Введение
Актуальность изучения вопроса психологической травмы у детей и подростков, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах, обусловлена растущим вниманием к психическому здоровью молодых людей, эффективному реагированию на расширение линейки вновь возникающих психологических проблем.
Особое место в этом спектре занимают психотравмы, связанные с насилием и жестоким обращением с детьми. Статистика показывает, что количество детей, подвергающихся различным формам насилия, пренебрежения и потери близких, увеличивается, что в разряд первоочередных задач перед психологической теорией и практикой ставит разработку эффективных методов диагностики, коррекции и поддержки этой группы населения. Исследования подтверждают, что последствия детской травмы могут иметь долгосрочные негативные последствия, приводя к социальной дезадаптации, личностным нарушениям, искажению межличностного взаимодействия, аффективным расстройствам и ряду других негативных психических состояний.
Понимание причинности психологических травм и их последствий, по нашим представлениям, может способствовать разработке целевых психокоррекционных вмешательств, которые смогут минимизировать долгосрочные негативные последствия травмы. В этом контексте перспективным направлением является изучение зарубежных подходов и теорий, к примеру, таких как теория травмы и теория привязанности, с последующей адаптацией для практического применения в России.
Понимание травмирующих состояний у детей и подростков начинается с определения и классификации понятия травмы. Психотравма – это психологическая реакция на события, которые воспринимаются как угрожающие или катастрофические, вызывают значительную тревогу и оказывают негативное влияние на психическое состояние ребенка. Эти события могут включать инциденты с применением насилия, потерю близких, серьезную болезнь или катастрофу.
В работе с психологической травмой следует учитывать разную реакцию на травмирующую ситуацию девочек и мальчиков. Исследования показывают, что они могут по-разному реагировать на одни и те же события и переживать их по-разному. Девочки чаще испытывают внутренние психологические конфликты и развивают такие заболевания, как депрессия или тревожные расстройства, тогда как мальчики чаще испытывают внешние симптомы стресса, такие как агрессивное поведение и поведенческие проблемы. Эти различия требуют индивидуального подхода к диагностике и лечению с учетом гендерных аспектов взаимодействия с ребенком и его семьей [4, c. 490].
Для оценки степени травматизации, традиционно одним из наиболее важных инструментов является структурированное клиническое интервью, которое обеспечивает глубокое понимание опыта ребенка и его взаимодействия с окружающей средой. Такие интервью могут содержать вопросы, направленные на выявление симптомов травматической реакции, включая посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, КПТСР), а также других возможных проблем с психическим здоровьем.
Грамотно выстроенная стратегия клинического интервью повышает вероятность точной оценки психологического состояния ребенка. При этом диагноз должен учитывать возрастные особенности, а также культурный и социальный контекст, в котором растет ребенок.
Касательно использования конкретных технологий современной практической психологии, то традиционно наиболее эффективным и общепризнанным направлением является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Когнитивно-поведенческая терапия успешно используется с детьми, получившими психологическую травму, фокусируясь на изменении негативных мыслей и поведения, возникающими после переживания травмирующих событий [2, c. 35].
Роль когнитивно-поведенческой терапии в работе с травмированными детьми не ограничивается только коррекцией уже развившихся психопатологий, но включает и профилактику развития более серьезных психологических расстройств.
В качестве примера успешного использования КПТ можно привести работу психологической службы Московского Центра развития психотерапии, где в 2019 году была проведена серия терапевтических сессий с группой подростков, переживших социальную травму в виде буллинга в школе. В результате шестимесячной программы участники продемонстрировали значительное снижение тревожных и депрессивных симптомов, а также улучшение адаптации к школе и общего эмоционального благополучия [3, c. 460].
Не менее эффективным направлением работы с психологической травмой являются нарративные практики и изотерапия. Нарративные практики, используемые в психотерапии, позволяют детям переосмысливать и обрабатывать травмирующие события посредством рассказывания историй. Эти методы основаны на создании новых значений и переопределении опыта, способствующих психологическому исцелению. В России нарративные техники используются в различных реабилитационных программах, в том числе при работе с детьми, пострадавшими от насилия или стихийных бедствий.
Эффективность методов рассказывания историй подтверждается исследованиями, показывающими, что переосмысление травмы посредством рассказывания историй помогает снизить стресс, улучшить настроение и облегчить симптомы посттравматического стрессового расстройства.
Для обоснования эффективности указанных направлений, их интеграции, хотелось бы указать на опыт междисциплинарного подхода программа «Дети Солнца», стартовавшая в Москве в 2021 году. Такого рода опыт достаточно широко используется в нашей практической деятельности. Программа направлена на помощь детям, пережившим эмоциональное насилие, и включает элементы когнитивно-поведенческой терапии для исправления искаженных убеждений, арт-терапию для эмоционального выражения и повествовательные практики для переосмысления переживаний. Результаты программы показали значительное улучшение психологического благополучия участников, включая уменьшение симптомов тревоги и депрессивных проявлений, а в конечном итоге, улучшение социальной адаптации [1, c. 145].
Практика в профилактике и коррекции психологической травмы детей и подростков, показывает значительную роль взаимодействия психолога с семьей. Активные методы вовлечения родителей в процесс терапии дают весьма ощутимые результаты. Работа с семьями часто включает стратегии, учитывающие культурные и социальные аспекты и направленные на создание благоприятной среды, способствующей выздоровлению ребенка и обретению им гармоничного психологического состояния. Такого рода стратегии включают информирование родителей о последствиях травмы, обучение навыкам поддержки и вовлечение их в терапевтический процесс.
Обучение близких методам психологической поддержки и сопровождения своих детей является ключевым аспектом успешного восстановления и адаптации детей после травмы. В России этот подход набирает все большую популярность благодаря программам, направленным на повышение компетенций родителей в сфере психологической поддержки.
Заключение
Исследование кризисных ситуаций и психологической травмы у детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявило ряд системных проблем, в том числе недостаточное вовлечение семьи в реабилитационный процесс и отсутствие специализированных программ поддержки в региональных образовательных учреждениях. Более того, существующие направления и практики психологического сопровождения и коррекции, требуют постоянной адаптации к быстро изменяющейся социальной ситуации.
Для дальнейшего изучения и развития темы предлагается сосредоточить усилия на разработке целостных образовательных программ для специалистов, включающих курсы по кризисной психологии, методам семейной терапии и совладению с детской травмой в образовательных учреждениях и социальных службах.
Также важно регулярно проводить научные исследования для оценки эффективности существующих методов и разработки новых подходов, адаптированных к специфике российского контекста.
Результаты исследования показывают, что существует значительная необходимость в создании поддерживающих и образовательных ресурсов для родителей и лиц, осуществляющих уход, чтобы лучше справляться с последствиями травмы у детей. Это не только повышает психологическую безопасность и благополучие детей и молодежи, но и способствует их успешной социальной адаптации и интеграции в общество.