Решая масштабные экономические задачи, строительная отрасль формирует заказ на поиск оптимальных технических, технологических и организационных решений, обладающих мультипликативным эффектом для всей экономики.
Вместе с тем в строительной отрасли требуются количественные и качественные преобразования, способствующие более эффективному решению задач наращивания объемов строительства жилья, реализации масштабных инфраструктурных проектов, открывающие возможности для развития промышленно-экономического потенциала Российской Федерации в целом.
Ведущая роль строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционно-строительных программ и проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [1, с. 88]. При этом их финансирование осуществляется, в том числе, с привлечением негосударственных средств, включая средства населения, доля которых в общем объеме капитальных вложений в строительство в настоящее время составляет не менее 35%, а в жилищном строительстве – более 95%.
По данным единой информационной системы жилищного строительства на 01.01.2024г, объем строящегося жилья в Российской Федерации составил 106 млн м2 (2,152 млн квартир) [2].
Рис. Динамика изменений объема строительства в России
В сравнении с данными по состоянию на 01.01.2023 года количество строящихся домов увеличилось на 9,9%, объем жилой площади вырос на 7,4%, количество квартир – на 8,1%. Жилая площадь продолжает расти меньшими темпами в сравнении с динамикой изменения количества квартир.
Согласно данным Росстата, объем строительных работ в России в 2023 году составил 15,1 трлн руб., увеличившись в сопоставимых ценах на 7,9% по отношению к 2022-му [2, с. 16-20].
Годом ранее рост был на уровне 7,5% и его некоторое ускорение связано с продолжающимся подъемом в жилищном строительстве, увеличением вложений через нацпроект «Безопасные качественные дороги», запусками проектов по добыче полезных ископаемых.
В текущих ценах рост объема строительных работ в 2023 году достиг 15,3%, что свидетельствует и об относительно умеренной инфляции в отрасли – на уровне 6,9–7,1%.
Лидером по росту объема строительных работ в 2023 году стал Дальневосточный федеральный округ: увеличение составило 19,3%, до 1,44 трлн руб., за счет инвестпроектов в добывающей сфере и реализации второго этапа развития Восточного полигона.
Единственный округ, где было зафиксировано снижение строительной активности – Сибирский федеральный (на 6,8%, до 1,54 трлн руб.). На это преимущественно повлияли результаты Иркутской и Омской областей, в первой из которых произошло сокращение инфраструктурных расходов, а во второй – возвращение к показателям 2021 года [3, с. 16].
Наиболее крупные объемы строительства среди российских регионов в 2023 году по‑прежнему были у Москвы (1,87 трлн руб.), а второе место удалось занять Татарстану (708 млрд руб.), до этого отсутствовавшему в тройке крупнейших. Это произошло из‑за двух факторов: сильного роста в жилищном, промышленном и инфраструктурном строительстве в самой республике и отрицательной динамики отраслевых показателей у двух других регионов, входивших в топ-3 в 2022 году, – Московской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. В обоих регионах активность снижалась на фоне высокой базы прошлых лет, кроме того, на показателях ЯНАО сказалась приостановка реализации инвестпроектов.
Объем строительных работ в топ-10 регионов с крупнейшими строительными рынками превысил в 2023 году 6,54 трлн руб., их доля в общестрановом показателе составила 43,3%, сократившись за год на 2,4 п. п. Это свидетельствует о более равномерном распределении строительных работ по регионам с меньшими рынками.
Сильнее всего отраслевая активность выросла в Чукотском автономном округе (на 162,2%, до 32,2 млрд руб.), где создают инфраструктуру для Баимского ГОКа. А кроме Чукотки, рост по отношению к 2022 году был зафиксирован еще в 53 регионах. Наиболее сильное снижение объема строительства в 2023 году было у Ингушетии (почти на 69%, до 5,6 млрд руб.). Объем инфраструктурных расходов федерального и региональных бюджетов в 2023 году можно оценить в 2,9–3 трлн руб., что составляет 1,7% ВВП и недостаточно для ускоренного экономического развития [3, с. 17].
Региональные инфраструктурные расходы за год увеличились лишь на 8,7% в текущих ценах, до 2,17 трлн руб. Это лучше, чем в 2022 году (1,7%), но если учесть инфляцию, то регионы тратили на отрасль лишь ненамного – в пределах 1–2% – выше уровня предыдущего года, который считался кризисным и в котором было зафиксировано падение таких расходов на 10% в сопоставимых ценах.
Суммарный оборот организаций, работающих в строительной отрасли, в 2023 году составил 13,45 трлн руб., на 13,9% больше, чем годом ранее, что стимулировалось доходами промышленных и инфраструктурных подрядчиков, а также девелоперов. Второй год подряд ситуация с выручкой в строительстве лучше, чем в среднем по реальном сектору экономики, где в 2022 и 2023 годах обороты росли на 9,2% и 9,3% соответственно [2, с. 16-20].
Вместе с тем 2024 год может оказаться более сложным для строителей: например, в инфраструктурной отрасли государство не планирует снижать расходы на автодорожную сферу, но вложения в комплексный план сократит почти вдвое.
В свою очередь, частные инвесторы могут приостановить запуск инициатив в ожидании новых «майских указов» и перекомпоновки нацпроектов. Это временно снизит объемы работ в отрасли и способно притормозить темпы роста получаемой строительными компаниями выручки.
Строительство продолжало расти Объем строительных работ в российских регионах по итогам 2023 года составил около 15,1 трлн руб., следует из оперативных данных Росстата. Результат оказался в диапазоне, который мы прогнозировали в августе прошлого года (14,9–15,5 трлн руб.), и, вероятно, не покинет эти пределы даже после традиционной коррекции в течение года. Объем строительных работ в сопоставимых ценах вырос на 7,9% к 2022‑му, а в текущих – на 15,3%. Данные не учитывают статистику для новых территорий, так как Росстат по‑прежнему не публикует информацию по ним. Для сравнения, в 2022 году увеличение объемов строительства в России было на уровне 7,5% в сопоставимых ценах, а общий объем строительных работ достиг 13,1 трлн руб. Объем в 13,1 трлн руб. по итогам 2022 года представляет собой данные, скорректированные Росстатом: по сравнению с оперативной годовой статистикой, опубликованной в феврале 2023 года (12,9 трлн руб.), показатель увеличился на 2,2%, или почти на 284 млрд руб. Мы полагаем, что небольшое повышение активности в строительстве в 2023 году произошло за счет запуска новых проектов в промышленности и добыче, строительства жилья (его годовой объем вырос на 7,5%) и роста инфраструктурных вложений через национальный проект «Безопасные качественные дороги».
Большей активности в отрасли помешало постепенное «сворачивание» вложений через комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в который дошло вдвое меньше средств, чем в 2022‑м, а также завершение масштабных инфраструктурных проектов (в частности, скоростной автомобильной дороги М12 Москва – Казань, Большой кольцевой линии Московского метрополитена и др.), активное строительство которых пришлось на предыдущие годы.
Динамика объема строительных работ в 2023 году в текущих и сопоставимых ценах Источник: данные Росстата, расчеты и анализ Sherpa Group Объем строительных работ в сопоставимых ценах в 2023 году почти на 11,7% лучше результата 1990 года. Уровень строительства того периода был в течение 30 лет недостижимым для отрасли и впервые обогнать его удалось лишь в 2022‑м. Тогда превышение над 1990‑м по скорректированным данным Росстата составило 3,5%. Между тем, в 2023 году в статистике строительной сфере стало больше неопределенности.
Так, например, сумма объема строительных работ всех регионов составляет почти 14,9 трлн руб., а объем работ по России, данные по которому предоставляет Росстат, на 200 млрд руб. больше (15,1 трлн руб.). Эта разница возникла в последние два месяца года: в ноябре она составляла 80 млрд руб., а в декабре выросла еще на 120 млрд руб.
По итогам 2022 года – в данном случае оперативным, а не уточненным – такое различие составляло лишь 10 млрд руб. Полагаем, что эти средства относятся к федеральным, их в 2023 году, скорее всего, тратили в ускоренном режиме и при последующем уточнении показателей они могут быть распределены по конкретным регионам. Инфляцию немного затормозили? По нашим расчетам на основе обновленных данных Росстата, касающихся объема строительных работ, отраслевая инфляция в 2023 году была на уровне 6,9–7,1%. Это существенно ниже, чем в 2022‑м (более 13%), и даже ниже, чем уровень потребительской инфляции, которая по данным того же Росстата оценена в 7,4%. Это неплохой результат для отрасли, но, вероятно, такой уровень инфляции был не повсеместным: не по всем позициям, строительным сферам и регионам.
В более выгодном положении и с меньшей отраслевой инфляцией оказались субъекты федерации, которым удалось наладить логистические цепочки в течение 2022 года и даже сделать запасы стройматериалов на будущее.
Таким образом, чаще всего такие возможности доступны для регионов с большими отраслевыми рынками и развитой конкуренцией, поэтому там инфляция в строительстве была ниже, чем у субъектов федерации с менее развитыми рынками.
В целом эффективность инвестиционной деятельности и развития строительной сферы во многом зависит от реализованной инновационной модели развития, фундаментом для которой должны стать достижения современной науки и техники. Данное условие позволить снижать разрушающие последствия рыночной конъюнктуры для экономики. При этом, учитывая, что инвестиционная деятельность имеет социальную ориентацию, целесообразно выбирать объекты инвестирования по критерию инвестиционной активности и создавать максимально благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для внутренних инвесторов.