Человеческий капитал и кадровое развитие как основа повышения конкурентоспособности социально-экономических систем

Человеческий капитал и кадровое развитие как основа повышения конкурентоспособности социально-экономических систем

В статье исследованы различные подходы к определению и содержанию понятия «человеческий капитал», как фактора развития конкурентоспособности. Обоснована необходимость разработки государственной политики формирования человеческого капитала и развития кадров. Рассмотрены основные направления по формированию базовых качеств человеческого капитала, определяющих конкурентные преимущества и действия их обеспечивающие. Дана международная оценка конкурентоспособности человеческого ресурса и человеческого развития социально-экономических систем.

Аннотация статьи
социально-экономические системы
конкурентоспособность
кадровое развитие
человеческий потенциал
человеческий ресурс
человеческий капитал
Ключевые слова

В настоящее время проблема повышения конкурентных преимуществ за счет эффективного использования человеческого капитала приобретает особую актуальность. Потенциал человеческого капитала связан как с повышением производительности труда, так и с разработкой, реализацией и распространением нововведений.

Конкурентоспособность социально-экономических систем образуется при помощи рыночных механизмов и рационального применения всевозможных ресурсов. Результата этого процесса можно добиться путём использования уже имеющихся вторичных конкурентных преимуществ. К ним относятся: согласованность и компетентность аппарата управления, а также, наличие высококвалифицированных кадров. Они способны использовать свой потенциал как основной рычаг в формировании и сохранении конкурентоспособности экономических систем.

Сложность и многосторонность понятия «человеческий капитал» повлекло за собой появление множества подходов к его определению и содержанию. Представители классической экономической школы, такие как У. Петти, А. Смит, А. Маршалл, предприняли первые попытку объяснения понятия «человеческий капитал» в процессе формирования оплаты труда и влияния образования, знаний, умений и навыков на уровень доходов. Современные исследователи в области управления человеческого капитала, к которым относятся С.Дятлов, У. Боуэн, М. Блауг Г. Беккер, Т. Шульц, Э. Фромм и др., значительно расширили данное понятие, основываясь на новых научно-теоретических и методологических подходах.

Из всего многообразия определений понятия «человеческий капитал» можно прийти к общему варианту его толкования. С одной стороны это знания, умения и навыки человека, с другой стороны – характеристики человека включают в понятие человеческого капитала также (культурные, социальные, психологические характеристики и др.), а с третьей стороны – характеристики, полученные путём профессионального обучения. Есть ещё один подход к определению данного понятия: инвестиции для формирования определённых качеств и способностей человека. Российские учёные, в лице Юрьева А.И., Бурикова И.С. и Коновалова М.А. предполагают формирование данного понятия через такие качества как работоспособность, способность к обучению, возможность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды и инновациям [4, c. 51].

Таким образом, основной смысл, закладываемый в интерпретацию понятия «человеческий капитал» учёными исследователями сводиться к единому мнению о том, что человеческий потенциал играет огромную роль в развитии общества, в достижении конкурентоспособности социально-экономических систем и развитии страны в целом.

Доказательством этому служит всемирный индекс конкурентоспособности (индекс глобальной конкурентоспособности). Во Всемирном докладе о конкурентоспособности, публикуемом Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), оценка конкурентоспособности происходит за счёт использования более 130 показателей, субиндексов и индексов, при этом показателей человеческого развития в разы больше. Они представлены в 30 таблицах приложения к Всемирному докладу о человеческом развитии ПРООН. При оценке конкурентоспособности и человеческого развития человеческий ресурс рассматривается с двух сторон: как фактор производства и как цель развития [1].

Формирование рейтинга стран, касающийся уровня человеческого развития, происходит при помощи интегральных индексов, основным из которых является индекс человеческого развития. Этот индекс рассчитывают, исходя из таких показателей как:

  1. продолжительность жизни населения;
  2. уровень грамотности взрослого населения;
  3. покрытие обучением население;
  4. объем ВВП на душу населения.

Процесс развития человеческого капитала уникален и неповторим, поскольку формирование и развитие человеческого капитала обеспечивает нахождение человека на разных этапах его становления и требует определённых вложений – финансовых, материальных и физических ресурсов.

Сложившаяся в настоящее время в России, структура инвестиций в формирование человеческого капитала, неэффективна. Она не позволяет качественно и количественно воспроизводить человеческий капитал. Некоторые составляющие находятся на критическом уровне. К ним относятся: уровень здоровья и образования, качество жизни и численность населения и др. Минимальный уровень развития человеческого капитала России снижает уровень конкурентоспособности страны за счёт использования природного потенциала в не полной мере, а также отсутствия возможности формирования и реализации перспективных проектов развития социально-экономических систем [3, c. 32].

В последнее время за счёт недостаточного финансирования снижается и эффективность функционирования социальной сферы. Это приводит к тому, что идёт снижение результатов использования всех ресурсов. Возникает их дефицит. Для того, чтобы решить эту проблему, нужно увеличить объём социальных инвестиций, которые необходимы для реализации человеческого капитала. Социальное инвестирование находится в прямой зависимости от бюджетного финансирования и доходов населения. Это наиболее выгодное явление как для отдельного человека, так и государства в целом, т.к. приносит значительный экономический эффект. Инвестиции должны быть целенаправленны и результативны, и в будущем окупаемы за счёт увеличения доходов населения. Для этого необходимо чётко определить направление, цель, объём и время финансовых вложений. До кризиса 2020 года государственная политика РФ, поддерживала программы инвестирования в различные социально-экономические системы, направленные на поддержку кадрового развития и формирования человеческого капитала. Но всемирная пандемия, глобализация цифрового развития общества и как следствие растущий уровень безработицы, значительно обесценили кадровый ресурс и снизили показатели производительности в развитии человеческого потенциала.

Но какие бы события не происходили на мировой арене, человеческий ресурс, а соответственно и его кадровый потенциал, является главным ресурсом в развитии жизнедеятельности общества и сохранении мирового богатства.

Поэтому, важную роль в повышении конкурентоспособности различных социально – экономических систем должны формировать базовые качества развития человеческого капитала, проявляемые в разных сферах жизнедеятельности человека (рис.).

Для РФ решение проблем, связанных с человеческим капиталом, может осуществляться только при разработке программ, связанных с финансовой поддержкой всех членов общества. Для этого нужно увеличить объём государственных социальных инвестиций в воспроизводство человеческого капитал, поддержать юридические и физические лица, которые вкладывают различные ресурсы (материальные и нематериальные) в развитие и сохранение собственного человеческого потенциала.

Рис. Факторы формирования базовых качеств человеческого капитала [2, с. 41]

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в современном обществе эффективное развитие человеческого капитала, как главного фактора повышения конкурентоспособности социально-экономических систем, является прерогативой развития государства в целом. Основным вектором развития конкурентоспособности человеческого капитала являются государственные инвестиции в улучшение благосостояния населения. Важно разработать систему стратегических решений, касающихся улучшения условий как первоначальных, так и последующих вложений в формирование компетенций и производственных способностей человеческого капитала в период трудовой активности и обеспечить условия трудовой жизнедеятельности и жизнеспособности общества в целом.

Текст статьи
  1. Global Competitiveness Report 2019: How to end a lost decade of productivity growth URL: https://www.weforum.org/reports/how-to-end-a-decade-of-lost-productivity-growth (дата обращения 20.06.2020)
  2. К вопросу о развитии инновационных кадров в условиях цифровизации и технологической революции: докл. к II Всероссийской научно-практической конференции «Развитие менеджмента: концепция «Industry 4.0», Орёл, 24-25 октября 2019 г. / О. И. Морозова, В. С. Денисенко ; Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2019. 325 с. - С.37-42.
  3. Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала: докл. к XX Апр. междунар. научн. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Н. В. Акиндинова, Е. Г. Ясин, Д. А. Авдеева и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 51 с.
  4. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада: докл. к XVII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 19-22 апр. 2016 г. / отв. Ред. Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова, Л.И. Якобсон; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. 76 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Сегодня — последний день приема статей
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября