Главная
АИ #24 (206)
Статьи журнала АИ #24 (206)
Проблемы установления водоохранных зон

Проблемы установления водоохранных зон

10 июня 2024

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

водоохранные зоны
законодательство
мониторинг
«зеленое» финансирование
экологическое просвещение

Аннотация статьи

Статья анализирует проблемы установления водоохранных зон в России, которые важны для защиты водных ресурсов от загрязнений, поддержания биологического разнообразия и предотвращения эрозии берегов. Решения включают совершенствование законодательства, улучшение координации, внедрение современных технологий мониторинга, развитие «зеленого» финансирования и образовательные программы.

Текст статьи

Водоохранные зоны защищают водные ресурсы от загрязнений, поддерживают биологическое разнообразие и предотвращают эрозию берегов, что важно для экосистем и питьевого водоснабжения. Эти зоны снижают затраты на очистку воды и поддержание водоснабжения, предотвращают деградацию земель, важную для сельского хозяйства и туризма, окупая инвестиции за счет устойчивого использования ресурсов. В России много водоемов, но они подвержены загрязнению из-за недостаточного контроля и управления, что требует эффективного управления водоохранными зонами [1].

Цель работы: анализ проблем установления водоохранных зон в России.

Задачи: определить основные проблемы, предложить возможные решения.

Водоохранная зона – в законодательстве Российской Федерации это территория, которая примыкает к береговой линии (границе водного объекта) моря, реки, ручья, канала, озера, водохранилища и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения его вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира [2].

Законодательство России о водоохранных зонах включает в себя основные нормативно-правовые акты:

  1. Водный кодекс Российской Федерации (№ 74-ФЗ от 3 июня 2006 года). Статья 65 даёт определение водоохранных зон и определяет их цель.
  2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ от 10 января 2002 года). Регулирует общие вопросы охраны водных ресурсов и установление зон с особыми условиями использования [3].
  3. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 года № 1096. Определяет правила федерального государственного экологического контроля (надзора) за состоянием водоохранных зон и соблюдением установленного режима [4].

Порядок установления и охраны водоохранных зон:

  1. Определение границ. Границы водоохранных зон устанавливаются на основании проектной документации, которая должна быть согласована с органами государственной власти и внесена в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Это обеспечивает юридическое закрепление водоохранных зон и их отображение на кадастровых картах [5].
  2. Режим использования. На территории водоохранных зон вводятся ограничения на хозяйственную деятельность, включая запрет на размещение объектов, которые могут вызвать загрязнение вод (складирование отходов, химических веществ), строительство жилых и промышленных объектов без соответствующих мер по охране окружающей среды [6].
  3. Контроль и надзор. Федеральные и региональные органы экологического надзора осуществляют контроль за соблюдением требований законодательства в водоохранных зонах. Нарушения влекут за собой административную ответственность, включая штрафы и обязательство по устранению причиненного вреда [7].

Проблемы установления водоохранных зон в России

Правовые и административные проблемы:

1. Недостатки законодательства:

  • Несовершенство правовых норм. Одной из основных проблем является несовершенство существующего законодательства. В Водном кодексе Российской Федерации недостаточно четко прописаны процедуры и критерии установления водоохранных зон, что создает трудности в их практическом применении. Кроме того, отсутствуют единые методические указания по выделению таких зон, что приводит к различным подходам и интерпретациям при их определении [8].
  • Проблемы с определением границ. Процесс определения границ водоохранных зон осложнен отсутствием точных картографических данных и недостаточной проработкой проектов водоохранных зон. Это приводит к спорам и разногласиям между различными ведомствами и заинтересованными сторонами [6].

2. Проблемы координации между государственными органами:

  • Низкий уровень взаимодействия. Недостаточная координация между различными государственными органами, ответственными за охрану водных ресурсов, приводит к дублированию функций и неэффективному использованию ресурсов. Например, органы, занимающиеся экологическим контролем, часто не согласовывают свои действия с органами, ответственными за землепользование и строительство, что затрудняет выполнение природоохранных мероприятий [9].
  • Разрозненность информации. Отсутствие единой информационной базы данных по водоохранным зонам также осложняет координацию действий. Часто данные о границах водоохранных зон и состоянии водных объектов разрозненны и труднодоступны, что затрудняет принятие обоснованных решений и мониторинг состояния водных ресурсов [6].

Технические проблемы:

1. Отсутствие точных данных и карт:

  • Неполнота картографических данных. Одной из основных технических проблем является недостаток точных и актуальных картографических материалов. Многие водные объекты и их прилегающие территории недостаточно хорошо изучены и документированы, что затрудняет точное определение границ водоохранных зон. Это связано с отсутствием единых методических указаний и стандартов для составления таких карт.
  • Сложности в проектировании. Проектирование водоохранных зон требует комплексного подхода, включающего сбор и анализ данных о гидрологии, геоморфологии и экологическом состоянии водоемов. В отсутствие точных данных и карт эти задачи становятся весьма трудными и затратными [10].

2. Проблемы мониторинга и контроля:

  • Недостаточный мониторинг. Эффективный мониторинг водоохранных зон требует регулярного наблюдения и анализа состояния водных объектов и прилегающих территорий. В России часто отсутствуют систематические программы мониторинга, что приводит к недооценке проблем и запоздалым мерам по их устранению [1].
  • Ограниченные ресурсы и технологии. Технические возможности и оборудование для мониторинга и контроля водоохранных зон часто не соответствуют современным требованиям. Недостаток финансирования и технических ресурсов затрудняет проведение регулярных и точных измерений, что негативно сказывается на качестве охраны водных ресурсов [10].

Экономические проблемы:

Недостаточное финансирование:

  • Ограниченность бюджета. Недостаточное финансирование является одной из основных экономических проблем при установлении и поддержании водоохранных зон. Государственные и региональные бюджеты часто не выделяют достаточных средств на мероприятия по охране водных ресурсов, что приводит к неполному выполнению необходимых экологических программ и проектов [11].
  • Необходимость зеленого финансирования. Для решения проблемы финансирования необходимо активное привлечение частных инвестиций и развитие механизмов «зеленого» финансирования, что позволит создать дополнительные источники финансирования для экологических проектов и повысить их эффективность [12, с. 420-422].

Социальные проблемы:

1. Конфликты интересов между бизнесом и местными сообществами:

  • Конфликты использования земли. Часто интересы бизнеса, направленные на развитие и эксплуатацию природных ресурсов, вступают в противоречие с интересами местных сообществ, которые зависят от чистоты и доступности водных ресурсов для своих нужд. Это приводит к социальным конфликтам и затрудняет установление водоохранных зон.
  • Недостаточная информированность населения. Многие местные сообщества недостаточно информированы о важности водоохранных зон и их влиянии на окружающую среду и здоровье населения. Это снижает общественную поддержку мероприятий по охране водных ресурсов и затрудняет их реализацию.

2. Социальные и экологические вызовы:

  • Проблемы бедности и неравенства. В условиях значительной доли населения, живущего за чертой бедности, вопросы экологии часто отодвигаются на второй план. Социальные программы, направленные на снижение бедности и улучшение уровня жизни, могут способствовать более активному участию местных сообществ в экологических инициативах.
  • Коррупция. Коррупционные практики также осложняют установление водоохранных зон, так как выделенные на эти цели средства могут использоваться не по назначению, что снижает эффективность проводимых мероприятий [13].

Пути решения проблем установления водоохранных зон в России:

1. Совершенствование законодательства. Для эффективного управления водоохранными зонами необходимо совершенствовать законодательство. Предложения включают разработку и принятие более четких и подробных нормативно-правовых актов, регулирующих создание, использование и охрану водоохранных зон. Необходимо также внедрить единые методические указания по определению границ водоохранных зон и обновить существующие нормы в соответствии с современными экологическими требованиями и технологиями.

2. Технические и административные меры:

  • Разработка и внедрение современных технологий мониторинга. Для улучшения мониторинга состояния водоохранных зон следует внедрять современные технологии, такие как спутниковый мониторинг, использование дронов и систем автоматического контроля качества воды. Это позволит оперативно выявлять и устранять загрязнения, а также контролировать соблюдение экологических норм.
  • Улучшение координации и контроля. Необходимо улучшить взаимодействие между различными государственными органами и организациями, ответственными за охрану водных ресурсов. Это включает создание единой информационной системы для обмена данными о состоянии водных объектов и водоохранных зон, а также усиление контроля за выполнением природоохранных мероприятий.

3. Экономические стимулы. Для привлечения дополнительных финансовых ресурсов необходимо развивать механизмы «зеленого» финансирования, включая предоставление налоговых льгот для компаний, инвестирующих в охрану водных ресурсов. Также важным шагом является поддержка проектов государственно-частного партнерства в области экологии.

4. Образовательные и просветительские меры. Повышение информированности населения и заинтересованных сторон. Важно проводить образовательные и просветительские мероприятия, направленные на повышение осведомленности населения о значении водоохранных зон и методах их охраны. Это включает проведение экологических акций, семинаров, лекций и информационных кампаний. Повышение уровня экологической культуры способствует более ответственному отношению к водным ресурсам и их охране.

Исследование выявило множество проблем при установлении водоохранных зон в России, включая несовершенство законодательства, недостаточную координацию между государственными органами, отсутствие точных данных и карт, а также проблемы мониторинга. Экономические трудности, такие как недостаточное финансирование, и социальные конфликты между бизнесом и местными сообществами усугубляют ситуацию. Для решения этих проблем необходимо усовершенствовать законы, улучшить взаимодействие между ведомствами и внедрить современные технологии мониторинга. Важно привлекать дополнительные средства через «зеленое» финансирование и развивать просветительские программы для повышения экологической культуры населения. Дальнейшие исследования должны быть направлены на оценку эффективности законов, разработку новых технологий и экономических моделей устойчивого управления водными ресурсами, а также на вовлечение местных сообществ в их охрану.

Список литературы

  1. Водоохранная зона. – URL: https://vodoohrannayazona.ru/.
  2. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023). Принят Государственной Думой 12 апреля 2006 года. Одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 года. часть 1 статьи 65 главы 6.
  3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция). Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.
  4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 (ред. от 23.12.2023) «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» (вместе с «Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)»)
  5. Сатдаров А.З. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы в законодательных системах России и мира // Вестник Удмуртского университета. Серия «Биология. Науки о Земле». – 2021 г. № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vodoohrannye-zony-i-pribrezhnye-zaschitnye-polosy-v-zakonodatelnyh-sistemah-rossii-i-mira.
  6. Работы в водоохранной зоне. Судебная практика. – URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/raboty_v_vodoohrannoj_zone/.
  7. Цаплина А.М. Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 3 (124). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologo-pravovye-problemy-formirovaniya-i-funktsionirovaniya-vodoohrannyh-zon.
  8. Погодина Е.И., Дегтярева Е.П., Волынец М.А. Технические и правовые проблемы при проектировании водоохранных зон и прибрежных защитных полос в городском природообустройстве // Инновационная наука. – 2022 г. № 5-2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskie-i-pravovye-problemy-pri-proektirovanii-vodoohrannyh-zon-i-pribrezhnyh-zaschitnyh-polos-v-gorodskom-prirodoobustroystve.
  9. Адриана Дамианова, Эва Гуттиэрез, Екатерина Левитанская, Гаянэ Минасян, Владислава Немова. «Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для «зеленых» инвестиций. – Аналитическая записка. – 2021г. – Группа Всемирного Банка. – URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/699051540925687477/pdf/131516-RUSSIAN-PN-P168296-P164837-PUBLIC-Green-finance.
  10. Социальные проблемы в России 2023: основные вызовы и пути решения. – URL: https://aktosr.ru/novosti/sotsialnye-problemy-v-rossii-2023-osnovnye-vyzovy-i-puti-resheniya.
  11. Экологические проблемы воды в России. – 2022г. - URL: https://iskonspb.ru/voda/ekologiceskie-problemy-vody-v-rossii.
  12. Аканова Е.Б. Необходимость установления водоохранных зон и полос. // Молодой ученый. – 2020. – № 17 (307). – С. 420-422. – URL: https://moluch.ru/archive/307/69278/.
  13. Изменение климата и вода Аналитическая записка механизма «ООН – водные ресурсы». – 2022 г. – URL: https://unece.org/sites/default/files/2021-08/UN-Water_PolicyBrief_Water_Climate-Change_RU.pdf.

Поделиться

1534

Орлова Л. С. Проблемы установления водоохранных зон // Актуальные исследования. 2024. №24 (206). Ч.II. С. 63-66. URL: https://apni.ru/article/9573-problemy-ustanovleniya-vodoohrannyh-zon

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (257)

Прием материалов

31 мая - 6 июня

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

25 июня