Главная
АИ #23 (205)
Статьи журнала АИ #23 (205)
Теоретическое обоснование подходов к профилактике психологической травмы у детей...

Теоретическое обоснование подходов к профилактике психологической травмы у детей и подростков в трудной жизненной ситуации

Автор(-ы):

Авдеева Татьяна Олеговна

Волоскова Виктория Алексеевна

Толстошеина Валерия Андреевна

Цыплухина Екатерина Алексеевна

8 июня 2024

Научный руководитель

Уваров Евгений Алексеевич

Секция

Психология

Ключевые слова

психотравма
теория привязанности
когнитивно-поведенческая терапия
нарративные практики
изотерапия
психологическая коррекция

Аннотация статьи

В статье рассматриваются психотравматические состояния у детей и подростков, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. Анализируются теоретические подходы, включая теорию травмы и теорию привязанности, а также применение различных методик коррекции и терапии, таких как когнитивно-поведенческая терапия, нарративные практики и изотерапия. Особое внимание уделяется анализу российской практики по поддержке и реабилитации детей и подростков в кризисных ситуациях.

Текст статьи

Введение

Актуальность изучения вопроса психологической травмы у детей и подростков, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах, обусловлена растущим вниманием к психическому здоровью молодых людей, эффективному реагированию на расширение линейки вновь возникающих психологических проблем.

Особое место в этом спектре занимают психотравмы, связанные с насилием и жестоким обращением с детьми. Статистика показывает, что количество детей, подвергающихся различным формам насилия, пренебрежения и потери близких, увеличивается, что в разряд первоочередных задач перед психологической теорией и практикой ставит разработку эффективных методов диагностики, коррекции и поддержки этой группы населения. Исследования подтверждают, что последствия детской травмы могут иметь долгосрочные негативные последствия, приводя к социальной дезадаптации, личностным нарушениям, искажению межличностного взаимодействия, аффективным расстройствам и ряду других негативных психических состояний.

Понимание причинности психологических травм и их последствий, по нашим представлениям, может способствовать разработке целевых психокоррекционных вмешательств, которые смогут минимизировать долгосрочные негативные последствия травмы. В этом контексте перспективным направлением является изучение зарубежных подходов и теорий, к примеру, таких как теория травмы и теория привязанности, с последующей адаптацией для практического применения в России.

Понимание травмирующих состояний у детей и подростков начинается с определения и классификации понятия травмы. Психотравма – это психологическая реакция на события, которые воспринимаются как угрожающие или катастрофические, вызывают значительную тревогу и оказывают негативное влияние на психическое состояние ребенка. Эти события могут включать инциденты с применением насилия, потерю близких, серьезную болезнь или катастрофу.

В работе с психологической травмой следует учитывать разную реакцию на травмирующую ситуацию девочек и мальчиков. Исследования показывают, что они могут по-разному реагировать на одни и те же события и переживать их по-разному. Девочки чаще испытывают внутренние психологические конфликты и развивают такие заболевания, как депрессия или тревожные расстройства, тогда как мальчики чаще испытывают внешние симптомы стресса, такие как агрессивное поведение и поведенческие проблемы. Эти различия требуют индивидуального подхода к диагностике и лечению с учетом гендерных аспектов взаимодействия с ребенком и его семьей [4, c. 490].

Для оценки степени травматизации, традиционно одним из наиболее важных инструментов является структурированное клиническое интервью, которое обеспечивает глубокое понимание опыта ребенка и его взаимодействия с окружающей средой. Такие интервью могут содержать вопросы, направленные на выявление симптомов травматической реакции, включая посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, КПТСР), а также других возможных проблем с психическим здоровьем.

Грамотно выстроенная стратегия клинического интервью повышает вероятность точной оценки психологического состояния ребенка. При этом диагноз должен учитывать возрастные особенности, а также культурный и социальный контекст, в котором растет ребенок.

Касательно использования конкретных технологий современной практической психологии, то традиционно наиболее эффективным и общепризнанным направлением является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Когнитивно-поведенческая терапия успешно используется с детьми, получившими психологическую травму, фокусируясь на изменении негативных мыслей и поведения, возникающими после переживания травмирующих событий [2, c. 35].

Роль когнитивно-поведенческой терапии в работе с травмированными детьми не ограничивается только коррекцией уже развившихся психопатологий, но включает и профилактику развития более серьезных психологических расстройств.

В качестве примера успешного использования КПТ можно привести работу психологической службы Московского Центра развития психотерапии, где в 2019 году была проведена серия терапевтических сессий с группой подростков, переживших социальную травму в виде буллинга в школе. В результате шестимесячной программы участники продемонстрировали значительное снижение тревожных и депрессивных симптомов, а также улучшение адаптации к школе и общего эмоционального благополучия [3, c. 460].

Не менее эффективным направлением работы с психологической травмой являются нарративные практики и изотерапия. Нарративные практики, используемые в психотерапии, позволяют детям переосмысливать и обрабатывать травмирующие события посредством рассказывания историй. Эти методы основаны на создании новых значений и переопределении опыта, способствующих психологическому исцелению. В России нарративные техники используются в различных реабилитационных программах, в том числе при работе с детьми, пострадавшими от насилия или стихийных бедствий.

Эффективность методов рассказывания историй подтверждается исследованиями, показывающими, что переосмысление травмы посредством рассказывания историй помогает снизить стресс, улучшить настроение и облегчить симптомы посттравматического стрессового расстройства.

Для обоснования эффективности указанных направлений, их интеграции, хотелось бы указать на опыт междисциплинарного подхода программа «Дети Солнца», стартовавшая в Москве в 2021 году. Такого рода опыт достаточно широко используется в нашей практической деятельности. Программа направлена на помощь детям, пережившим эмоциональное насилие, и включает элементы когнитивно-поведенческой терапии для исправления искаженных убеждений, арт-терапию для эмоционального выражения и повествовательные практики для переосмысления переживаний. Результаты программы показали значительное улучшение психологического благополучия участников, включая уменьшение симптомов тревоги и депрессивных проявлений, а в конечном итоге, улучшение социальной адаптации [1, c. 145].

Практика в профилактике и коррекции психологической травмы детей и подростков, показывает значительную роль взаимодействия психолога с семьей. Активные методы вовлечения родителей в процесс терапии дают весьма ощутимые результаты. Работа с семьями часто включает стратегии, учитывающие культурные и социальные аспекты и направленные на создание благоприятной среды, способствующей выздоровлению ребенка и обретению им гармоничного психологического состояния. Такого рода стратегии включают информирование родителей о последствиях травмы, обучение навыкам поддержки и вовлечение их в терапевтический процесс.

Обучение близких методам психологической поддержки и сопровождения своих детей является ключевым аспектом успешного восстановления и адаптации детей после травмы. В России этот подход набирает все большую популярность благодаря программам, направленным на повышение компетенций родителей в сфере психологической поддержки.

Заключение

Исследование кризисных ситуаций и психологической травмы у детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявило ряд системных проблем, в том числе недостаточное вовлечение семьи в реабилитационный процесс и отсутствие специализированных программ поддержки в региональных образовательных учреждениях. Более того, существующие направления и практики психологического сопровождения и коррекции, требуют постоянной адаптации к быстро изменяющейся социальной ситуации.

Для дальнейшего изучения и развития темы предлагается сосредоточить усилия на разработке целостных образовательных программ для специалистов, включающих курсы по кризисной психологии, методам семейной терапии и совладению с детской травмой в образовательных учреждениях и социальных службах.

Также важно регулярно проводить научные исследования для оценки эффективности существующих методов и разработки новых подходов, адаптированных к специфике российского контекста.

Результаты исследования показывают, что существует значительная необходимость в создании поддерживающих и образовательных ресурсов для родителей и лиц, осуществляющих уход, чтобы лучше справляться с последствиями травмы у детей. Это не только повышает психологическую безопасность и благополучие детей и молодежи, но и способствует их успешной социальной адаптации и интеграции в общество.

Список литературы

  1. Ананикова, В.В. Система психологической помощи и анализ психологического аспекта здоровья детей и подростков / В.В. Ананикова // Наука и инновации в современном мире: Сборник научных статей / Научный редактор А.С. Старун. Том Часть II. – Москва: Издательство «Перо». – 2019. – С. 142-146.
  2. Методы изучения и коррекции жизненных перспектив личности: учебное пособие / И.А. Ральникова, О.С. Гурова, С.С. Даренских, Е.А. Ипполитова, Г.Ф. Кроян, под общ. ред. О.С. Гуровой; Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020. – 185 с.
  3. Морозова Н.Н., Никишов С.Н., Осипова И.С., Баляев С.И. Особенности психологической адаптации подростков к трудным жизненным ситуациям // Гуманитарий:    актуальные проблемы гуманитарной науки      и образования. – 2022. – № 4 (60). – С. 459-476.
  4. Штафетова, И.В. Психолого-педагогическая поддержка подростков и молодежи в трудной жизненной ситуации / И.В. Штафетова // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития: Сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции, Калуга, 12 ноября 2021 года. – Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», 2022. – С. 487-491.

Поделиться

128

Авдеева Т. О., Волоскова В. А., Толстошеина В. А., Цыплухина Е. А. Теоретическое обоснование подходов к профилактике психологической травмы у детей и подростков в трудной жизненной ситуации // Актуальные исследования. 2024. №23 (205). Ч.II.С. 78-81. URL: https://apni.ru/article/9563-teoreticheskoe-obosnovanie-podhodov-k-profilaktike-psihologicheskoj-travmy-u-detej-i-podrostkov-v-trudnoj-zhiznennoj-situacii

Похожие статьи

Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля