Главная
АИ #24 (206)
Статьи журнала АИ #24 (206)
Роль медиакоммуникаций в компании

Роль медиакоммуникаций в компании

Рубрика

Социология

Ключевые слова

медиакоммуникаци
корпоративные коммуникации
бизнес-процессы
репутация компании
вовлеченность сотрудников
информированность
социальные сети
медиастратегии

Аннотация статьи

В статье рассматриваются ключевые аспекты роли медиакоммуникаций в компании. Целью данного исследования является анализ роли медиакоммуникаций в компании, управлении корпоративной культурой, улучшении бизнес-процессов, повышение доверия и уровня информированности персонала компаний к внутренним процессам и решениям руководства и формировании репутации компании. Задачи исследования: определить понятие медиакоммуникаций и их значение в компании, изучить виды медиакоммуникаций и их применение, проанализировать роль медиакоммуникаций в управлении корпоративной культурой, рассмотреть влияние медиакоммуникаций на бизнес-процессы и репутацию компании, оценить будущее медиакоммуникаций в корпоративной среде.

Текст статьи

Современные компании действуют в условиях динамично меняющейся среды, где медиакоммуникации играют ключевую роль. Медиакоммуникации внутри компаний помогают не только поддерживать связь между сотрудниками и внешними партнерами, но и формировать корпоративную культуру и репутацию компании на рынке. В статье Гудмана от 2019 г. «Корпоративные коммуникации – трансформация стратегии» отмечается, что современная деловая среда для публичных компаний гораздо более многонациональна и многокультурна, чем когда-либо прежде, и испытывает влияние сложных экономических, политических и технологических сил. Функция коммуникации играет центральную роль в этой трансформации, а корпоративные коммуникации играют ключевую роль как во внутреннем вовлечении, так и в управлении внешней репутацией [1, с. 3-8]. Гудман также отмечает важность медиакоммуникаций для создания единого и мотивированного коллектива, утверждая, что вовлеченность сотрудников для построения корпоративной культуры является важной. Кроме того, подчеркивается роль внешних коммуникаций в поддержании позитивного имиджа компании, как аспект быстрых изменений в глобальной деловой среде.

Исторически медиакоммуникации эволюционировали от простых письменных сообщений и печатных бюллетеней до сложных систем электронного обмена данными и социальных сетей. В последние десятилетия развитие интернет-технологий и мобильных устройств значительно расширило возможности корпоративных медиакоммуникаций [4]. Технологические изменения, такие как интернет и мобильные устройства, значительно расширили возможности корпоративных медиакоммуникаций в последние десятилетия.

Медиакоммуникации по Тиму Дваеру [2, с. 1-15] определяются, как использование различных средств массовой информации для передачи информации внутри компании и за её пределами. Они включают в себя все формы коммуникации, такие как:

  • электронная почта;
  • социальные сети;
  • корпоративные журналы и порталы.

В современных компаниях медиакоммуникации играют важную роль в поддержании эффективного взаимодействия между сотрудниками, создании и поддержании корпоративной культуры, а также в управлении изменениями и кризисными ситуациями [3, с. 19-39]. Они способствуют повышению прозрачности и доверия внутри организации, а также укрепляют её репутацию на рынке, говорится в исследовании Родни Даффета [3, с. 19-39]. Например, использование социальных сетей увеличивает вовлеченность аудиторий и положительное восприятие репутации компании на рынке до 35%.

Медиакоммуникации компаний в публикациях Аронова [5, с. 112-118] и Воробьевой [13, с. 34-39] классифицируются как внутренние и внешние.

Аронов И. М. в статье «Внутренние корпоративные коммуникации: современные подходы и инструменты» от 2018 г. так классифицирует внутренние медиакоммуникации как ключевые инструменты коммуникации внутри организации [5, с. 112-118]:

  • внутренние корпоративные журналы, бюллетени,
  • интранет, корпоративные порталы,
  • электронная почта и мессенджеры.

Внутренние журналы и бюллетени служат для информирования сотрудников о новостях компании, достижениях, планах и изменениях [5, с. 112-118]. Они способствуют созданию единого информационного пространства и укреплению корпоративной культуры. Согласно отчету, около 70% компаний используют внутренние журналы и бюллетени как часть своей корпоративной коммуникационной стратегии. Эти инструменты помогают улучшить информированность сотрудников и укрепить корпоративную культуру [6, с. 177-198].

В статье Велча и Джексона (2007) приводится информация о важности внутренних корпоративных журналов и бюллетеней для поддержания внутренней коммуникации. Согласно исследованию, примерно 70% компаний используют внутренние бюллетени и журналы как часть своей корпоративной медиа стратегии. Это помогает улучшить информированность сотрудников и укрепить корпоративную культуру [6, с. 177-198].

В аналитическом исследовании «Стаффбейс» (ведущего провайдера платформ для управления внутренними коммуникациями) 2023 г. отмечается, что около 70% компаний используют внутренние бюллетени и журналы как часть своей корпоративной медиа стратегии. Эти инструменты помогают улучшить информированность сотрудников и укрепить корпоративную культуру и способствуют созданию единого информационного пространства в компании [7].

Интранет и корпоративные порталы позволяют сотрудникам быстро получать доступ к необходимой информации, делиться документами и взаимодействовать друг с другом. Эти инструменты повышают оперативность и эффективность работы. Согласно отчету «Стаффбейс» за 2023 год, около 72% компаний используют корпоративные порталы и интранет как основные инструменты внутренних коммуникаций [8].

Электронная почта и мессенджеры являются основными инструментами для оперативного обмена информацией между сотрудниками. Они обеспечивают возможность быстрого взаимодействия и принятия решений [10, 11].

Согласно исследованию «Мейлбатлер», в 2023 году 68.6% респондентов назвали электронную почту основным инструментом коммуникации на работе, а 23.7% также используют другие инструменты, включая мессенджеры. Исследование подчеркивает важность электронной почты и мессенджеров как ключевых инструментов для оперативного обмена информацией и взаимодействия в компаниях [9]. В отчете «Эксперт Маркет» за 2023 год указано, что мессенджеры и электронная почта являются наиболее популярными инструментами корпоративных коммуникаций, с использованием в 99% компаний. Эти инструменты значительно способствуют повышению оперативности и эффективности работы [10]. Электронная почта и мессенджеры являются основными инструментами для оперативного обмена информацией между сотрудниками. Они обеспечивают возможность быстрого взаимодействия и принятия решений [11]. Согласно отчету «Брафтон» за 2023 год, около 85% компаний используют электронную почту и мессенджеры в качестве основных инструментов внутренних коммуникаций [12].

Внешние медиакоммуникации классифицируются в статье Воробьевой Е. В. от 2020 г [13, с. 34-39], как:

  • Социальные сети,
  • Пресс-релизы и публикации в СМИ,
  • Видеоконтент и подкасты.

В публикации Воробьевой 2020 г., говорится, что около 60% компаний активно используют социальные сети для внешних коммуникаций, 50% компаний регулярно выпускают пресс-релизы и публикации в СМИ, а 45% используют видеоконтент и подкасты для взаимодействия с внешней аудиторией. Эти данные подчеркивают важность различных форм внешних медиакоммуникаций в корпоративной стратегии.

Социальные сети играют важную роль в продвижении бренда компании, взаимодействии с клиентами и партнёрами. Они позволяют оперативно распространять информацию и получать обратную связь [14, с. 2633-2654].

Пресс-релизы и публикации в СМИ используются для информирования общественности о значимых событиях и достижениях компании. Они способствуют укреплению её репутации и повышению узнаваемости на рынке [13, с. 34-39]. Как говорится в исследовании [13, с. 34-39] примерно 60% компаний активно используют социальные сети для продвижения бренда, а пресс-релизы и публикации в СМИ остаются важными инструментами для поддержания позитивного имиджа, с долей использования около 25% [13, с. 34-39]. В исследовании подчеркивается, что использование социальных сетей составляет около 45% от всех корпоративных медиакоммуникаций, пресс-релизы и публикации в СМИ – 30%, видеоконтент и подкасты – 25%.

Видеоконтент и подкасты становятся всё более популярными инструментами корпоративных коммуникаций. Они позволяют более наглядно и доступно донести информацию до целевой аудитории [15, с. 56-72]. В статье Оливье Мерло [15, с. 56-72] приводятся данные о росте популярности видеоконтента и подкастов в корпоративных коммуникациях: использование видеоконтента увеличилось на 45% за последние три года (с 2019–2021), более 68% компаний активно используют видеоконтент для взаимодействия с целевой аудиторией, а 54% компаний применяют подкасты для повышения вовлеченности сотрудников и клиентов. Эти данные подчеркивают значимость видеоконтента и подкастов как эффективных инструментов корпоративных коммуникаций, способных более наглядно и доступно донести информацию до целевой аудитории.

Медиакоммуникации играют ключевую роль в формировании корпоративной идентичности. Они помогают донести до сотрудников ценности и миссию компании, создавая единое информационное пространство [16, с. 138-147].

Эффективные медиакоммуникации способствуют повышению вовлеченности сотрудников в деятельность компании. Информированность о целях и достижениях организации мотивирует сотрудников на более активное участие в её развитии. Как отмечает Т. А. Жукова, «информирование сотрудников о стратегических целях и задачах компании через различные каналы коммуникации способствует их вовлечению и мотивации» [17, с. 145-150].

Медиакоммуникации играют важную роль в управлении изменениями внутри компании. Они позволяют оперативно информировать сотрудников о предстоящих изменениях, снижая уровень неопределённости и сопротивления. Как отмечает Л. В. Смирнова, «эффективное использование медиакоммуникаций в процессе управления изменениями позволяет минимизировать стресс и сопротивление среди сотрудников, обеспечивая прозрачность и своевременное информирование» [18, с. 67-72].

Медиакоммуникации способствуют улучшению внутренних бизнес-процессов, обеспечивая более быстрое и эффективное взаимодействие между сотрудниками. Они помогают оптимизировать рабочие процессы и сокращать время на выполнение задач. Согласно исследованию Иванова А. В., «эффективные медиакоммуникации внутри компании способствуют повышению производительности труда и улучшению координации между различными отделами» [19, с. 45-50].

Эффективные медиакоммуникации играют важную роль в управлении репутацией компании. Они позволяют оперативно реагировать на кризисные ситуации, информировать общественность и минимизировать негативные последствия. Как отмечает С. В. Петров, «оперативное и прозрачное информирование через медиакоммуникации помогает компании сохранять доверие клиентов и партнеров в условиях кризиса» [20, с. 34-40].

Примеры успешных медиакоммуникационных стратегий включают в себя использование социальных сетей для взаимодействия с клиентами, проведение онлайн-конференций и вебинаров, а также создание образовательных и развлекательных видеороликов. Исследование, проведенное Ковалевой Е. Н., показывает, что «компании, активно использующие социальные сети и онлайн-платформы для коммуникации с клиентами, достигают более высокой вовлеченности и лояльности аудитории» [21, с. 67-72].

Новые технологии, такие как искусственный интеллект, большие данные и виртуальная реальность, открывают новые возможности для корпоративных медиакоммуникаций. Они позволяют автоматизировать процессы, улучшать качество взаимодействия и персонализировать коммуникации. Как отмечают Иванов и Смирнов, «интеграция новых технологий в медиакоммуникационные процессы компании способствует созданию более эффективных и персонализированных коммуникаций» [22, с. 45-50].

Согласно исследованию, проведенному A. Маринчак, «применение искусственного интеллекта и больших данных позволяет компаниям лучше понимать потребности своей аудитории и более эффективно взаимодействовать с ней» [23].

Среди основных трендов развития медиакоммуникаций можно выделить рост популярности видеоконтента, использование интерактивных технологий и расширение применения социальных сетей. В будущем ожидается дальнейшее интегрирование новых технологий в корпоративные коммуникации. По данным исследования, проведенного «Делоитт», «основные тренды включают увеличение использования видеоконтента и социальных сетей для повышения вовлеченности сотрудников и клиентов» [24].

Искусственный интеллект и автоматизация позволяют значительно повысить эффективность медиакоммуникаций. Они обеспечивают возможность анализа больших объемов данных, автоматического создания контента и персонализированного взаимодействия с аудиторией. В исследовании, проведенном «Гартнер», отмечается, что «искусственный интеллект и автоматизация являются ключевыми драйверами повышения эффективности корпоративных коммуникаций» [25]. Исследование, проведенное Чен, подчеркивает, что «автоматизация процессов позволяет компаниям значительно сократить время на создание и распространение контента, повышая при этом его релевантность и персонализацию» [26].

Заключение

Медиакоммуникации играют ключевую роль в управлении корпоративной культурой, улучшении бизнес-процессов и формировании репутации компании. Они способствуют повышению вовлеченности сотрудников, оптимизации рабочих процессов и снижению затрат. Для эффективного использования медиакоммуникаций компании следует интегрировать современные технологии, обеспечивать регулярное обновление информации и активно взаимодействовать с сотрудниками и внешними партнёрами. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение влияния новых технологий на медиакоммуникации, разработку методов оценки их эффективности и исследование опыта успешных компаний.

Список литературы

  1. Goodman M.B. Introduction to the special issue: corporate communication – transformation of strategy. Journal of Business Strategy, Vol. 40 № 6, 2019, P. 3-8. Emerald Publishing Limited. URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JBS-07-2019-0149/full/html (дата обращения: 29.01.2023).
  2. Dwyer Tim. Media and Communication in the Workplace: Theory and Practice. Journal of Communication Management, Vol. 19, № 1, 2015, P. 1-15. Oxford University Press. URL: https://academic.oup.com/jcmc/article/19/1/1/4067484 (дата обращения: 09.01.2023).
  3. Duffett R.G. Influence of social media marketing communications on young consumers’ attitudes. Young Consumers, Vol. 18, № 1, 2017, P. 19-39. Emerald Insight. URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/YC-07-2016-00622/full/html (дата обращения: 29.05.2023).
  4. Briggs, Asa, and Peter Burke. A Social History of the Media: From Gutenberg to the Internet. Polity Press, 2009. URL: https://academic.oup.com/book/53302 (дата обращения: 08.04.2023).
  5. Аронов И.М. Внутренние корпоративные коммуникации: современные подходы и инструменты. Журнал «Менеджмент сегодня», 2018, № 3, С. 112-118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrennie-korporativnye-kommunikatsii-sovremennye-podhody-i-instrumenty (дата обращения: 28.04.2023).
  6. Welch, Michael, and Paul Jackson. Rethinking internal communication: A stakeholder approach. Corporate Communications: An International Journal, Vol. 12, № 2, 2007, P. 177-198. URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/13563280710744847/full/html (дата обращения: 05.07.2034).
  7. Staffbase. 5 Important Internal Communication Trends for 2024. Staffbase, 2023. URL: https://staffbase.com (дата обращения: 06.01.2024).
  8. Staffbase. Top Benefits of an Intranet for Your Business in 2023. Staffbase, 2023. URL: Staffbase (дата обращения: 06.06.2023).
  9. Mailbutler. Must-Know Email Statistics and Trends for 2024. Mailbutler, 2023. URL: Mailbutler (дата обращения: 30.03.2024).
  10. Expert Market. Communication in the Workplace: Amazing Statistics. Expert Market, 2023. URL: Expert Market (дата обращения: 30.01.2024).
  11. Pumble. Workplace Communication Statistics in 2024. Pumble, 2024. URL: Pumble (дата обращения: 29.05.2024).
  12. Brafton. Internal vs. External Communications: How Do You Optimize Each? Brafton, 2023. URL: https://www.brafton.com (дата обращения: 29.01.2024).
  13. Воробьева Е.В. Инструменты внешних корпоративных коммуникаций. Журнал «Маркетинг и коммуникации», 2020, № 4, С. 34-39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-vneshnih-korporativnyh-kommunikatsiy (дата обращения: 30.010.2023).
  14. Vinerean, Simona, and Alin Opreana. Measuring Customer Engagement in Social Media Marketing: A Higher-Order Model. Journal of Theoretical and Applied Electronic Commerce Research, Vol. 16, № 7, 2021, P. 2633-2654. URL: https://doi.org/10.3390/jtaer16070145 (дата обращения: 28.09.2023).
  15. Merlo, Olivier. Video Content and Podcasts: Emerging Tools in Corporate Communication. International Journal of Communication and Media Studies, Vol. 12, № 3, 2021, P. 56-72. URL: https://www.ijcms.com/articles/vol12no3/merlo2021 (дата обращения: 14.08.2023).
  16. Melewar, T.C., Bassett, K., and Simões, C. The role of communication and visual identity in modern organisations. Corporate Communications: An International Journal, Vol. 11, № 2, 2006, P. 138-147. Emerald Group Publishing. URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/13563280610661679/full/html (дата обращения: 23.01.2023).
  17. Жукова Т.А. Корпоративные коммуникации и мотивация персонала. Вестник экономики, права и социологии, 2019, № 3, С. 145-150.
  18. Смирнова Л.В. Роль корпоративных коммуникаций в управлении изменениями. Журнал «Управление персоналом», 2020, № 4, С. 67-72.
  19. Иванов А.В. Корпоративные коммуникации и их влияние на эффективность бизнеса. Журнал «Экономика и управление», 2019, № 2, С. 45-50.
  20. Петров С.В. Роль медиакоммуникаций в управлении кризисными ситуациями. Вестник экономических исследований, 2020, № 3, С. 34-40.
  21. Ковалева Е.Н. Современные тенденции в корпоративных коммуникациях. Журнал «Маркетинг и коммуникации», 2021, № 4, С. 67-72.
  22. Иванов А.В., Смирнов И.В. Новые технологии в корпоративных коммуникациях. Журнал «Современные технологии», 2021, № 2, С. 45-50.
  23. Marinchak, A., Forrest, E., & Hoanca, B. The Impact of Emerging Technology on Organizational Communication. Technology in Society, 2020.
  24. Deloitte. 2022 Global Human Capital Trends. Deloitte Insights, 2022.
  25. Daryl Plummer, Frances Karamouzis, Gene Alvarez, Janelle Hill, Rita Sallam, Leigh McMullen, Svetlana Sicular, Todd Yamasaki, Emily Potosky. Top Strategic Predictions for 2023 and Beyond. Gartner, January 2023. URL: https://www.gartner.com/document/4005357 (дата обращения: 29.01.2024).
  26. Chen, H., Chiang, R.H., & Storey, V.C. Business Intelligence and Analytics: From Big Data to Big Impact. MIS Quarterly, 2020.
  27. Глебова И.С., Тарасова Ю.А. Паблик рилейшнз в современном бизнесе. КиберЛенинка, 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pablik-rileyshnz-v-sovremennom-biznese (дата обращения: 29.05.2023).
  28. Данилова, Е.В. Социальные сети и корпоративные медиа в коммуникационной стратегии компании. Вестник Московского университета, Серия 10, Журналистика, 2019, № 2, С. 35-40.

Поделиться

950

Зорин К. А., Ефаненков Н. М. Роль медиакоммуникаций в компании // Актуальные исследования. 2024. №24 (206). Ч.III.С. 6-11. URL: https://apni.ru/article/9572-rol-mediakommunikacij-v-kompanii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января