Главная
АИ #24 (206)
Статьи журнала АИ #24 (206)
Основы продуктивного интервью

Основы продуктивного интервью

Автор(-ы):

Алибекова Патимат Хамзатовна

10 июня 2024

Секция

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

интервью
тип собеседника
мимика
жесты
речевой акт

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается история интервью, его место и роль в современном медиапространстве, а также возможности интервью в создании личного бренда. Особое внимание уделяется конкретным рекомендациям, методам и способам подготовки и проведения интервью для достижения максимальной его эффективности.

Текст статьи

Интервью как жанр журналистики прошло долгий путь от первых экспериментальных форм до важнейшего инструмента современных медиа. Первые интервью появились в печатной журналистике в середине XIX века. Примером может служить интервью с президентом США Авраамом Линкольном, опубликованное в газете «New York Herald» в 1860 году. В то время интервью были формальными и часто заранее одобренными обеими сторонами. Вопросы и ответы публиковались практически без изменений, сохраняя официальный стиль [9].

В начале XX века интервью стали более популярными. Они использовались для получения мнений общественных деятелей, политиков и знаменитостей. Газеты и журналы начали публиковать интервью в более свободной форме, уделяя внимание личным историям и эмоциональным аспектам жизни интервьюируемых [8, с. 86-94]. Также до конца века появляются радиоинтервью, телевизионные форматы, а к XXI веку жанр интервью перетекает в интернет-пространство и социальные сети [10, с. 691-711].

Интервью представляет собой особый формат коммуникации, существенно отличающийся от обычной беседы, где участники обмениваются мнениями на равных. Главное отличие заключается в строгой ролевой модели: одна сторона (интервьюер) задает вопросы, в то время как другая (интервьюируемый) отвечает на них. Это ключевой момент, который необходимо учитывать при подготовке и проведении интервью.

Жанр интервью отличается активностью и регулярностью появления в СМИ и в последнее десятилетие находится в центре внимания лингвистических исследований [5]. Основополагающими признаками интервью признаются:

  1. Целенаправленность беседы для её распространения в СМИ;
  2. Интервьюируемый – общественно значимая фигура;
  3. Непосредственное общение собеседников;
  4. Вопросно-ответный комплекс;
  5. Двуадресность – предназначенность для информирования и воздействия не только на участников диалога, но и на читателя (зрителя, слушателя) [4].

Традиционно считается, что журналист лишь посредник между аудиторией и интервьюируемым: он не должен вмешиваться в ответ интервьюируемого, дополнять его, комментировать, высказывать собственное мнение. В задачи журналиста входит выбор собеседника в интересах аудитории, определение основной темы разговора, стратегии и тактик ведения диалога, выстраивание композиции вопросов, установление подходящей тональности общения, поддержание естественной логики развития диалога, а также, возможно, создание определенного образа интервьюируемого [7].

Однако современные реалии вносят свои коррективы в традиционное представление о роли и функциях журналиста в интервью. В условиях возросшей конкуренции и необходимости выделяться среди потока информации, интервьюерам все чаще приходится выходить за рамки привычных подходов. Активная позиция интервьюера, его вовлеченность в диалог, а иногда и прямое воздействие на ход беседы становятся все более востребованными. Как утверждают В. М. Амиров и С. Я. Мамедова, «изменение способа передачи интервью в значительной степени изменило и восприятие всех жанрообразующих элементов интервью, оказало влияние на смысловую основу и иные детали, определяющие содержание» [1, с. 30-37].

Современные интервью становятся все более интерактивными. Прямые трансляции, чаты, комментарии и социальные сети позволяют аудитории активно участвовать в процессе. Использование мультимедийных элементов, таких как графика, видео и аудио вставки, делает интервью более динамичными и привлекательными.

В современном мире медиа интервью присутствует повсеместно: в газетах, журналах, на телевидении, радио и в интернете. Популярность интервью объясняется его способностью передавать уникальные истории и мнения из первых уст, создавая личную связь между интервьюером и аудиторией. Социальные медиа также играют значительную роль в распространении интервью, делая его доступным для широкой аудитории и давая возможность мгновенной обратной связи.

За последние десятилетия несколько интервьюеров стали известны благодаря своим уникальным подходам и умению проводить качественные интервью. Например:

  • Офра Уинфри. Её способность к эмпатии и искреннему интересу к гостям делает её интервью глубокими и эмоциональными.
  • Ларри Кинг. Его прямолинейный стиль и умение задавать неудобные вопросы помогли ему получить откровенные ответы от гостей.
  • Дэвид Леттерман. Он использует юмор и неформальную атмосферу, чтобы раскрыть своих гостей [1, с. 30-37; 2].

Рассматривая примеры данных интервьюеров, важно отметить, что интервью является мощным инструментом самопродвижения и построения личного бренда:

  1. Позиционирование себя как эксперта. Участие в интервью, особенно на авторитетных платформах, помогает утвердить себя как эксперта в своей области. Это повышает доверие и авторитет среди целевой аудитории.
  2. Расширение аудитории. Публикация интервью на различных медиа-платформах позволяет охватить новую аудиторию, которая может заинтересоваться вашими услугами или продукцией.
  3. Укрепление связей. Взаимодействие с журналистами и медиа-платформами способствует созданию и укреплению полезных профессиональных контактов.
  4. Продвижение своих идей и проектов. Интервью – отличная возможность рассказать о своих текущих проектах, идеях и достижениях, привлекая к ним внимание общественности.

Сегодня очевидно, что участниками интервью становятся не только специалисты, эксперты, чиновники и люди, имеющие властные полномочия, но и простые граждане. Не менее важным представляется в современных условиях и расширение тематических рамок жанра. Привычные канонические жанровые рамки использования интервью раздвигаются. Интервью – это не просто инструмент в журналистских информационных программах, но и структурообразующий элемент и в информационной аналитике и художественной публицистике, не говоря уже о таком виде вещания нынешних электронных СМИ, как развлекательные передачи и ток-шоу [3, с. 11-15]. В соответствии с этим, интервьюеру важно уметь не только грамотно выстраивать диалог с собеседником, но и создавать необходимую обстановку.

Интервьюер должен четко понимать свои задачи и цели интервью. Важно осознавать, что интервью – это не просто обмен информацией, но и возможность получить уникальные данные, мнения, а также исследовать глубинные аспекты темы или личности интервьюируемого.

Со стороны интервьюируемого также важна осознанность его роли. Ответы должны быть максимально информативными и искренними, ведь интервью дает возможность поделиться своими знаниями, опытом или взглядами на определенные вопросы. Разумеется, это также шанс для интервьюируемого представить себя в определенном свете, подчеркнуть свои достоинства или донести свою точку зрения до широкой аудитории.

Успешное интервью – это результат тщательной подготовки как со стороны интервьюера, так и со стороны собеседника. Ключевыми аспектами в этом процессе являются:

1. Основательность подготовки к интервью. В план подготовки должны входить следующие пункты:

  • Биографические данные и официальный сайт интервьюируемого, если таковой имеется.
  • Свежие новости о личной и профессиональной жизни интервьюируемого.
  • Недавние интервью, чтобы узнать, какие вопросы уже задавались, и не повторять их.
  • Видеозаписи выступлений интервьюируемого для лучшего понимания его манеры речи и взглядов.

Говоря о подготовке к интервью также важно учитывать тип собеседника:

  • интроверты: необходимо создать максимально комфортную обстановку и задавать вопросы, которые позволяют раскрыться постепенно.
  • экстраверты: важно использовать их энергию, задавая более динамичные и эмоциональные вопросы.
  • эксперты и публичные фигуры: в данном случае важна основательная подготовка, которая достигается изучением всех доступных материалов с целью избегания очевидных вопросов [6].

2. Полное согласование всех деталей интервью. Это критично для создания комфортной и доверительной атмосферы. Важно предварительно согласовать с собеседником место и время встречи, временные рамки, вопросы интервью (возможно, даже отправив их заранее), фотографии и другие материалы. Необходимо объяснить собеседнику, что интервьюер и его команда будут всячески учитывать пожелания, интервьюируемого для максимального комфорта.

Данный аспект в первую очередь необходим для соблюдения этических норм в процессе интервью, к которым относятся следующие моменты:

  • согласие на запись и использование информации.
  • конфиденциальность личных данных.
  • честное представление информации без искажения фактов [2].

Одна из ключевых задач интервьюера – создать обстановку, в которой собеседник чувствовал бы себя максимально комфортно и охотно делился своими мыслями и переживаниями. Только в таких условиях можно рассчитывать на развернутые, содержательные ответы, которые действительно раскроют изучаемый вопрос.

Чтобы интервью оказалось успешным, необходима тщательная подготовка. Мнение о том, что вопросы можно сформулировать в процессе беседы, часто ведет к неудачам.

Вести беседу по согласованию деталей интервью нужно по определённым правилам:

  • проявлять активное слушание. Внимательно выслушивать собеседника, задавать уточняющие вопросы, демонстрировать, что вы его внимательно слушаете.
  • быть вежливым и доброжелательным. Общение должно строиться на основе взаимного уважения и доверия. Избегать резких формулировок или давления.
  • быть гибким и идти на компромиссы. Понимать, что успешное интервью – это результат совместных усилий. Быть готовым к конструктивным изменениям в согласованных деталях.
  • обеспечивать полное понимание. Регулярно перефразировать и уточнять, правильно ли вы понимаете пожелания собеседника. Не допускать двусмысленности.
  • придерживаться договоренностей. Четко следовать тем условиям, которые были согласованы. Это создает атмосферу надежности и предсказуемости [2].

3. Перед началом интервью важно проверить готовность оборудования (проверка и настройка всех технических средств, включая аудио и видео оборудование, чтобы избежать технических сбоев). При приходе собеседника необходимо тепло его поприветствовать, представиться, предложить ему удобное размещение, освежающие напитки. Необходимо уточнить готовность собеседника, комфортность обстановки, проинформировать о плане работы и представить команду интервьюера. Также стоит оговорить временные рамки, процесс согласования материала и количество необходимых для собеседника экземпляров после публикации.

4. Начало интервью является отправной точкой, влияющей на весь процесс интервью, который во много определяет то, как будет проходить интервью, а также, насколько будет комфортно интервьюируемому, и, соответственно, какие ответы сможет получить интервьюер.

Внешний вид интервьюера должен быть аккуратным, опрятным и соответствовать формату встречи. Важно выглядеть профессионально, но при этом не создавать дистанцию между собой и собеседником. Приветливая улыбка, спокойная уверенная манера поведения помогают расположить к себе интервьюируемого.

Для эффективного начала диалога рекомендуется использовать тактику предварительного «разогрева». Эта стратегия, известная в международной практике как «разрушение ледяных барьеров» или «ice breaking», часто применяется для снятия начального напряжения, что актуально и в бизнес-переговорах, и в неформальном общении.

Основная цель этого подхода – создать дружелюбную и открытую атмосферу, способствующую более откровенной и доверительной беседе. Под начальные вопросы подойдут любые, нацеленные на расслабление собеседника и вызывающие непринужденные ответы. Можно, например, интересоваться деталями их недавней деятельности или планами на ближайшее будущее. Также хорошо работает начало разговора с деликатного комплимента [6].

5. Проведение интервью требует соблюдения следующих аспектов:

  • Необходимо выстраивать логичную структуру: не просто составляйте список интересных вопросов, а формируйте их в логичную последовательность, которая будет способствовать раскрытию главной цели интервью. Около 70% вопросов должны быть направлены на решение этой основной задачи.
  • Следует начать интервью с открытых вопросов, которые позволят интервьюируемому раскрыться и почувствовать себя комфортно, делясь своим экспертным мнением по конкретному вопросу. Это поможет установить доверительный диалог.
  • Важно наблюдать за невербальными сигналами: в процессе интервью обращайте внимание на жесты, мимику и тон голоса собеседника. Эти невербальные проявления помогут лучше понять его эмоциональное состояние и отношение к обсуждаемым темам.
  • Необходимо избегать банальных вопросов: важно не задавать стандартные вопросы, ответы на которые должны быть получены в ходе подготовки к интервью, например: «Расскажите о себе». Вместо этого формулируйте более вдохновляющие и конкретные вопросы, которые будут интересны собеседнику. Старайтесь задавать вопросы, которые будут вдохновлять интервьюируемого и побуждать его к более глубокому раскрытию темы, например: «Какие задачи, стоящие перед вами в ближайшем будущем, вдохновляют вас больше всего?»
  • Важно задавать конкретные вопросы: вместо общих и расплывчатых вопросов, фокусируйтесь на конкретных, касающихся непосредственно человека, с которым вы разговариваете. Например: «Что самое важное в вашей жизни?» или «Какие предложения вы можете дать для улучшения вашей профессиональной сферы?»

6. Завершение интервью должно включать следующие этапы:

  1. Подведение итогов: важно кратко отрезюмировать основные моменты, которые были обсуждены в ходе интервью.
  2. Выражение благодарности: необходимо поблагодарить интервьюируемого за потраченное время и проявленный интерес к интервью, а также подчеркнуть, что его участие в интервью было ценным для вас.
  3. Обратная связь от интервьюируемого: важно предоставить собеседнику возможность поделиться своими впечатлениями от интервью.
  4. Уточнение договоренностей: необходимо обговорить сроки согласования материала и способ обратной связи по результатам интервью.
  5. Прощание: важно пожелать интервьюируемому хорошего дня, оказать помощь с транспортом, если она требуется, дать возможность отдыха, и попрощаться с ним и проводить, если это требуется.

7. Для максимального охвата аудитории и популярности интервью нужно учесть следующие аспекты:

  • Качественное содержание. Интересные и актуальные темы, раскрытые с помощью глубоких и значимых вопросов.
  • Многоканальное распространение. Использование всех доступных медиа-платформ: телевизионных шоу, радиопрограмм, интернет-порталов, социальных сетей и блогов.
  • Визуальная и аудиальная привлекательность. Хорошее качество записи, интересный монтаж, добавление визуальных элементов и качественный звук.
  • Маркетинг и продвижение. Анонсы, тизеры, публикации в социальных сетях, рассылки и реклама помогут привлечь внимание к интервью.
  • Интерактивность. Включение элементов взаимодействия с аудиторией, таких как прямые трансляции с возможностью задавать вопросы, опросы и комментарии [1, с. 30-37].

Подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что интервью является не только ключевым жанром журналистики, но и ценным инструментом для построения личного бренда и эффективного взаимодействия с аудиторией в современном медиапространстве. Успешное интервью – это результат тщательной подготовки как со стороны интервьюера, так и со стороны собеседника. Ключевыми аспектами в этом процессе являются: основательность подготовки к интервью – изучение биографических данных и официального сайта интервьюируемого, свежих новостей о его личной и профессиональной жизни, предыдущих интервью и видеозаписей выступлений, тип собеседника (интроверт, экстраверт, эксперт или публичная фигура); полное согласование всех деталей интервью – предварительное согласование места и времени встречи, временных рамок, вопросов интервью, фотографий и других материалов, а также соблюдение норм этики.

Ведение беседы по согласованию деталей интервью должно происходить по определенным правилам: проявлять активное слушание, быть вежливым и доброжелательным, быть гибким и идти на компромиссы, обеспечивать полное понимание, придерживаться договоренностей. Перед началом интервью важно также проверить готовность оборудования, тепло поприветствовать собеседника, предложить ему комфортные условия и уточнить его готовность.

Необходимо выстраивать логичную структуру, формируя вопросы в последовательности, способствующей раскрытию основной цели интервью. Важно также наблюдать за невербальными сигналами собеседника, чтобы лучше понять его эмоциональное состояние, избегать банальных вопросов. Завершение интервью должно включать подведение итогов, выражение благодарности, получение обратной связи от интервьюируемого, уточнение договоренностей и корректное прощание.

Для максимального охвата аудитории и популярности интервью нужно обеспечить качественное содержание, многоканальное распространение, визуальную и аудиальную привлекательность, эффективный маркетинг и продвижение, а также интерактивность с аудиторией.

Список литературы

  1. Амиров В.М., Мамедова С.Я. Интервью: от классического жанра к современным форматам (на примере программ «Вдудь» и «А поговорить?») // Изв. Урал. фед. ун-та. Сер. 1 Проблемы образования, науки и культуры. Т. 27 2021 № 3 С. 30-37.
  2. Баранова, Е.А. Теория и практика современного интервью: учебник для вузов / Е.А. Баранова. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 158 с.
  3. Гузель М.Ш., Анастасия В.Ш. Жанр интервью в новых медиа // Вестник УлГТУ. 2022. № 3 (99). С. 11-15
  4. Иванова И.В. Жанр интервью: формы бытования и языковые особенности: автореф. дис. канд. филол. наук. Астрахань, 2009. 23 с.
  5. Кормилицына М.А., Сиротинина О.Б. Язык СМИ: учеб. пособие. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. 92 с.
  6. Олешко, В.Ф. Психология журналистики: учебник и практикум для вузов / В.Ф. Олешко. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 351 с.
  7. Шостак М.И. Журналист и его произведение: практ. пособие. М.: ТОО «Гендальф», 1998. 96 с.
  8. Carey J.A Critical Reader. The Problem of Journalism History. Minneapolis, Univ. Minn. Press, 1997, P. 86-94.
  9. Views and Interviews on Journalism. Wingate C.F. (Ed.). New York, F.B. Patterson, 1875. 372 p.
  10. Vinichenko V.M. The evolution in perception of journalism history in the works of English and American researchers. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2017, vol. 159, no. 3, P. 691-711.

Поделиться

156

Алибекова П. Х. Основы продуктивного интервью // Актуальные исследования. 2024. №24 (206). Ч.II.С. 22-27. URL: https://apni.ru/article/9574-osnovy-produktivnogo-intervyu

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Филология, иностранные языки, журналистика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля