемом Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), оценка конкурентоспособности происходит за счёт использования более 130 показателей, субиндексов и индексов, при этом показателей человеческого развития в разы больше. Они представлены в 30 таблицах приложения к Всемирному докладу о человеческом развитии ПРООН. При оценке конкурентоспособности и человеческого развития человеческий ресурс рассматривается с двух сторон: как фактор производства и как цель развития [1].
Формирование рейтинга стран, касающийся уровня человеческого развития, происходит при помощи интегральных индексов, основным из которых является индекс человеческого развития. Этот индекс рассчитывают, исходя из таких показателей как:
- продолжительность жизни населения;
- уровень грамотности взрослого населения;
- покрытие обучением население;
- объем ВВП на душу населения.
Процесс развития человеческого капитала уникален и неповторим, поскольку формирование и развитие человеческого капитала обеспечивает нахождение человека на разных этапах его становления и требует определённых вложений – финансовых, материальных и физических ресурсов.
Сложившаяся в настоящее время в России, структура инвестиций в формирование человеческого капитала, неэффективна. Она не позволяет качественно и количественно воспроизводить человеческий капитал. Некоторые составляющие находятся на критическом уровне. К ним относятся: уровень здоровья и образования, качество жизни и численность населения и др. Минимальный уровень развития человеческого капитала России снижает уровень конкурентоспособности страны за счёт использования природного потенциала в не полной мере, а также отсутствия возможности формирования и реализации перспективных проектов развития социально-экономических систем [3, c. 32].
В последнее время за счёт недостаточного финансирования снижается и эффективность функционирования социальной сферы. Это приводит к тому, что идёт снижение результатов использования всех ресурсов. Возникает их дефицит. Для того, чтобы решить эту проблему, нужно увеличить объём социальных инвестиций, которые необходимы для реализации человеческого капитала. Социальное инвестирование находится в прямой зависимости от бюджетного финансирования и доходов населения. Это наиболее выгодное явление как для отдельного человека, так и государства в целом, т.к. приносит значительный экономический эффект. Инвестиции должны быть целенаправленны и результативны, и в будущем окупаемы за счёт увеличения доходов населения. Для этого необходимо чётко определить направление, цель, объём и время финансовых вложений. До кризиса 2020 года государственная политика РФ, поддерживала программы инвестирования в различные социально-экономические системы, направленные на поддержку кадрового развития и формирования человеческого капитала. Но всемирная пандемия, глобализация цифрового развития общества и как следствие растущий уровень безработицы, значительно обесценили кадровый ресурс и снизили показатели производительности в развитии человеческого потенциала.
Но какие бы события не происходили на мировой арене, человеческий ресурс, а соответственно и его кадровый потенциал, является главным ресурсом в развитии жизнедеятельности общества и сохранении мирового богатства.
Поэтому, важную роль в повышении конкурентоспособности различных социально – экономических систем должны формировать базовые качества развития человеческого капитала, проявляемые в разных сферах жизнедеятельности человека (рис.).
Для РФ решение проблем, связанных с человеческим капиталом, может осуществляться только при разработке программ, связанных с финансовой поддержкой всех членов общества. Для этого нужно увеличить объём государственных социальных инвестиций в воспроизводство человеческого капитал, поддержать юридические и физические лица, которые вкладывают различные ресурсы (материальные и нематериальные) в развитие и сохранение собственного человеческого потенциала.
Рис. Факторы формирования базовых качеств человеческого капитала [2, с. 41]
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в современном обществе эффективное развитие человеческого капитала, как главного фактора повышения конкурентоспособности социально-экономических систем, является прерогативой развития государства в целом. Основным вектором развития конкурентоспособности человеческого капитала являются государственные инвестиции в улучшение благосостояния населения. Важно разработать систему стратегических решений, касающихся улучшения условий как первоначальных, так и последующих вложений в формирование компетенций и производственных способностей человеческого капитала в период трудовой активности и обеспечить условия трудовой жизнедеятельности и жизнеспособности общества в целом.