Современная информатизация общества требует от специалиста в области ИКТ владение технологиями обработки текстовой и визуальной информации.
Офисные программы – это особый вид программного обеспечения, который предназначается для работы с документами.
Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Содержание дополнительной общеразвивающей программы строится по основным направлениям функциональной грамотности: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению. Показателем сформированности функциональной грамотности является способность обучающегося применять знания в жизненных ситуациях, переносить полученные знания на применение их в новых нестандартных ситуациях, для укреплений их позиции в будущем.
Современное образование непрерывно связано с такими понятиями, как информационная среда, информационная культура, информационная грамотность. В процессе цифровизации и цифровой трансформации образования на первый план выходит тесно связанная с цифровой грамотностью технологическая грамотность – способность использовать, понимать и оценивать технологии. Технологическое образование сегодня выступает важным компонентом, поскольку дает обучающимся возможность применять на практике знания, осваивать новые программные продукты.
Программа рассчитана на учащихся от 9 до 11 лет, проявляющий интерес к программам офисных редакторов, не имеющий или имеющий базовые знания работы в офисных редакторах.
Программа рассчитана на 1 год, общее количество часов – 72.
Результаты освоения
Обучающие (предметные):
- расширены представления о возможностях компьютера, областях его применения;
- сформированы системы базовых знаний и навыков для работы с офисными программами;
- расширена база для ориентации учащихся в мире современных профессий, познакомить на практике с деятельностью бухгалтера, банковских работников.
Развивающие (метапредметные):
- развиты интеллектуальные способности и познавательный интерес школьников;
- развит художественный вкус, трудовая и творческая активность;
- сформированы навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей повседневной, учебной, а затем профессиональной деятельности.
Воспитательные (личностные):
- сформирован творческий подход к поставленной задаче;
- сформированы установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- воспитана способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- развит интерес в сторону выбора информационно-технологического профиля обучения.
Формы организации и проведения образовательного процесса
Организация:
- фронтальная – со всей группой;
- индивидуальная – самостоятельная работа учащегося над проектом под руководством и с консультацией педагога;
- групповая – если над одним проектом работают несколько человек.
Проведение:
- традиционные;
- встреча;
- защита проектов;
- игра;
- конкурс;
- лекция;
- мастер-класс;
- презентация;
- творческая мастерская.
Содержание занятий
1. Тема «Техника безопасности. Введение, знакомство».
Теория: техника безопасности в компьютерном классе.
Практика: прохождение вводного опроса, знакомство [1].
Формы контроля: Опрос.
2. Тема «Ввод текста. Работа в Word. Форматирование текста».
Теория: положение текста на рабочей странице. Горячие клавиши, их назначение. Печать текста. Работа с абзацем и его характеристиками. Виды выравниваний текста. Основные понятия и принципы работы в программе.
Практика: создание работы в программе Word с применением знаний, текстов, рассказов [1, 2].
Формы контроля: Проект.
3. Тема «Вставка таблицы. Рисунки и таблицы. Сохранение и печать документа».
Теория: знакомство с конструктором таблиц. Таблицы и рассмотрение их свойств. Объединение строк, столбцов. Фигуры и их конфигурации. Рисунок, его положение на рабочей странице. Порядок рисунка. Добавление и удаление эффекта у рисунков. Сохранение документа на ПК. Характеристики печати документа.
Практика: создание таблицы в программе Word. Изменение отображения границ таблицы. Изменение цвета границ таблицы. Работа со строками и столбцами. Заполнение таблицы с данными. Работа с фигурами из раздела «вставка». Группировка фигур. Вставка рисунков, изменение эффектов рисунка. Вставка графических объектов в таблицу. Сохранение документа по назначенному пути. Печать документа с изменением настроек печати [1, 6].
Формы контроля: Проект.
4. Тема «Знакомство и работа в Power Point».
Теория: основные понятия и принципы работы в программе, создание слайдов презентации. Изменение положения и свойств текста в презентации. Технические требования к презентации. Ориентация слайда. Вставка текстов и визуальных и аудиовизуальных элементов в презентацию. Оформление дизайна слайда, анимации текста. Знакомство с диаграммами [3, 4].
Практика: офисная программа Power Point. Создание слайда, добавление слайда. Изменение дизайна слайдов. Добавление текста на слайд. Изменение параметров текста на слайде. Создание анимации для текста и презентации. Добавление визуальной и аудиовизуальной информации. Создание продукта по заданной теме.
Формы контроля: Проект.
5. Тема «Итоговый проект».
Теория: обобщение изученного материала.
Практика: создание работ с применением полученных навыков [4, 5].
Формы контроля: Проект.
Методические и оценочные материалы
Методические материалы
Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- классно-урочная система обучения с упором на практические занятия;
- элементы проектно-исследовательской деятельности;
- проведение экспериментов;
- соревновательные элементы.
Система контроля результативности: создание творческого проекта в завершение каждой темы.
Оценочные материалы:
- карты «Оценка результативности образовательного процесса» – по итогам тем;
- карта «Оценка результативности выполнения собственного проекта» – один раз в год.
Формы фиксации результатов
Форма итогового контроля – экспертная оценка педагогом результативности каждого учащегося по итогам освоения всех тем программы. Презентация и защита собственного проекта. По итогам заполняется информационная карта «Итоговая оценка результативности образовательного процесса».
Таблица
№ | Фамилия, имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ... | ... | ... | Итог |
Оценка производится по 5-балльной шкале, где:
- «5» – отлично;
- «4» – хорошо;
- «3» – посредственно;
- «2» – плохо.