На сегодняшний день в реестре иностранных агентов находится 621 позиция, в том числе, лица, ранее исключенные из реестра иностранных агентов. Самыми распространенным основанием для включения большинства из перечня лиц, признанных иностранным агентом, являются: ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» [5].
Институт иностранных агентов появился в российском праве в 2012 г., вследствие внесения дополнений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и развивался в рамках нормативного регулирования правового статуса иностранных агентов [2]. Сам Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в первую очередь затрагивал исключительно деятельность некоммерческих организаций. С принятием специальных правовых норм, в том числе, Федерального закона от 14 июля 2022 г. «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» был в значительной мере дополнен терминологический аппарат, включающий в себя не только статус «иностранных агентов», но и введение в правовой язык термина «иностранное влияние», а также «лицо, аффилированное с иностранным агентом», а также более четко был сформирован перечень прав и обязанностей в сфере работы и функционирования иностранных агентов [6, с. 246-250]. В этом контексте законодательство об иностранных агентах можно считать постоянно развивающимся, а совокупность мер по контролю за деятельностью лиц, признанных иностранным агентом – непрерывно дополняемой. Однако отметим, что существующие законодательные нормы, регулирующие вопрос приобретения статуса иностранного агента, нельзя назвать исчерпывающими и требуют доработок.
Под термином «иностранный агент» в Российской Федерации понимается «российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового» [3]. При этом, иностранными агентами не могут признаваться органы публичной власти РФ, лица, подконтрольные, субъектам РФ, муниципальным образованиям, публично-правовые компании, государственная компания, государственные корпорации, а также лица, подконтрольные им, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законом порядке. В статье 2 вышеупомянутого закона под иностранным влиянием, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами. Под поддержкой, в свою очередь, понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах [1]. Такая формулировка является по своей сути рамочной и не позволяет с точности определять при каком из действий лицо будет являться иностранным агентом, а в каком нет.
В таком случае большую роль приобретает правоприменительная практика, которая, однако, до настоящего времени не является в полной мере устоявшейся в силу широты дискретности критериев, определяющих возможность отнесения субъекта к числу иностранных агентов.
Следует отметить, что первоначально институт «иностранных агентов» был фактически номинальным, поскольку не налагал каких-либо прав и обязанностей, в связи с этим и фактически приобретал свое наполнение в рамках десятилетней практики внесения изменений и дополнений.
На сегодняшний день статус иностранного агента уже пополнился куда более структурированными и строго определенными процедурами включения в перечень иностранных агентов, а также причинами и порядком исключения из данного перечня. При этом возникает проблема, связанная с не полным соответствием положений признаков иностранного агента и требований к статусу иностранного агента.
Учитывая, что под иностранным влиянием, как необходимым признаком иностранного агента, понимается не только предоставление поддержки «иностранному агенту», но и оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами, а в требованиях к иностранным агентам в качестве оснований для снятия такого статуса установлено, что лицо вправе обратится в уполномоченный орган с заявлением об исключении его из реестра в случае «прекращения осуществления деятельности, послужившей основанием для его включения в реестр, и (или) прекращения получения от иностранных источников денежных средств и (или) иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах». Если рассматривать факт того, что под «деятельностью» понимается деятельность, осуществляемая самим «иностранным агентом», которая определена статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» то, возникает правовой пробел в том случае, если сам иностранный агент перестает испытывать воздействие на себя, в том числе, путем принуждения, убеждения и (или) иными способами. Полагаем, что такие случаи вполне возможны и дополнение перечня оснований исключения лиц из реестра иностранных агентов должно быть дополнено [1].
В этом контексте можно согласиться с мнением Б. В. Корнейчука о том, что закон «Об иностранных агентах» затрагивает важную область международного сотрудничества, отвечающую за институциональную интеграцию России в глобальную экономику. Это обстоятельство делает недопустимым присутствие в его тексте ошибок логического, юридического и этического свойства» [4].
С введением физического или юридического лица в статус «иностранного агента», на него накладывается ряд обязанностей. Так, законодательством Российской Федерации определен и перечень обязанностей иностранных агентов, включающий в себя, в частности, сообщение о наличии такого статуса, в том числе, при обращении в органы публичной власти, своим учредителям (участникам), бенефициарам, работникам, маркировать распространяемый им материалы указанием на то, что они произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом [3]. Предусмотрен особый порядок ведения бухгалтерской отчетности, включая обязательный аудит. Законодательно определены сроки предоставления отчетности (ежегодно, раз в полгода, ежеквартально). Введено обязательство один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, определяемом уполномоченным органом.
Следует отметить, что практически все положения, связанные со статусом иностранного агента, не препятствуют реализации конституционных прав, в том числе, права на свободу слова (право размещать публично доступные материалы), не лишают ни пассивного, ни активного избирательного права, не связаны с каким-либо воспрепятствованием праву свободного перемещения, не связаны с запретом тех или иных видов деятельности.
Полагаем, что это обосновано. Основной задачей, установления статуса иностранного агента является информирование общества и отдельных его элементов о наличии между субъектом «иностранным агентом» и иностранными субъектами, определенными законодательством связи, которая может свидетельствовать о наличии у таких «иностранных агентов» мотивов к представлению той или иной информации. В таком случае внедрение дополнительных ограничений вряд ли целесообразно. Вводимые и существующие ограничения и обязанности лиц, признанных «иностранным агентом» продиктованы интересами государства и законодательства в сфере защиты и информирования граждан, обеспечения прозрачности в политической и экономической деятельности.
Внедрение механизма ответственности за нарушение законодательства об «иностранных агентах» можно рассматривать, фактически как констатацию внутренней завершенности правового института, включающего в себя предстатусные элементы (основание и порядок придания статуса), статусные элементы (права и обязанности, возникающие в связи с присвоением статуса), постстатусные элементы (связанные с прекращением статуса и исключением из реестра), а также механизм ответственности за нарушение требований законодательства. Такая завершенность, однако не исключает сохранения отдельных пробелов. Так, например, не определено законодательно должен ли иностранный агент, распространяющий материалы в сети «Интернет» в случае его исключения из реестра иностранных агентов сохранять, или наоборот убирать указания в материалах, опубликованных ранее, что они опубликованы лицом, имеющим статус «иностранного агента». Обозначенный выше вопрос в ближайшей перспективе безусловно возникнет в правоприменительной практике.
Исходя из этого следует сделать вывод, что в законодательстве РФ уже успел оформиться институт «иностранных агентов», особенно с принятием Федерального закона от 14 июля 2022 года «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Однако, до настоящего времени все еще имеет ряд пробелов и противоречий, которые требуют корректировки в рамках нормотворческой деятельности.
Конечно, с точки зрения современных политических реалий, наблюдаемых, как на международной арене, так и на внутригосударственном поле, нельзя не отметить того, что статус «иностранного агента» становится инструментом для достижения политических целей. Это стало возможно благодаря размытости формулировок и определенного рода пробелам в действующем законодательстве. Однако, это только лишний раз подчеркивает, необходимость проработки и совершенствования существующих правовых механизмов.