За последние годы общественно-политическая ситуация в Российской Федерации продолжает находиться под сильным влиянием внешне политических факторов Западных стран, в первую очередь, связанных с проведением специальной военной операции на территории Украины.
Под угрозами национальной безопасности мы понимаем потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим, в том числе, и за пределами ее территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуется особые формы и методы деятельности государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.
В качестве угроз национальной безопасности рассматриваются:
- разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
- деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя РФ, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти, уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо радиоактивных, химических и биологических веществ;
- экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности РФ, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране;
- деятельность преступных организаций и группировок, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и др.
Для непосредственного выполнения поставленных задач войска национальной гвардии должны обладать мощным кадровым и техническим потенциалом с хорошо оснащенными соединениями и воинскими частями, и представлять собой один из основных компонентов военной организации государства по обеспечению внутренней безопасности страны.
Чтобы выполнить эти и другие задачи, необходимо знать, в каком направлении вести строительство войск, каковы формы и способы выполнения возлагаемых на них служебно-боевых задач. Это очень важно, поскольку, исходя из анализа угроз, определяются пути их разрешения, состав силовых структур, формы и способы применения.
Развитие и структурные изменения войск должны осуществляться на научной основе, полученного опыта, принципов строительства и служебно-боевого применения с учетом решаемых ими задач.
Одним из основных направлений развития подразделений технического обеспечения войск национальной гвардии РФ является оптимизация организационно-штатной структуры и обеспечения современным вооружением, военной и специальной техникой.
Все это предопределяет необходимость качественного и всестороннего исследования разнообразных аспектов служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии РФ, системы профессионального отбора и подготовки кадров для прохождения службы в войсках национальной гвардии РФ, планирования и проведения мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности, а также проектирование новых способов служебно-боевой деятельности в соответствии с намеченными тенденциями развития научно-технического прогресса в войсках национальной гвардии и Вооруженных Силах РФ в целом.
С учетом ряда основополагающих принципов, на основе накопленного опыта действий внутренних войск МВД России, теоретических работ по рассматриваемому вопросу и практической реализации полученных результатов на основе современных тенденций возникновения и развития задач можно предложить к рассмотрению следующую организационную структуру подразделений технического обеспечения.
Под принципами организационного построения структур подразделений технического обеспечения понимаются основные правила, в соответствии с которыми формируются соединения и воинские части войск национальной гвардии РФ. Эти правила следуют из закономерностей теории формирования структур и специфических особенностей выполнения задач по материально-техническому обеспечению служебно-боевой деятельности.
Требования к организационной структуре – это объективно обусловленные характеристики и возможности, которыми должны обладать подразделения технического обеспечения для решения возложенных на них задач. Начальным этапом формирования организационных структур является определение требований к ним. Они вытекают из задач и условий функционирования в современных условиях. Для достижения целей своего функционирования любая организационная структура, являясь сложной системой, должна обладать определенными системными свойствами.
К числу требований, предъявляемых к организационной структуре подразделений технического обеспечения в современных условиях, относятся:
- Соответствие организационно–штатной структуры подразделений технического обеспечения войск национальной гвардии РФ и их возможностей, содержанию и объему решаемых задач.
- Способность подразделений технического обеспечения выполнять задачи в различных физико-географических условиях.
- Высокая мобильность соединений и воинских частей войск национальной гвардии РФ.
- Способность организационных структур выполнить поставленные задачи в условиях некомплекта требуемых видов вооружения, военной и специальной техники.
- Высокая живучесть соединений и воинских частей войск национальной гвардии РФ в условиях применения противником высокоточного оружия и других новейших видов оружия, а также действий диверсионно-разведывательных групп и бандформирований.
- Автономность подразделений технического обеспечения заключается в их способности самостоятельно выполнять задачи обеспечения служебно-боевой деятельности соединений и воинских частей в отрыве от группировки войск (сил).
- Способность организационных структур адаптироваться к изменению условий функционирования в сроки, соизмеримые с реализацией целей, поставленных задач и условий их выполнения.
- Экономичность организационных структур, характеризующая минимизацией затрат на их содержание в мирное время.
Таким образом, возникает необходимость сформулировать как в теоретическом, так и в практическом плане разработать требования к оценке эффективности и прогнозированию оперативных показателей служебно-боевой деятельности соединений и воинских частей войск национальной гвардии РФ при подготовке и в ходе выполнения служебно-боевых задач, что на сегодняшний день является особенно актуальным.