Главная
АИ #24 (206)
Статьи журнала АИ #24 (206)
Классический танец как средство художественно-эстетического воспитания детей дош...

Классический танец как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Автор(-ы):

Головчанская Анна Андреевна

8 июня 2024

Научный руководитель

Белых Владимир Иванович

Секция

Педагогика

Ключевые слова

классический танец для детей
художественно-эстетическое воспитание ребенка
наглядный метод
концертное выступление
хореография
движения
координация движений
творческие способности

Аннотация статьи

«Классический танец» направлен на воспитание детей посредством хореографии, а также танец прививает любовь к хореографическому искусству, путем приобретения конкретных навыков в танце. Классический танец является фундаментом обучения, оно формирует необходимые технические навыки, и является высокой исполнительской культуры. Когда ребенок осваивает классический танец, формируется общая культура детей, появляется музыкальность, вырабатываются навыки общения в коллективе. В процессе эстетического воспитания у детей формируются индивидуальные творческие способности, которые надо помочь раскрыть ребенку во время занятий на уроке. В процессе формирования творческих способностей у детей формируются индивидуальные особенности ребенка, его желания, интересы. Эстетическое воспитание выполняет свои задачи и взаимодействует с другими видами воспитания: художественным воспитанием, физическим и нравственным воспитанием. Эстетическое воспитание его относят более широко к понятию художественного воспитания, потому что художественное воспитание является целенаправленным процессом, который учит детей воспринимать искусство, чувствовать, оценивать, наслаждаться искусством танца, а также помогает развивать в детях художественно-творческие индивидуальные особенности.

Текст статьи

На данный момент существует множество методов воспитания, в том числе – предложенная советским ученым, теоретиком дошкольного образования, Н. А. Ветлугиной: Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость. Именно этот данный метод отличается высокой художественностью, здесь важно не только точное воспроизведение, но и эмоционально образное исполнение. Следующий метод это, метод убеждения он дает возможность развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. В особенности данного метода его можно использовать, когда воспринимаемое прекрасно. Метод приучения, предполагает, чтобы ребенок проявлял желание улучшить окружающее, порадовать этим людей.

Метод поисковых ситуаций, побуждает детей к творческим проявлениям, нарисовать картину, например, самостоятельно придумать рассказ и пересказать его, сочинить стихотворение, ребенок может в любом виде проявить свои творческие способности. Эстетическое воспитание делится по формам:

По принципу управления деятельностью, по количеству детей, по видам деятельности. Способность отзываться на прекрасное делает человека глубокой личностью, а поведение, основанное на понимании красоты этических правил, делает человека более устойчивым.

Хореография – это искусство, а искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме.

Классический балет – эта драма, которая тесно слитая с музыкой. Живопись завершает этот союз, чтобы создать одно из глубоких достижений человечества.

Музыкальное сопровождение должно отвечать характеру движения. При подборе музыкального материала лучше использовать готовый материал для работы в хореографическом классе. Чтобы на уроке не было механического восприятия музыки, ученики должны уметь слушать музыку, разбирать ее содержание, уметь считать. Классический танец способен передать всю сложность взаимоотношений между человеком и окружающим его миром. Воспитание эстетических чувств тесно связано с формированием духовного облика человека, его эстетических убеждений, а также взглядов. Эстетическое воспитание ребенка имеет огромное влияние на общее всестороннее развитие. Основы закладывают при рождении ребенка и продолжается становление в течение всей жизни долгие годы, поэтому необходимо стараться создать такую атмосферу, которая развивает детей с эстетической стороны и прививает правильные взгляды, установки.

Хореография как средство эстетического воспитания детей

Хореографическое искусство позволяет научить детей выразительности и красоте в движениях, а также выработать умение воспринимать музыку, умение считать под музыку, развивает физические способности в каждом ребенке, а также помогает развить ловкость и смелость. Систематичность занятий и заинтересованность на уроке детей дают педагогу хореографу такую возможность как грамотно и эффективно выстроить рабочий процесс на уроке, а также осуществлять воспитательную деятельность, используя средства танца. Для детей занятие классическим танцем помогает развить мышление и фантазию, происходит постепенное гармоничное развитие каждого ребенка. На уроке в классе классический экзерсис – это основа от которого развиваются другие танцевальные направления. Комплекс экзерсиса благоприятно развивает детей, формирует гармонично тело, у детей появляются художественный вкус. Занятия на уроке развивают физическую силу детей, дети обогащаются духовно под классическую музыку. Когда ребенок занимается классическим танцем он невольно притягивает взгляды окружающих: балетная осанка, опущены плечи.

Но ее формирование – это ежедневный, долгий, монотонный труд, который требует терпения и еще много других качеств от детей. Основные характеристики для работы в хореографическом классе и в жизни целом, это трудолюбие, терпение, ответственность и дисциплина. Каждый урок классического танца способствует эстетическому воспитанию детей, помогает в росте общей культуры искусства танца. Младший школьный возраст дети 5–6 лет, обладают определенными особенностями данного периода непоседливостью и повышенной возбудимостью, гиперактивностью. Формирование у детей художественного вкуса у младших школьников зависит от культурной среды, а также от уровня художественной воспитанности, ребенок, развиваясь в коллективе набирается художественного опыта личности под воздействием искусства. Именно танцевальное искусство дает возможность гармоничного развития для детей, занятия способствуют развитию памяти у детей младшего школьного возраста.

Цель занятий хореографией, пробудить в ребенке заинтересованность к занятию, научить его необходимым двигательным навыкам. Творческая личность – это важнейшая цель процесса обучения, а также и эстетического воспитания, без способности формирования к эстетическому творчеству, нельзя дальше решить задачу всестороннего и гармоничного развития личности каждого ребенка. Каждый хореограф старается подготовить детей, сформировать у них понимание об искусстве, развить и укрепить определенные навыки, а также всесторонне гармонично развить личность. Музыкальный материал на уроке классического танца дает основу, она определяет характер, настроение танца, ее композиционное и драматическое построение, ее смысловую нагрузку. Классический танец учит вслушиваться в образ музыки, понимать ее язык, уметь разбираться в формах и выразительных средствах танцевального искусства, гармонично, легко управлять своим телом под музыкальное сопровождение. Чтобы на уроке не было механического восприятия музыки, ученики должны уметь слушать музыку, уметь считать. Занятия классическим танцем наполнены постоянными повторениями упражнений и элементов и являются крайне тяжелой, кропотливой работой для ребенка и хореографа. Классический танец способен передать всю сложность взаимоотношений между человеком и окружающим его миром. К выразительным средствам классического танца относят: танцевальные комбинации, музыкальный материал, классические позы.

Постоянное занятие хореографией развивает тело, вырабатывают правильную, грациозную и ровную осанку, придает элегантность. Хореография учит детей логическому, организованному движению, занимаясь сразу постановкой рук, головы, ног, корпуса, а также вырабатывает в учащихся устойчивость корпуса. Обучает классический танец внимательности, аккуратности, трепету и объясняет фундаментальные и основные правила исполнения определенных движений. Для осуществления грамотного воспитательного процесса значение имеют педагогические условия. Правильно подобранные и реализованные педагогические условия позволяют преподавателю достичь высоких результатов в процессе учебно-воспитательной работы с детьми. Под педагогическими условиями понимается совокупность необходимых мер, способствующих формированию эстетической культуры, а под комплексом педагогических условий-совокупность взаимосвязанных педагогических условий, реализация которых будет способствовать уровню эстетической культуры детей в хореографическом коллективе, которая включает в себя следующее: создание благоприятной образовательной среды, благоприятную атмосферу в коллективе, основанную на принципах общения между детьми в коллективе.

В. Д. Тихомиров утверждал, что «в подготовке к овладению искусством классической хореографии существуют две основные части: это, во-первых, техника искусства, а во-вторых, художественная выразительность».

«Человеческое тело в известный момент своего художественного (физического и душевного) воспитания делается пластически красноречиво».

Огромное влияние на развитие детей хореографического коллектива влияют участия в различных концертах городских\районных\областных мероприятиях, а также на фестивалях, танцевальных, конкурсах в процессе чего происходит обогащение эстетических взглядов и повышение культуры. Осуществляется это путем общения различных коллективов между собой, предполагающего обмен эмоциями относительно конкурса или выступления на концерте. Во время репетиционного процесса коллективы смотрят на поведение друг друга на сцене и за кулисами, а также обращают внимание, придают ли значение в другом коллективе наличию хореографической формы, насколько там дисциплинированны дети, как они относятся к своим выступлениям и хореографическим постановкам других участников коллективов. Все это всесторонне развивает детей, учит их замечать важные детали в которой они занимаются. Когда создан благоприятный психологический климат, в коллективе между детьми сплоченность, выработана дисциплина и привиты этические нормы общения и морали, формируется фундамент, на котором выстраиваются эстетическая культура всех участников коллектива посредством многообразия упражнений на развитие воображения и образного мышления. Например, прослушивание музыки и анализ музыкальных произведений, просмотр балетный спектаклей, концертов и выявление главной сюжетной линии, самых запоминающихся главных моментов в спектакле или хореографической постановке. Отличной мотивацией для детей является, проявление своего внутреннего мира и мировоззрения, станет вовлечение участников в постановочный процесс хореографического произведения. Еще отличной мотивацией для детей может быть предоставление возможности выполнить какое-либо задание в группах, например придумать комбинации, здесь хореограф может наблюдать за обширным полетом фантазии своих учеников, образного и абстрактного мышления в группе, что повышает уровень эстетической культуры детей. Есть много способов формирования эстетической культуры позволяющей сделать процесс художественно-нравственного воспитания наиболее легким, увлекательным, гармоничным для всего коллектива классического танца, который будет способствовать многогранному и всестороннему развитию личности. Хореографический коллектив классического танца, в котором педагог хореограф обладает высоким уровнем нравственно-эстетического и художественного развития и создает благоприятную обстановку в коллективе – является благодатной почвой для выращивания эстетически образованных личностей и воспитания в них чувства прекрасного.

Упражнения, способствующие повышению уровня эстетической культуры детей

Каждое упражнение следует грамотно применять и гармонично вписывать в ход урока, добиваясь от детей понимания цели для чего это, и избегая бездумного выполнения движения. Важным фактором выполнения упражнений является систематичность ее выполнения, использование на занятиях на постоянной основе. Благодаря такому подходу у детей вырабатываются необходимые для повышения уровня эстетической культуры качества, которые являются ценными не только на занятиях по хореографии, но и в повседневной жизни детей. С первого занятия педагог хореограф должен ставить себе цель объяснить важность такой черты как пунктуальность. Если коллектив только создан, и в его состав входят дети, которые ранее не занимались то стоит провести беседу на уроке с воспитанниками, первое время возможно некоторые дети будут проявлять отсутствие этой черты характера, за исключением тех детей которым уже эти качества привили родители, уделявшие должное количество времени эстетическому воспитанию. Детям важно дать понять, что занятие начинается ровно в определенное время и приходить на него нужно заранее. Для этого необходимо начинать занятие в 18:00 если оно стоит в расписании в такое время, ни минутой позже. Дети, приходящие с опозданием, будут испытывать неудобство пред педагогом и другими детьми заходя в хореографический класс во время занятия, и в дальнейшем скорее они уже не будут допускать опоздания, будут стараться приходить немного заранее. Это требует собранности, пунктуальности уже с раннего детского возраста. Ответственность и собранность – это качества, позволяющие добиться успеха в любом начинании, особенно в хореографии. Они проявляются в осознанном отношении к учебно-воспитательному процессу, которого можно добиться только словесными методами обучения. Систематично и целенаправленно объяснять детям на конкретных примерах всю серьезность, с которой они должны подходить к занятиям. О важности дисциплины на занятиях классического танца можно рассуждать долго, расскажу о тех правилах, к которым прибегаю я на своих занятиях. Повышенный тон и строгость в голосе имеет свое влияние на соблюдение дисциплины в коллективе. Если педагог объявил о том, какое задание будут исполнять, дети вскоре должны стоять в исходном положении в необходимой позиции до начала комбинации или упражнения. Когда комбинация или упражнение закончились, дети должны стоять в позиции, пока педагог не разрешит «сойти». Здесь вырабатываются помимо дисциплины, стойкость, терпеливость и выносливость у детей. Дисциплина должна быть на протяжении всего занятия от начала и до конца урока, не разговаривать в течении урока, не мешать другим, не отвлекать других детей, а внимательно дети должны слушать педагога. В моменте, когда нарушается дисциплина, можно спокойным голосом продолжить объяснить материал, дети, которые до этого внимательно слушали, запомнят материал или упражнение, а те дети, которые отвлекались и прослушали для них послужит толчком к осознанию важности на уроке соблюдения дисциплины и внимательного отношения к тому, что говорит педагог.

Уважение к преподавателю и другим детям в коллективе классического танца. Данное качество можно развить следующим способом: дать участникам задания, где они должны самостоятельно сочинить небольшую комбинацию из предложенных педагогом движений. В момент, когда дети начнут показывать по очереди выполненное задание, один ребенок показывает сочиненную комбинацию, другие дети не отвлекаются, а смотрят. Можно объявить детям о том, что у них концерт, на котором они все зрители, пока один ребенок выступает, они как строгие и объективные жюри выставляют оценки и аргументируют их. Таким образом каждому ребенку будет уделено внимание его сверстников.

Методики на развитие уровня эстетической культуры:

  • Дисциплинированность (определенные правила поведения в хореографическом коллективе, принятие исходного положения и сохранение его до конца танца);
  • Уважение и вежливость к преподавателю и другим детям в коллективе (важно чтобы дети понимали, что необходимо уделять свое внимание не только собственному исполнению, но и исполнению других участников);
  • Осознание (должно быть понимание детьми, что красота в исполнении добивается трудом, работой над собой);
  • Видение красоты в искусстве танца (просмотр различных фильмов о выступлении артистов, просмотр спектаклей);
  • Обращение внимания на окружающую действительность (осуществляется словесными и наглядными методами);
  • Умение выражать свое отношение к увиденному (словесные методы обучения).

Занятие по эстетическому воспитанию:

1 этап организационный, проверка готовности к занятию, проверка наличия формы, убранные волосы, наличие дневника, эмоциональный настрой детей.

2 этап сообщение темы занятия, какие задачи и цели на уроке в доступной для понимания детей форме.

3 этап объяснение нового материала, разучивание новый движений, элементов.

Объяснение детям, что такое эстетика, приводя примеры. Например: Эстетика это умение видеть красоту в каком-либо объекте, который нас окружает в обычной жизни. Как красиво упал луч солнца в окно комнаты и осветил ее ярким лучом. Детям важно донести что прекрасное можно увидеть не только в природе, больше всего кроется в произведениях искусства. Важно научить выделять мельчайшие детали, чтобы разглядеть истинную красоту, например картины. Всему этому призвана научить эстетика. Помимо этого, важно научить детей слушая музыкальное произведение, почувствовать, какие эмоции она вызывает. А вызывать она может достаточно много эмоций: счастье, радость, грусть, спокойствие или тревогу и другие. Поэтому важно в классе выделять время на уроке на прослушивание музыкальных фрагментов с детьми.

4 этап закрепление изученного материала. С помощью общения с детьми происходит закрепление понятия слова эстетика посредством вопросов: «Что такое эстетика?», «Для чего она нужна?». Дети могут перечислять упражнения, которые делали на уроке и которые больше запомнились и понравились. Потом обучающиеся перечисляют наглядные примеры произведений, которые были на уроке.

5 этап подведение итогов занятия. Обозначается тема следующего занятия.

Заключение

Огромное значение имеет классический танец в общественной жизни. Он воспитывает детей с раннего возраста, закладывает эстетические основы нравственности, красоты, чувства патриотизма. Путь классического танца был долгим и сложным добиваясь совершенства в каждом движении, а также легкости в прыжках, и в красоте его поз. Чем дальше развивается искусство, тем шире становится круг традиций. Танцы соответственно общему построению главным образом групповые, с большим количеством участников. На всем протяжении расширенной за обычные рамки сцены раскрываются многообразные и красочные танцевальные сцены, сдержанные единой волей. Дисциплина видна во всем, в точности от отдельных танцевальных движений, в единообразии и сложности массовых па.

Список литературы

  1. Тарасов Н.И. Классический танец / Н.И. Тарасов. – СПб.: Издательство «Лань». 2005. – 496 с.
  2. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста О.В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012.
  3. Пермякова М.Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей / М.Ю. Пермякова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 203-206.
  4. Мамедова И.М. Эстетическое воспитание школьников [Текст] / И.М. Мамедова // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 790-792
  5. Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании В.М. Лизинский – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
  6. Долгополова Л.А. Психолого-педагогические основания индивидуального подхода в работе педагога-хореографа / Л.А. Долгополова / Успехи современной науки и образования. – 2017. Т. 1. – № 3. – С. 135-138.
  7. Богданов Г.Ф. Педагогическое руководство любительским танцевальным коллективом / Г.Ф. Богданов. – М.: Рольф, 2011. – 272 с.
  8. Власов В.А. Воспитание прекрасного в человеке. Теории эстетического воспитания в России во II половине ХIХ – начале ХХ вв. Монография [Текст] В.А. Власов, Под ред. проф. В.В. Макаева. – Пятигорск, изд. ПГЛУ, 2008. – 96 с.
  9. Воспитание искусством [Текст]. – СПб.: Центр развития дополнительного образования ГОУ СПбГДТЮ, 2006 – 131 с.
  10. Бахрушин Ю.А. История русского балета. М., 1977 г.
  11. Вечеслова Т.М. Статьи о балете. Л. 1980 г.
  12. Красовская В.М. Нижинский. В.М. 1972 г.
  13. Львов-Анохин Б.А. Мастера балета М. 1976 г.
  14. Слонимский Ю.И. 1962 г.
  15. Бахрушин Ю. Воспоминание балетмейстера Л. – М., 1962 г.

Поделиться

173

Головчанская А. А. Классический танец как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2024. №24 (206). Ч.III.С. 49-54. URL: https://apni.ru/article/9562-klassicheskij-tanec-kak-sredstvo-hudozhestvenno-esteticheskogo-vospitaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля