Ученики все чаще сталкиваются с тем, что не могут запомнить учебный материал. Читают, но не запоминают его. А действительность такова, что с каждым годом на МЦКО, ОГЭ, ЕГЭ задания тестов усложняются. Что же делать? Надо менять подход к подготовке учеников по предметам. Учителя тоже должны учитывать особенности запоминания материала учениками.
На своих уроках необходимо применять приемы, знать особенности усвоения материала своими учениками, какие трудности есть при запоминании материала у школьников. Не забывать, про разные виды памяти. У кого-то слуховая память лучше развита, чем зрительная. А кто-то лучше запоминает материал, если учитель использует задания, которые помогают развить моторную память. И уроки нужно строить так, чтобы эти три вида памяти работали.
Например, для развития зрительной памяти необходимо использовать экскурсии с классом на природу. Когда ребенок видит деревья, кустарники, травы. Запоминает их названия, запах цветов. Развивается образная память. Ребенку эти образы картин природы в последствии помогут в написании сочинений.
Также на уроках русского языка и литературы вводить описание картин великих художников. Информация о мастерах живописи может быть подготовлена самостоятельно учащимися в виде сообщений.
Есть немало способов для развития зрительной памяти.
Например, составить портрет того или иного героя из художественного произведения. Предложить написать его характеристику исходя из портрета.
Также давать ученикам упражнения для описания животных, картин природы. В заданиях ученикам предлагать использовать синонимы, антонимы, средства художественной выразительности. В 5–6 классах на доске писать слова для того, чтобы ребята могли их использовать в своей работе. В старших классах – словари.
Для развития и использования слуховой памяти у учеников на уроках русского языка и литературы следует использовать аудиозаписи стихотворений, басен, рассказов, отрывков из романов. Прослушивание таких текстов научит школьника правильной декламации произведений, постановке ударений в словах, соблюдению правил при выразительном чтении.
Моторная память чаще всего – ведущая у учеников. Необходимо записывать правила с примерами в виде схем в тетради для теории, начиная с 5 класса, потому что процесс запоминания у них происходит более осознанно, чем в 4 классе.
Закрепление нового материала, обобщение уже пройденного материала на уроках русского языка действуют по такому же принципу. Правило сначала объясняется учителем. Затем в виде схемы вместе с ребятами составляется его схема. После этого ученики записывают эту схему в тетрадь для теории. Упражнения, которые дает учитель для рефлексии темы, также рассчитаны на моторную память: записал и запомнил.
На уроках литературы в 5–6 классах каждый урок, практически, новая тема. Часов для изучения произведения дается мало. Учителя сталкиваются с нежеланием ребенка читать произведение любого жанра. Как быть?
Начнем с того, что важно привить любовь к чтению ребенку с детства. Именно родители, которые сначала читают сказки на ночь своим чадам, закладывают первый камень в здание под названием «Образование». Методов привить любовь к чтению много.
Поделюсь случаем из жизненного опыта. Сказки на ночь мне никто не читал. Именно педагог-библиотекарь Валентина Васильевна Купри из нашей школы 3 (сейчас гимназия) из города Бахчисарай, республики Крым. Сначала давала мне прочитать в 3 классе русские народные сказки, потом сказки народов 15 союзных республик СССР. Я зачитывалась до глубокой ночи. Родители нарадоваться не могли. Когда в библиотеки закончились сказки, Валентина Васильевна предложила почитать произведения из жанра фантастики, приключения. Результат превзошел все ожидания: я полюбила читать. Вот уже 20 лет, Слава Богу, я преподаю в школах Москвы и советую и ученикам, и родителям прививать любовь к чтению. Без него у ребенка маленький лексический запас слов, неграмотная речь и пишет работы на неудовлетворительные отметки. А мы знаем, как говорил А. С. Пушкин: «Чтение – вот лучшее учение».
На уроках литературы есть статьи, которые необходимо кратко законспектировать. Сначала в тексте выделить ключевые слова, обязательно в конспекте нужно их подчеркнуть ручкой с зеленой пастой. Затем определить главную мысль в тексте. На уроках надо заранее назначать учеников, которые подготовят сообщения (регламент 5 минут), например, по биографии писателя.
Ценность моторной память трудно переоценить. Как говорится: «Что написано пером, того не вырубишь топором».
Удивительное дело, но презентации к уроку дети не любят смотреть. Но если поставить им видео презентации, то они с удовольствием смотрят.
В каждом классе свои особенности и исходя из них надо и строить урок, подбирая материал.
Для того чтобы достичь успеха в учёбе, необходимо научиться эффективному чтению материала, который вам задают для самостоятельного изучения. Что значит эффективное чтение? Это система техник и приёмов, которую используют для полного и глубокого изучения любой темы, художественной и научной литературы.
Во-первых, ответьте себе на вопрос: для чего вам нужна эта информация. Иногда, чтобы запомнить прочитанное, нужно поставить перед собой цель. Например, узнать о том или ином явлении, событии, процессе.
Во-вторых, приступайте к чтению с хорошим настроением. Не надо пытаться заставлять себя читать. Такое чтение не принесет вам ни пользы, ни удовольствия.
В-третьих, когда читаете, то пишите краткий конспект прочитанного, включив в него понравившиеся цитаты. Выделяйте определённым (лучше зеленым) цветом ключевые слова. Составьте свои вопросы к прочитанному.
При подготовке к экзаменам и к урокам вам приходится читать большие объемы материала. Поэтому важно организовать свою работу с учебником так, чтобы она не оказалась бесполезной.
Учителя также сталкиваются с проблемой организации работы с учебником на уроке. Просто читать учебник и переписывать его это бесполезная трата времени. Всего 10% информации остается после простого прочтения параграфа.
Как же сделать так, чтобы работа с книгой приносила эффект и удовольствие? Ответ прост: нужно уметь грамотно организовывать работу с учебником.