Главная
АИ #24 (206)
Статьи журнала АИ #24 (206)
Процесс эволюции контрольно-надзорной деятельности в зарубежных странах и России

Процесс эволюции контрольно-надзорной деятельности в зарубежных странах и России

Автор(-ы):

Удовыдченко Ирина Викторовна

10 июня 2024

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

контроль
надзор
аудит
контрольные мероприятия
социально-экономическое развитие
контрольно-надзорная деятельность

Аннотация статьи

В настоящее время возросла заинтересованность владельцев и руководителей хозяйствующих организаций в обеспечении эффективного и надежного функционирования внутреннего контроля на предприятии. Внутренний контроль – это комплекс мер, процедур и мероприятий, которые руководство экономического субъекта использует для упорядоченной и эффективной деятельности, сохранения активов и предотвращения их искажения. Благодаря широкому пониманию целей и функций контроля, широкому разнообразию форм организации внутренней контрольной деятельности на практике, сложность разработки оптимальных критериев для оценки эффективности работы системы внутренних контрольных мероприятий.

Текст статьи

Система контрольно-надзорной деятельности в России вот уже третье десятилетие регулярно подвергается реформированию. Данная реформа до сих пор считается незавершенной. Между тем ни в правовой науке, ни в законодательстве до сих пор не сформулировано четкого определения таким правовым терминам как «контроль», «надзор», «контрольно-надзорная деятельность». Вопросам развития методики определения эффективности системы внутреннего контроля посвящены труды А. В. Акулова, Т. Ю. Базарова, Е. Л. Беловой, И. Н. Богатой, А. В. Глущенко, В. И. Горло, С. И. Жминько, Н. В. Забелиной, О. В. Ковалевой, Н. Т. Лабынцева, Д. В. Малыхина, Н. Е. Малюты, Ф. Б. Риполь-Сарагоси, Н. Н. Рыжих, Б. Н. Соколова. Среди зарубежных ученых, внесших вклад в разработку процессного подхода в управлении, следует отметить Д. П. Вумека, Дж. Джестона, Д. Т. Джонса, М. Имаи, Роберта С. Каплан, Дейвида П. Нортона, Й. Нелис. Значительный вклад в изучение отдельных теоретических проблем и разработку практических рекомендаций по применению процессного подхода внесли отечественные исследователи Е. М. Евстафьева, В. Г. Елиферов, В. В. Кондратьев, И. А. Краснова, С. И. Крылов, М. Н. Кузнецов, В. А. Лопатин, В. В. Репин и других. Контроль – это необходимое условие существования любого производства, фактически, он является энергией хозяйственной жизни, которая дает импульс социально-экономическому развитию.Он как бы распространяет и усиливает все положительное, что было накоплено предварительно. Данный вид деятельности способствует получению информации о том, какие процессы происходят в обществе, помогает выработать наиболее целесообразные решения общих и специфических вопросов развития экономики, предоставляет возможность оценить правильно ли принято решение, своевременно ли оно воплощено в жизнь, насколько эффективно.Однако следует учитывать, что эффективного контроля без надлежащего бухгалтерского учета быть не может. Лишь благодаря учету контроль должным образом способен выполнить поставленные перед ним задачи. Исходя из вышеприведенного, контроль направлен на установление несоответствия фактических показателей от запланированных, осуществление мероприятий по устранению выявленных отклонений и внедрение профилактических действий для предупреждения их возникновения в будущем. Те величины, состояние которых сравнивается с планируемыми показателями, являются объектами контроля. Например, объектом контроля соблюдения запланированных объемов отпуска материалов на производство являются непосредственно материалы, количество расходования которых проверяется. Неотъемлемой и обязательной составляющей контроля являются его субъекты-лица, осуществляющие контроль. Но не каждый человек может рассматриваться как субъект контроля. Он превращается в таковой, когда у него возникает направленность, появляется желание или обязательство осуществлять контрольную деятельность. Причинами этого могут быть должностные обязанности, волевая и эмоциональная направленность. По отношению к проверяемому предприятию контроль может быть внешним и внутренним. Внешний контроль осуществляют субъекты, не входящие в состав структурного подразделения предприятия, деятельность которого контролируется, и не являющиеся его работниками. Представители Государственной налоговой службы, Контрольно-ревизионного управления и Госказначейства (в бюджетных учреждениях и на предприятиях, использующих средства бюджета), государственного Пенсионного фонда вместе с субъектами третьей группы – следователями прокуратуры контролируют деятельность предприятия и бухгалтера с помощью данных бухгалтерского учета. Поэтому данные должны быть четкими, достоверными, надлежащим образом оформленными и своевременными. Внутренний контроль деятельности предприятия осуществляется непосредственно работниками или собственниками предприятия. Следовательно, бухгалтер также является субъектом внутреннего контроля, причем в нескольких измерениях. Прежде всего, он контролирует правильность записей бухгалтерского учета о хозяйственной деятельности предприятия. Взаимная сверка данных бухгалтерского учета между: бухгалтерами должна обязательно проводиться с определенной периодичностью (один раз в неделю, десять дней, месяц). Например, сравнивают данные учета кассир и бухгалтер банковских операций: или сумма, выданная из кассы, полностью передана в банк и наоборот. Как правило, внешние проверяющие обращают внимание на такие операции, поэтому внутренний контроль способствует спокойствию бухгалтера и безопасности предприятия. Кроме того, бухгалтер в своей деятельности контролирует правильность данных об осуществленных на предприятии хозяйственных операциях, предоставляемых другими подразделениями. В частности, бухгалтер может установить, верны ли сведения об отпуске материалов, предоставленные кладовщиком: не отпущено ли со склада больше материалов, чем по бухгалтерским документам. Соответственно, бухгалтер должен знать механизм реализации контроля и каким образом вести учет, чтобы обеспечить его успешное функционирование и использовать как для улучшения качества своей работы, так и для управления в целом. Контроль работы бухгалтера внешними субъектами и контроль, который реализует бухгалтер, в зависимости от этапа проведения хозяйственных операций и принятия управленческих решений может быть предупрежден (заключается в проверке целесообразности и возможности совершения определенных действий перед их осуществлением), текущим (проводится в процессе проведения операций для оперативного выявления отклонений и обеспечения нормальной их реализации) и следующим необходим для оценки достигнутых результатов после осуществления хозяйственных операций). Причем, контроль может осуществляться на основе изучения только документов документальный – проверка учетных документов, а также, реальным – проверка наличия товарно-материальных ценностей (инвентаризация ТМЦ), денежных средств путем их непосредственного осмотра и подсчета. Гармоничное сочетание и эффективность бухгалтерского учета и контроля возможны за счет разумной и рациональной реализации всех приведенных видов контроля. Четкие и подлаженные действия систем учета и контроля обеспечивают успешное развитие как отдельного предприятия, так и государства в целом.

Понятие контроля возникло и развивалось наряду с эволюцией человека. Его корни уходят в далекую древность, когда появились первые формы сознательной человеческой деятельности. Контроль возник в результате потребности, связанной с оценкой производства и необходимостью распределения товаров, необходимых для удовлетворения основных потребностей в еде и одежде. Он возник спонтанно и из неосознанной полностью потребности людей превратился в организованную, обязательную деятельность.

Движущей силой для развития контроля стала эволюция социально-экономических процессов человеческого общества и их негативные проявления – кражи, поджоги, убийства.

Совершенствование контроля происходило с изменением и реформированием самих социально-экономических отношений. На протяжении всех лет своего развития контроль был общественным явлением, адаптировавшимся к потребностям, целям страны, государственной администрации и руководящим классам.

Исследование сведений, зафиксированных в иероглифах, свидетельствует о внедрении контрольной деятельности еще до нашей эры. Надписи в пирамиде Хеопса являются бесспорными доказательствами наличия правил осуществления контрольной деятельности в Древнем Египте и Вавилоне. У древних греков также была своя собственная система публичной отчетности и контроля. Каждый год в Акрополе публично обсуждали результаты контрольной деятельности, в течение 451–450 гг. до н. э. создана первая кодификация римского права, что, по сути, является законом Двенадцати таблиц. Они содержали «обычные правовые распоряжения сущности гражданского права, уголовного права, процессуального права». Это нормы поведения, требовавшие контроля за их соблюдением. Эту систему можно считать законной регламентацией начала контрольной деятельности общественных отношений в Римской Империи в течение III-I вв. до н. э. Сенатская прослойка и так называемые «конницы» накапливали богатства, вследствие чего превратились в богатых собственников их право контролировать свою собственность является доказательством появления осмысленной и целенаправленной контрольной деятельности. Каждая провинция Римской империи была налогоплательщиком Рима, который со своей стороны осуществлял контроль за полным и своим сбором обязательных платежей.

Следует отметить, что колыбелью контрольного и ревизионного дела в мире является Италия – В Древнем Риме существовали комиссии в Сенате, проверявшие отчеты цензоров и квесторов, распоряжавшихся народными финансами. Позже в Риме создана организация административного контроля, что может рассматривать как прообраз Высшего контрольного института (Счетная палата).

Начало ревизионного дела положено в итальянских городах-государствах. Уже в XI в. там проводились первые ревизии местных общин и церквей. Признание необходимости существования контроля и контролеров происходило на уровне государства. Так, в г. Венеция впервые состоялась встреча Союза бухгалтеров и Ревизоров в (1581 г.), созданного по распоряжению государства. Действующие на тот час коллегии в Италии осуществляли как бухгалтерские, так и контрольно-ревизионные функции, что стало значительным шагом в развитии контрольного дела мира. Этот опыт перенесен и в другие европейские страны – Англию, Францию, Голландию, Бельгию, а также США.

Значительный вклад в развитие контрольного дела сделан также Англией. Еще в 1854 г. в г. Эдинбург (Шотландия) в соответствии с королевским декретом создана первая организация в области контроля, насчитывавшая 50 человек. Это стало свидетелем весомой роли, которую предоставляло контролю государство. Члены этой организации осуществляли контроль во имя и от имени королевы Англии.

В целом же организация контроля в Англии стала первой попыткой создания государственного контроля, хотя и на совершенно примитивном уровне. В Англии контроль начал развиваться в форме внешнего контроля-ревизии. В то время существовали две группы бухгалтеров-ревизоров. Перта-аккаунтанты, входившие в институт бухгалтеров-ревизоров. Они осуществляли контроль первичных книг, руководства, ликвидации и реорганизации фирм и обществ.

в 16 веке, в Англии была введена принудительная ревизия, охватывающая первые образующиеся общества. Для получения звания аккаунтанта кандидаты сдавали экзамен, затем три года приобретали практический стаж работы. После этого снова сдавали экзамен для получения статуса рядового члена Союза аккаунтантов.

К другой группе бухгалтеров-ревизоров относились аудиторы, являвшиеся банковскими ревизорами. Они разработали специальную терминологию, которая до сих пор используется контролирующими органами мира. их. деятельность была строго регламентирована (еще в 1862 г. вышел Закон Об обязательном аудите). Ревизии проводились в пределах одного года. До 1900 года только банки, а после этого года и все другие общества подлежали принудительной ревизии. Результаты контрольной деятельности аудиторов оформлялись в отчеты, которые сохранились и по сей день.

Одной из трех мировых держав, сыгравших существенную роль в развитии контрольного дела, является Франция. Французское академическое общество, основанное в 1881 году, обеспечило специальную подготовку аудиторов. Стоит отметить, что без диплома общества невозможно было заниматься ревизорской деятельностью. После получения диплома приобретался стаж, предоставлявший кандидатам допуск к экзамену для получения следующей степени. Отбор на этом этапе осуществлялся на основе ряда дополнительных требований: возраст (30 лет); стаж по специальности (7 лет), часть из него (5 лет) кандидату нужно было занимать руководящую должность; удачно сложений письменный ИСП по предварительным степеням и защита оригинальной работы. Каждый, кто получал диплом, становился членом местного Союза бухгалтеров-ревизоров, деятельность которых с 1927 г. регламентирована в специальном законе.

Опыт трех государств, описанных выше, был перенесен с учетом национальных традиций и особенностей в Бельгию, Голландию, Норвегию, Швецию. При этом в одних странах существовали бухгалтеры-ревизоры (Бельгия, Швеция), а в других – бухгалтеры-ревизоры и эксперты-ревизоры (Норвегия). В период колонизации опыт европейских государств был приобретен США (1887 г.). На основе закона от 1893 г. в этом государстве создавались так называемые «трасты», которые проверяли все виды имущества. Они имели первостепенное значение американского государства и его развития и пользовались «доверием общества», на основе европейской практики были сформированы требования к «трастам», касавшиеся возраста, образования кандидата и результатов сдачи им экзамена.

В Российской империи до Петра I функции контроля за полнотой уплаты налогов выполнялись на уровне государственных органов, так как доходы казны были достаточно высокими благодаря развитой налоговой системе. В основном контроль осуществлялся из-за того, что налоги были довольно обременительными, поэтому у населения появлялись попытки уклоняться от платежей. В результате этого налоговые системы начали постепенно совершенствоваться, что позволило более точно вести учет и контролировать поступления государственных доходов. В период царствования Алексия Михайловича, а также с начала его правления Федор Алексеевича были созданы дворовые книги, которые использовались для сбора налогов, так называемых «подворных сборов», или «подворного налога». В приказах налогообложение было сконцентрировано, и в каждой из них осуществлялась контрольная функция по контролю за сбором налогов со стороны государства. После проведения переписи населения Петр I ввел систему налогообложения, основанную на подушных податях, а также провел реформу государственного аппарата.Согласно указу Петра I, для управления доходами и расходами была создана камеральная коллегия, заведование расходами осуществлял Сенат, а проверка счетов и отчётов проводилась ревизионной конторой. Но при этом сохранялась специализация в сборе налогов, каждая из которых предназначена для определенной сферы деятельности. Петр I уделяет большое внимание реформам в государственном управлении, контролю за расходами и доходами государства. В 1722 году был издан указ, обязывающий губернаторов отправляться в губернии для проведения проверок. Согласно некоторым источникам, должность аудитора была введена Петром Первым в связи с тем, что она совмещала функции прокурора и секретаря прокуратуры. Изначально аудиторы вводились в армии для расследования споров, связанных с имуществом. Во всем мире признано, что император Петр I внес огромный вклад в развитие науки и искусства в своей империи.Кроме того, он внес немалую лепту в развитие аудита и бухгалтерского учета. В эпоху Петра I отмечалось отсутствие дефицита государственного бюджета. Благодаря организации контроля за сбором и расходованием налогов, а также влиянию личности Петра I удалось добиться непрерывного роста доходов государства, не прибегая к заимствованиям у других стран. Согласно Петру I, управленческий механизм был подчинен двойному контролю: тайному контролю за финансовыми потоками – фискальным органам, а явному надзору над судебными органами - прокуратуре.Проведение первой ревизии было произведено в период с 1719 по 1719 год. Преемники Петра I, однако, не внесли существенной роли в дело ревизий и контроля из-за постоянных войн, а также из-за того, что российская экономика находилась в состоянии дефицита. Во время царствования Александра I в стране были созданы министерства финансов, казначейства, государственного контроля и комиссии по погашению долгов. В период реформ, проводимых императором Александром II, финансовая ситуация в России была весьма плачевной: государственный бюджет был непостоянным, а управление финансовыми процессами осуществлялось в крайне нестабильном состоянии. В связи с этим возникла необходимость проведения новых реформ. В 1858 году были созданы две комиссии, одна из которых была создана для контроля за государственными расходами, а другая – для управления финансами. После того как 22 мая в 1862 году были приняты правила составления и утверждения государственных росписей и финансовой сметы, а также утверждены кассовые правила, было издано так называемое «кассовое правило», которое определяет порядок поступления государственного дохода. В соответствии с новым порядком отчетности и проверки, основанным на документе, оправдывающем каждую статью расходов, были созданы новые местные органы контроля - надзорные палаты (КП).Согласно сметным кассовым правилам, все бюджетные средства были направлены на их прямое назначение, а оставшиеся неиспользованные остатки направлялись в общую кассу всех российских государственных учреждений. В соответствии с этой системой, к общим приходо расходчикам всех российских казенных управлений стали относиться кассы министерства финансов. С января 1897 года как печатное издание для данного общества был выпущен первый выпуск журнала «Счетоводство». В качестве одной из своих инициатив Общество предприняло попытку создания института присяжных бухгалтеров Российской Федерации. Однако несмотря на то, что Общество существовало до 1917 г., он так никогда и не сформировался. В конце XIX – начале XX века во многих крупных и средних российских городах появились общественные организации бухгалтеров для распространения знаний и труда, но вопрос о создании отдельной профессии аудита так и не был решен. В период с 117 по 117 год, когда государство осуществляло государственное регулирование экономики, аудита в СССР не было.Согласно постановлению Совнаркома СССР от 15.04. 1936 года «О государственном контроле и документированной проверке деятельности учреждений, организаций, хозяйствующих субъектов и строек» были определены функции государственных органов контроля и функций внутриведомственного контрольного органа. В советское время при Министерстве финансов СССР действовало КРУ, а также подобные управления были созданы в других ведомствах и ведомствах. В Советском Союзе министерства и ведомства разрабатывали и согласовывали с министерством финансов инструкции о проведении комплексной ревизии.В Советском Союзе большое внимание уделялось совершенствованию контроля и ревизии, что весьма близко к некоторым теориям аудиторов. В России после перестройки развитие аудита можно условно разделить на четыре этапа. В России развитие аудита тесно связано с рыночными отношениями в экономике. В 1988 году, 26 мая, Верховный Совет СССР принял закон «Об основах кооперативной деятельности в Советском Союзе». Согласно этому Закону, в соответствии с ним начали формироваться хозяйственные субъекты.Однако при этом возникли проблемы, связанные с отсутствием самих налоговых органов, поскольку формируемые предприятия не были собственностью государства. В связи с этим возникла необходимость создания специализированных структур, которые бы обеспечивали консультационные услуги и осуществляли ревизионную деятельность.Важным шагом в развитии аудита в России является создание акционерной компании «Инаудит». Необходимость его создания была вызвана высоким уровнем внешнеэкономических связей и большим числом совместных предприятий, которые были созданы в последнее время. В 1987 году, 8 сентября, Советом Министров было принято решение о создании акционерного общества «Инаудит» на базе Центрального управления валютных операций Министерства финансов Советского Союза. Несмотря на то, что формально он был акционерным обществом, его крупнейшими акционерами выступали государственные органы в лице руководителей министерств и ведомств. Для принятия положительного решения инвесторам необходимо было получить заключения аудиторов, которые могли бы подтвердить эффективность их совместной деятельности.В то время, когда рынок аудиторской деятельности был практически свободен, западные аудиторские фирмы были нацелены на эту нишу. Первой из них стала знаменитая компания «Эрнст и Янг», которая была известна во всем мире. После этого большинство крупных аудиторских фирм вышли на рынок аудита и прочно заняли свои позиции на этом рынке. В самом раннем периоде развития российского аудита предпринимались усилия по разработке методического обеспечения. Начиная с 1989 года, в нескольких российских вузах началась подготовка аудиторских кадров. Второй этап в развитии аудита тесно связан с экономическими преобразованиями и активным развитием бизнеса во всех сферах отечественной экономики, включая сферу услуг. Начался активный процесс создания аудиторских компаний. С принятием законов, которые оказали большое влияние на предпринимательскую деятельность в Советском Союзе (законы «О собственности», «Предприятия и предпринимательская деятельность»), начали возникать различные аудиторские компании. Постепенно развивался рынок аудиторской деятельности, который традиционно занимали представители «большой шестёрки». В то же самое время начали возникать и общественные объединения, направленные на объединение бухгалтеров с аудиторами, такие как Совет директоров СССР, который впоследствии стал называться Ассоциацией бухгалтерских и аудиторских организаций. Совместно с Конгрессами деловых кругов в 1991 году состоялся Всесоюзный съезд аудиторов, на котором присутствовали 180 представителей российских аудиторских компаний. Начало третьего этапа в развитии аудита можно считать моментом, когда государство вместе с аудиторской общественностью осознали, что такая важная и общественно значимая деятельность должна быть регламентирована. Первый вклад в дело регулирования аудита был сделан Центробанком 5 февраля 1991 г., когда он утвердил «Положение об аудиторских операциях в банках». В то же самое время Центробанк ранее министерства финансов начал разработку методологии и организацию аудитов. До настоящего времени вопросы регулирования аудиторских услуг в банковской сфере находятся под контролем Центробанка. В развитие отечественного аудита внесли свой вклад и государственные органы Российской Федерации, такие как Государственный комитет РФ по управлению госимуществом.Согласно распоряжению№ 2078 от 30 ноября 1993 года, организациям, имеющим право проводить обучение, экзамены и выдавать сертификаты аудиторам чековых инвестиционных фондов, были предоставлены права на проведение обучения, аттестацию и выдачу сертификатов. В нашей стране начало государственной деятельности в области аудита было положено 22 декабря 1992 года, то есть 23 декабря 1993-го. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 2263,который был принят в качестве нормативного документа для аудита, с этого момента и началось формирование нормативно-правовой базы по аудиту. Согласно этому указу, в России были установлены временные правила аудита, а также введена лицензированная деятельность аудиторов. В 1994 году, во исполнение указа № 2263, Правительство Российской Федерации приняло постановление под названием «О нормативных документах для регулирования деятельности аудиторов», которое устанавливало гарантии независимости аудиторов в России и регламентировало порядок аттестации аттестованных аудиторов на соответствие установленным требованиям. В России на третьем этапе аудита наблюдается сильный контроль со стороны государства. В Министерстве Финансов Российской Федерации действует департамент государственного аудита и контроля за использованием бюджетных средств. В 1995 году был создан Департамент организации аудита, который начал свою работу с 1995 года. Также одной из особенностей этого этапа является отсутствие единого нормативного акта, регламентирующего проведение аудита. Из-за отсутствия подобного закона аудиторские услуги регламентировались существующими на то время нормативными документами и другими нормативными правовыми актами, включая подзаконные акты. В нашей стране четвертый этап в развитии аудита был связан с принятием Федерального закона № 119 «Об аудиторских услугах».Согласно данному Федеральному закону, установлены правовые основания для регулирования аудиторских услуг в России. Согласно этому Закону, аудиторская деятельность, аудиторская организация, а также риски, которые может повлечь за собой ложное заключение и его последствия, описаны обязанности аудиторов и их права.Согласно этому закону, аудируемые лица имеют право на обязательное проведение аудита и страхование, в документе также указаны требования к аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам, а также определены правила проведения аттестаций и лицензирования деятельности аудиторов. В последнее время в России появился аудит, который направлен на проверку достоверности финансовой отчетности, составление бухгалтерских (финансовых) отчётов и консультирование по вопросам налогообложения, налогового законодательства и других видов хозяйственной деятельности. В таком случае аудит может быть полезен не только частным и государственным собственникам, но также и всему государству. Благодаря развитию аудита и накоплению опыта работы аудиторов, а также получению ими знаний по различным вопросам, включая налоговые и юридические вопросы, нарастают и консалтинговые услуги, направленные на повышение эффективности управления и хозяйственной деятельности. В то же время, аудит становится все более важным инструментом для привлечения инвестиций и укрепления финансов, а также для развития экономики страны в целом. Для дальнейшего развития аудиторского сообщества в России, как и во всём мире, необходимо укрепление нормативно-правовой базы, а также сохранение базовых принципов аудита, без соблюдения которых аудиторская деятельность потеряет свою независимость и станет частью ведомственного надзора. Эффективность и быстрота решения проблем аудиторской деятельности напрямую влияют на состояние экономики. В качестве выводов можно сделать следующее заключение. Сегодня принято считать, что развитие современного аудита начинается в Великобритании. В этой стране впервые были приняты законодательные акты, регулирующие деятельность аудиторов. В первое время аудит состоял в проверке документов, а также правильности их отображения в них финансовых операций.С каждым годом все больше и больше внимания уделялось внутреннему аудиту в компании, а также ряду других вопросов. Аудиторские услуги приобрели небывалую популярность в период мирового финансового кризиса 1929–1933 гг., когда потребовались мощные средства для борьбы с «финансовыми пузырями». В странах капиталистического мира резко возрос спрос на независимых экспертов, появилась четкая иерархия их деятельности и появились свои специфические направления в образовании. В Советском Союзе аудит имел крайне ограниченную форму и осуществлялся только в рамках государственного контроля за государственными предприятиями.Не было правового регулирования. В современной России законодательные основания для аудиторских услуг в западно-капиталистическом понимании (в том виде, как мы его понимаем сейчас) появились уже в 1990 году, а затем последовали более строгие требования, которые были приняты законами 1996 и 2000 годов соответственно. Согласно новому Федеральному закону «Об аудите», который был принят в 2008 году, аудиторская деятельность подверглась значительным изменениям. Сегодня аудиторские услуги стали привычными и необходимыми для бизнеса. Благодаря расширению спектра услуг аудиторских компаний предприятия получают возможность не только быть уверенными в подлинности документов, но также и повысить эффективность своей деятельности.

Формирование государства как общественного института, необходимость его развития и укрепления в борьбе за завоевание сфер влияния испытывало необходимость в контроле:

  • за наполнением казны государства (контроль своевременности и полноты уплаты налогов и различных сборов населением и хозяйствующими субъектами);
  • за использованием ресурсов государственной казны.

В качестве заключения можно сделать следующие выводы. Сегодня считается, что история развития аудита современного начинается в Англии. Именно в этой стране в 1844 году появляются первые законодательные документы, которые регулируют аудиторскую деятельность. Первое время аудит заключался в целом из проверки документов, правильности отображения финансовых операций в них. Но с течением времени все больше внимания стало уделяться и внутреннему контролю в компаниях, а также многим иным вопросам. Небывалое распространение аудиторские услуги получили во время мирового экономического кризиса 1929–1933 годов, когда потребовалось мощное оружие противодействия возникновению «финансовых пузырей». В капиталистических странах резко увеличился спрос на таких независимых экспертов, появились четкие стандарты их деятельности, появились специфические направления образования. В СССР аудит присутствовал в крайне ограниченной форме и лишь в рамках государственной деятельности по контролю государственных же предприятий, осуществлялся заинтересованными лицами. Правового регулирования не было. В новой России же первые законодательные основы аудиторской деятельности в западном капиталистическом понимании - в том, в котором мы определяем его сейчас, проявились уже в 1991 году, после чего требования стали более строгими и были изданы законы 1996 и 2001 годов. На сегодняшний же день эта деятельность регулируется новым Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 2008 года, внесшим серьезные изменения в структуру рынка аудита. Сегодня аудиторская деятельность стала вполне привычным и даже необходимым для предпринимателей явлением. Постепенно спектр услуг аудиторов расширяется, а таким образом у предприятий появляется много прекрасных возможностей не только иметь уверенность в достоверности документации, но и получить возможность повысить эффективность бизнеса. Именно по таким основным направлениям (внутренний и внешний) контроль развивался на протяжении всех лет своего существования. На современном этапе контроль превратился в сложную, многоуровневую систему, регулируемую определенной системой законодательных актов, объединяющую учреждения и организации, обеспечиваемую значительным количеством технических средств.

Важную роль в работе любой организации играет внутренний контроль. От его эффективности зависит эффективность её работы. Система внутреннего контроля может быть представлена как процесс, направленный на достижение основных целей и задач, стоящих перед руководством предприятия.

Но следует осознать, что эффективность контроля может быть достигнута лишь при высокой порядочности, профессиональности и принципиальности контролеров и надлежащего ведения бухгалтерского учета.

Список литературы

  1. Бухгалтерско-аудиторский портфель (Книга предпринимателя. Книга бухгалтера. Книга аудитора) / Отв. ред. Ю.Б. Рубин, В.И. Солдаткин. – М.: СОМИНТЭК, 2011.
  2. Борисов А.Н. Об аудиторской деятельности: комментарий к Федеральному закону. – М.: Дело и Сервис, 2009 Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. – М.: Волтерс Клувер, 2010.
  3. Волковой В.М., Игнатущенко Н.А., Лахова Е.В., Шумков С.И. Аудит акционерных обществ в отраслях промышленности. – М.: Издательский дом «Аудитор», 2012.
  4. Данилевский Ю.А. Аудит: вопросы и ответы. – Бухгалтерский учет, 2010 – № 4.
  5. Данилевский Ю.А. Особенности проведения аудиторской проверки операций с товарно-материальными ценностями. – Главбух, 2010 – № 1.
  6. Данилевский Ю.А. Становление аудита в России // Бухгалтерский учет, 2012 – № 2 Дьяконова А.В. Аудиторская практика за рубежом. О профессиональном статусе аудитора в ФРГ. – Аудиторские ведомости, 2012 – № 4.
  7. Камышанов П.И. Аудит: стандарты и практика. – М.: Джангар, 2009.
  8. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит. – М.: ПРИОР, 2012.
  9. Кожура Р.В. Аудит: Предпринимательство или юридический процесс (ободной профессиональной привилегии). – Аудиторские ведомости, 2011 – № 11.
  10. Крикунов А. Российский аудит: ключевые вопросы дальнейшего развития. – Финансовая газета, 2010 – № 4.
  11. Мерзликина Е.М. Аудит - 3-е изд., перер. и доп. – М.: Инфра-М, 2009.
  12. Скобара В.В. Аудит: методология и организация. – М.: Инфра-М, 2013.
  13. Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2011.
  14. Суйц В.П., Смирнов Н.Б. Основы российского аудита. Руководителю предприятия, финансовому директору, главному бухгалтеру. – М.: ИЦ «Анкил», 2012.
  15. Усанова Н.Г. История развития аудита. – Современные аспекты регионального развития: сборник статей. Выпуск 3. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2013.

Поделиться

219

Удовыдченко И. В. Процесс эволюции контрольно-надзорной деятельности в зарубежных странах и России // Актуальные исследования. 2024. №24 (206). Ч.II.С. 67-74. URL: https://apni.ru/article/9570-process-evolyucii-kontrolno-nadzornoj-deyatelnosti-v-zarubezhnyh-stranah-i-rossii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля