Главная
АИ #24 (206)
Статьи журнала АИ #24 (206)
Проблемы установления водоохранных зон

Проблемы установления водоохранных зон

Автор(-ы):

Орлова Лада Сергеевна

10 июня 2024

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

водоохранные зоны
законодательство
мониторинг
«зеленое» финансирование
экологическое просвещение

Аннотация статьи

Статья анализирует проблемы установления водоохранных зон в России, которые важны для защиты водных ресурсов от загрязнений, поддержания биологического разнообразия и предотвращения эрозии берегов. Решения включают совершенствование законодательства, улучшение координации, внедрение современных технологий мониторинга, развитие «зеленого» финансирования и образовательные программы.

Текст статьи

Водоохранные зоны защищают водные ресурсы от загрязнений, поддерживают биологическое разнообразие и предотвращают эрозию берегов, что важно для экосистем и питьевого водоснабжения. Эти зоны снижают затраты на очистку воды и поддержание водоснабжения, предотвращают деградацию земель, важную для сельского хозяйства и туризма, окупая инвестиции за счет устойчивого использования ресурсов. В России много водоемов, но они подвержены загрязнению из-за недостаточного контроля и управления, что требует эффективного управления водоохранными зонами [1].

Цель работы: анализ проблем установления водоохранных зон в России.

Задачи: определить основные проблемы, предложить возможные решения.

Водоохранная зона – в законодательстве Российской Федерации это территория, которая примыкает к береговой линии (границе водного объекта) моря, реки, ручья, канала, озера, водохранилища и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения его вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира [2].

Законодательство России о водоохранных зонах включает в себя основные нормативно-правовые акты:

  1. Водный кодекс Российской Федерации (№ 74-ФЗ от 3 июня 2006 года). Статья 65 даёт определение водоохранных зон и определяет их цель.
  2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ от 10 января 2002 года). Регулирует общие вопросы охраны водных ресурсов и установление зон с особыми условиями использования [3].
  3. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 года № 1096. Определяет правила федерального государственного экологического контроля (надзора) за состоянием водоохранных зон и соблюдением установленного режима [4].

Порядок установления и охраны водоохранных зон:

  1. Определение границ. Границы водоохранных зон устанавливаются на основании проектной документации, которая должна быть согласована с органами государственной власти и внесена в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Это обеспечивает юридическое закрепление водоохранных зон и их отображение на кадастровых картах [5].
  2. Режим использования. На территории водоохранных зон вводятся ограничения на хозяйственную деятельность, включая запрет на размещение объектов, которые могут вызвать загрязнение вод (складирование отходов, химических веществ), строительство жилых и промышленных объектов без соответствующих мер по охране окружающей среды [6].
  3. Контроль и надзор. Федеральные и региональные органы экологического надзора осуществляют контроль за соблюдением требований законодательства в водоохранных зонах. Нарушения влекут за собой административную ответственность, включая штрафы и обязательство по устранению причиненного вреда [7].

Проблемы установления водоохранных зон в России

Правовые и административные проблемы:

1. Недостатки законодательства:

  • Несовершенство правовых норм. Одной из основных проблем является несовершенство существующего законодательства. В Водном кодексе Российской Федерации недостаточно четко прописаны процедуры и критерии установления водоохранных зон, что создает трудности в их практическом применении. Кроме того, отсутствуют единые методические указания по выделению таких зон, что приводит к различным подходам и интерпретациям при их определении [8].
  • Проблемы с определением границ. Процесс определения границ водоохранных зон осложнен отсутствием точных картографических данных и недостаточной проработкой проектов водоохранных зон. Это приводит к спорам и разногласиям между различными ведомствами и заинтересованными сторонами [6].

2. Проблемы координации между государственными органами:

  • Низкий уровень взаимодействия. Недостаточная координация между различными государственными органами, ответственными за охрану водных ресурсов, приводит к дублированию функций и неэффективному использованию ресурсов. Например, органы, занимающиеся экологическим контролем, часто не согласовывают свои действия с органами, ответственными за землепользование и строительство, что затрудняет выполнение природоохранных мероприятий [9].
  • Разрозненность информации. Отсутствие единой информационной базы данных по водоохранным зонам также осложняет координацию действий. Часто данные о границах водоохранных зон и состоянии водных объектов разрозненны и труднодоступны, что затрудняет принятие обоснованных решений и мониторинг состояния водных ресурсов [6].

Технические проблемы:

1. Отсутствие точных данных и карт:

  • Неполнота картографических данных. Одной из основных технических проблем является недостаток точных и актуальных картографических материалов. Многие водные объекты и их прилегающие территории недостаточно хорошо изучены и документированы, что затрудняет точное определение границ водоохранных зон. Это связано с отсутствием единых методических указаний и стандартов для составления таких карт.
  • Сложности в проектировании. Проектирование водоохранных зон требует комплексного подхода, включающего сбор и анализ данных о гидрологии, геоморфологии и экологическом состоянии водоемов. В отсутствие точных данных и карт эти задачи становятся весьма трудными и затратными [10].

2. Проблемы мониторинга и контроля:

  • Недостаточный мониторинг. Эффективный мониторинг водоохранных зон требует регулярного наблюдения и анализа состояния водных объектов и прилегающих территорий. В России часто отсутствуют систематические программы мониторинга, что приводит к недооценке проблем и запоздалым мерам по их устранению [1].
  • Ограниченные ресурсы и технологии. Технические возможности и оборудование для мониторинга и контроля водоохранных зон часто не соответствуют современным требованиям. Недостаток финансирования и технических ресурсов затрудняет проведение регулярных и точных измерений, что негативно сказывается на качестве охраны водных ресурсов [10].

Экономические проблемы:

Недостаточное финансирование:

  • Ограниченность бюджета. Недостаточное финансирование является одной из основных экономических проблем при установлении и поддержании водоохранных зон. Государственные и региональные бюджеты часто не выделяют достаточных средств на мероприятия по охране водных ресурсов, что приводит к неполному выполнению необходимых экологических программ и проектов [11].
  • Необходимость зеленого финансирования. Для решения проблемы финансирования необходимо активное привлечение частных инвестиций и развитие механизмов «зеленого» финансирования, что позволит создать дополнительные источники финансирования для экологических проектов и повысить их эффективность [12, с. 420-422].

Социальные проблемы:

1. Конфликты интересов между бизнесом и местными сообществами:

  • Конфликты использования земли. Часто интересы бизнеса, направленные на развитие и эксплуатацию природных ресурсов, вступают в противоречие с интересами местных сообществ, которые зависят от чистоты и доступности водных ресурсов для своих нужд. Это приводит к социальным конфликтам и затрудняет установление водоохранных зон.
  • Недостаточная информированность населения. Многие местные сообщества недостаточно информированы о важности водоохранных зон и их влиянии на окружающую среду и здоровье населения. Это снижает общественную поддержку мероприятий по охране водных ресурсов и затрудняет их реализацию.

2. Социальные и экологические вызовы:

  • Проблемы бедности и неравенства. В условиях значительной доли населения, живущего за чертой бедности, вопросы экологии часто отодвигаются на второй план. Социальные программы, направленные на снижение бедности и улучшение уровня жизни, могут способствовать более активному участию местных сообществ в экологических инициативах.
  • Коррупция. Коррупционные практики также осложняют установление водоохранных зон, так как выделенные на эти цели средства могут использоваться не по назначению, что снижает эффективность проводимых мероприятий [13].

Пути решения проблем установления водоохранных зон в России:

1. Совершенствование законодательства. Для эффективного управления водоохранными зонами необходимо совершенствовать законодательство. Предложения включают разработку и принятие более четких и подробных нормативно-правовых актов, регулирующих создание, использование и охрану водоохранных зон. Необходимо также внедрить единые методические указания по определению границ водоохранных зон и обновить существующие нормы в соответствии с современными экологическими требованиями и технологиями.

2. Технические и административные меры:

  • Разработка и внедрение современных технологий мониторинга. Для улучшения мониторинга состояния водоохранных зон следует внедрять современные технологии, такие как спутниковый мониторинг, использование дронов и систем автоматического контроля качества воды. Это позволит оперативно выявлять и устранять загрязнения, а также контролировать соблюдение экологических норм.
  • Улучшение координации и контроля. Необходимо улучшить взаимодействие между различными государственными органами и организациями, ответственными за охрану водных ресурсов. Это включает создание единой информационной системы для обмена данными о состоянии водных объектов и водоохранных зон, а также усиление контроля за выполнением природоохранных мероприятий.

3. Экономические стимулы. Для привлечения дополнительных финансовых ресурсов необходимо развивать механизмы «зеленого» финансирования, включая предоставление налоговых льгот для компаний, инвестирующих в охрану водных ресурсов. Также важным шагом является поддержка проектов государственно-частного партнерства в области экологии.

4. Образовательные и просветительские меры. Повышение информированности населения и заинтересованных сторон. Важно проводить образовательные и просветительские мероприятия, направленные на повышение осведомленности населения о значении водоохранных зон и методах их охраны. Это включает проведение экологических акций, семинаров, лекций и информационных кампаний. Повышение уровня экологической культуры способствует более ответственному отношению к водным ресурсам и их охране.

Исследование выявило множество проблем при установлении водоохранных зон в России, включая несовершенство законодательства, недостаточную координацию между государственными органами, отсутствие точных данных и карт, а также проблемы мониторинга. Экономические трудности, такие как недостаточное финансирование, и социальные конфликты между бизнесом и местными сообществами усугубляют ситуацию. Для решения этих проблем необходимо усовершенствовать законы, улучшить взаимодействие между ведомствами и внедрить современные технологии мониторинга. Важно привлекать дополнительные средства через «зеленое» финансирование и развивать просветительские программы для повышения экологической культуры населения. Дальнейшие исследования должны быть направлены на оценку эффективности законов, разработку новых технологий и экономических моделей устойчивого управления водными ресурсами, а также на вовлечение местных сообществ в их охрану.

Список литературы

  1. Водоохранная зона. – URL: https://vodoohrannayazona.ru/.
  2. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023). Принят Государственной Думой 12 апреля 2006 года. Одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 года. часть 1 статьи 65 главы 6.
  3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция). Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.
  4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 (ред. от 23.12.2023) «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» (вместе с «Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)»)
  5. Сатдаров А.З. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы в законодательных системах России и мира // Вестник Удмуртского университета. Серия «Биология. Науки о Земле». – 2021 г. № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vodoohrannye-zony-i-pribrezhnye-zaschitnye-polosy-v-zakonodatelnyh-sistemah-rossii-i-mira.
  6. Работы в водоохранной зоне. Судебная практика. – URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/raboty_v_vodoohrannoj_zone/.
  7. Цаплина А.М. Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 3 (124). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologo-pravovye-problemy-formirovaniya-i-funktsionirovaniya-vodoohrannyh-zon.
  8. Погодина Е.И., Дегтярева Е.П., Волынец М.А. Технические и правовые проблемы при проектировании водоохранных зон и прибрежных защитных полос в городском природообустройстве // Инновационная наука. – 2022 г. № 5-2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskie-i-pravovye-problemy-pri-proektirovanii-vodoohrannyh-zon-i-pribrezhnyh-zaschitnyh-polos-v-gorodskom-prirodoobustroystve.
  9. Адриана Дамианова, Эва Гуттиэрез, Екатерина Левитанская, Гаянэ Минасян, Владислава Немова. «Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для «зеленых» инвестиций. – Аналитическая записка. – 2021г. – Группа Всемирного Банка. – URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/699051540925687477/pdf/131516-RUSSIAN-PN-P168296-P164837-PUBLIC-Green-finance.
  10. Социальные проблемы в России 2023: основные вызовы и пути решения. – URL: https://aktosr.ru/novosti/sotsialnye-problemy-v-rossii-2023-osnovnye-vyzovy-i-puti-resheniya.
  11. Экологические проблемы воды в России. – 2022г. - URL: https://iskonspb.ru/voda/ekologiceskie-problemy-vody-v-rossii.
  12. Аканова Е.Б. Необходимость установления водоохранных зон и полос. // Молодой ученый. – 2020. – № 17 (307). – С. 420-422. – URL: https://moluch.ru/archive/307/69278/.
  13. Изменение климата и вода Аналитическая записка механизма «ООН – водные ресурсы». – 2022 г. – URL: https://unece.org/sites/default/files/2021-08/UN-Water_PolicyBrief_Water_Climate-Change_RU.pdf.

Поделиться

218

Орлова Л. С. Проблемы установления водоохранных зон // Актуальные исследования. 2024. №24 (206). Ч.II.С. 63-66. URL: https://apni.ru/article/9573-problemy-ustanovleniya-vodoohrannyh-zon

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля