Главная
АИ #24 (206)
Статьи журнала АИ #24 (206)
Управление процессом противодействия коррупции в системе государственных и муниц...

Управление процессом противодействия коррупции в системе государственных и муниципальных закупок

Автор(-ы):

Мельникова Анна Константиновна

11 июня 2024

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

государственные и муниципальные закупки
коррупция
противодействие коррупции
публичные закупки
централизованные закупки
цифровизация

Аннотация статьи

Статья посвящена рассмотрению вопросов управления процессом противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок. Раскрыто понятие «коррупция». Определена категория «противодействие коррупции в системе государственных и муниципальных закупок». Выявлены проблемы противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок. Проанализированы принятые в 2022–2024 годах новеллы законодательного регулирования системы противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок. Для совершенствования системы противодействия коррупции в системе государственных и муниципальных закупок автором предложены: 1) переход к централизованным закупкам одноименных товаров; 2) усиление уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок.

Текст статьи

Полагаем, что начать исследование вопроса об управлении процессом противодействия коррупции в системе государственных и муниципальных закупок необходимо с рассмотрения основополагающего для этой сферы понятия – «коррупция».

Одним из очевидных достоинств отечественного законодательного регулирования является закрепление легального определения термина «коррупция». Так, в п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции) [7] коррупция определяется как: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

Несмотря на наличие законодательной дефиниции термина «коррупция», в юридической литературе можно встретить разные точки зрения относительно понимания данного негативного явления. Например, В. Н. Туркова полагает, что коррупция представляет собой одну из форм противоправного поведения должностных лиц, которая заключается в получении ими незаконного вознаграждения взамен на принятие незаконного решения [8, с. 58].

На наш взгляд, вышеупомянутое понимание коррупции излишне узкое, поскольку коррупционером (т. е. тем, кто совершает коррупционное правонарушение или преступление), может быть не только должностное, но и частное лицо. На это обращает внимание и российский законодатель, раскрывая понятие «коррупция» в п. 1 ст. 1 Закона о противодействии коррупции. В частности, в данной законодательной норме сказано, что коррупция – это не только получение взятки, но и ее дача. Последнюю, как правило, совершают те лица, которые не наделены никакими государственно-властными полномочиями. Например, в сфере государственных и муниципальных закупок в качестве взяткодателей, как правило, выступают субъекты предпринимательской деятельности – индивидуальные предприниматели и руководители коммерческих организаций.

По мнению П. П. Кабытова, коррупция заключается в нарушении представителями органов государственной и муниципальной власти установленных законодательством норм и совершении действий, направленных против государственной и муниципальной власти [1, с. 34]. Полагаем, что здесь имеется точно такая же ошибка, как и в предыдущем определении: коррупция возникает из-за незаконных действий не только представителей органов государственной и муниципальной власти, но и частных лиц.

Представляется, что наиболее точным является законодательное определение коррупции. Поэтому в настоящей работе мы будем руководствоваться именно им.

Коррупция является одной из наиболее серьезных проблем для сферы государственных и муниципальных закупок. На протяжении долгого времени публичные закупки характеризуются крайне высоким уровнем коррупционных правонарушений и коррупционных преступлений. При этом в последние годы наблюдается рост этой группы правонарушений и преступлений. Так, осенью 2023 года Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России опубликовало информацию о том, что в 2022 году было зарегистрировано 1,1 тыс. коррупционных преступлений в сфере публичных закупок. При этом в 2017-2018 годах таких преступлений было в два раза меньше. Ущерб от совершенных коррупционных преступлений в сфере публичных закупок был оценен в 6 млрд руб. [3].

При этом, по справедливому замечанию Ш. М. Шурпаева, коррупционные правонарушения и коррупционные преступления характеризуются большой латентностью [10, с. 61]. Следовательно, вышеприведенная статистика Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России не в полной мере отражает масштабы имеющейся проблемы.

Стоит отметить, что высокий уровень коррупции в сфере публичных закупок подтверждается не только официальной статистикой правоохранительных органов, но и экспертными исследованиями. Так, в 2021 году эксперты из НИУ ВШЭ провели большое исследование коррупционных показателей в сфере публичных закупок. Выводы экспертов оказались неутешительными. В частности, ими было установлено, что с коррупционными преступлениями и коррупционными правонарушениями в сфере публичных закупок сталкивались две трети их участников. При этом, по оценкам экспертов, общая сумма взяток в сфере публичных закупок измеряется в трлн  6,6 трлн руб. Это достаточно внушительная цифра, поскольку она составляет 6,2% от российского ВВП [11]. Таким образом, исследование экспертов из НИУ ВШЭ в очередной раз доказало, что коррупция в сфере публичных закупок приводит к огромным потерям для национальной экономики.

В связи со сказанным необходимость проведения грамотной и эффективной антикоррупционной политики в сфере публичных закупок в Российской Федерации является очевидной. Одним из важнейших элементов проведения антикоррупционной политики выступает построение системы противодействия коррупции в сфере публичных закупок. Опираясь на п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции, мы можем предложить следующее определение противодействия коррупции в системе государственных и муниципальных закупок: это совокупность органов государственной власти федерального и регионального уровней, муниципальных органов, общественных организаций, граждан и юридических лиц, которые в рамках имеющихся у них компетенций осуществляют функции по предупреждению коррупции, коррупционных правонарушений и коррупционных преступлений, а также минимизации и (или) ликвидации их последствий в сфере публичных закупок.

Понимая наличие причинно-следственной связи между несовершенством правового обеспечения системы противодействия коррупции в сфере публичных закупок и ростом количества коррупционных преступлений (правонарушений) в этой области, российский законодатель предпринимает планомерные шаги по его реформированию. Отметим ниже наиболее значимые из них.

В 2022 году [4] в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) [6] были введены законодательные новеллы, с помощью которых были более четко сформулированы требования к поставщикам для воспрепятствования конфликту интересов в сфере публичных закупок. Были также детализированы те обстоятельства, которые могут повлечь за собой возникновения конфликта интересов в сфере публичных закупок.

В 2022-2023 годах в Законе о контрактной системе появились нормы, значительно упростившие процедуры и сроки публичных закупок. Кроме того, были упразднены способы публичных закупок, которые на практике показали свою низкую эффективность.

Российский законодатель, совершенствуя систему противодействия коррупции в сфере публичных закупок, не упустил из внимания и развитие цифровых технологий. Так, в Российской Федерации наблюдается постепенный переход к цифровой форме публичных закупок. Например, с 1 апреля 2024 года [5] на государственных и муниципальных заказчиков была возложена обязанность формировать цифровой проект контракта по итогам конкурентных закупок. Думается, что цифровизация публичных закупок способна повысить их прозрачность и тем самым снизить уровень коррупционных рисков в данной сфере отношений.

Появление вышеуказанных законодательных нововведений в 2022–2024 годах следует оценить положительно. Однако, на наш взгляд, принятых мер недостаточно для решения всех проблем неэффективности существующей системы противодействия коррупции в сфере публичных закупок. Считаем, что изменения здесь должны быть более кардинальными. В частности, мы солидарны с учеными, которые говорят о необходимости перехода к централизованным закупкам одноименных товаров, что позволит усилить контроль в этой сфере отношений [9, с. 305]. Интересно заметить, что эта идея поддерживается и в МВД России, в котором, помимо этого, предлагается также усиление ответственности за совершение коррупционных преступлений в сфере публичных закупок [3].

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в 2022–2024 годах в Российской Федерации был принят ряд важных законодательных нововведений с целью повышения эффективности системы противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок. Несмотря на это, уровень коррупционных правонарушений и коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок продолжает оставаться на крайне высоком уровне. В этой связи полагаем, что система противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок нуждается в дальнейшем совершенствовании. В частности, на наш взгляд, необходимо:

  1. Осуществить переход к централизованным закупкам одноименных товаров;
  2. Усилить уголовную ответственность за совершение коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок.

Список литературы

  1. Кабытов, П.П. Административно-правовое регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: дис. канд. юрид. наук / П.П. Кабытов. – М., 2021. – 208 с.
  2. Коррупция в России и мире - в шести графиках. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5708590 (дата обращения: 06.06.2024).
  3. МВД РФ сообщило о почти двукратном росте числа преступлений в сфере госзакупок. URL: https://www.interfax.ru/russia/927204 (дата обращения: 06.06.2024).
  4. О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: федеральный закон от 11.06.2022 № 160-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 24. – Ст. 3920.
  5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 27 (часть II). – Ст. 5188.
  6. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 14.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 14. – Ст. 1652.
  7. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6228.
  8. Туркова, В.Н. Уголовно-правовые средства противодействия коррупции в России и за рубежом. Сравнительное уголовно-правовое исследование: монография / В.Н. Туркова. – Иркутск: Издательство Иркутского национального исследовательского технического университета, 2021. – 163 с.
  9. Шмелева, М.В. Концепция государственных (муниципальных) закупок в Российской Федерации: дис. д-ра юрид. наук / М.В. Шмелева. – Саратов, 2022. – 1134 с.
  10. Шурпаев, Ш.М. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений коррупционной направленности в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: дис. канд. юрид. наук / Ш.М. Шурпаев. – М., 2021. – 297 с.
  11. Эксперты оценили средний размер откатов при госзакупках. URL: https://www.rbc.ru/economics/20/12/2021/61bc5d059a794770833e7b51 (дата обращения: 06.06.2024).

Поделиться

190

Мельникова А. К. Управление процессом противодействия коррупции в системе государственных и муниципальных закупок // Актуальные исследования. 2024. №24 (206). Ч.III.С. 34-37. URL: https://apni.ru/article/9583-upravlenie-processom-protivodejstviya-korrupcii-v-sisteme-gosudarstvennyh-i-municipalnyh-zakupok

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля