Актуальность исследования
В социально-экономическом развитии любого государства важное значение имеет правильная организация административной системы и эффективное функционирование административного законодательства. В свете постоянно меняющейся обстановки и вызовов, стоящих перед современным обществом, необходимо постоянная актуализация и совершенствование правового регулирования в сфере административных отношений. Это требует объективной оценки основных тенденций развития федеральных законов, таких как централизация административного законодательства, внедрение рамочных законов и расширение законодательной регламентации организации и деятельности органов публичной администрации.
Цель исследования
Цель исследования заключается в определении роли и места административных процедур в системе административного процесса Российской Федерации, исследовании текущего состояния административного законодательства, выявлении проблемных моментов и определении направления дальнейшего развития данной области права.
Материалы и методы исследования
Материалы исследования включают законодательные акты, научные труды и статьи по истории административного права и административно-правовой науки.
Методы, примененные в ходе исследования, включали анализ, обобщение и интерпретацию данных.
Результаты исследования
В условиях изменяющейся социально-экономической ситуации требуется пересмотр законов, отражающих потребности государства и общества. В области административного законодательства возникают новые области регулирования и происходит обновление как на федеральном, так и на региональном уровнях. Пути и перспективы развития административного законодательства могут быть разнообразными, поэтому целесообразно изучить как теоретические аспекты реформирования, так и практические предложения, включая концепцию нового кодекса о правонарушениях (далее – концепция) [1, с. 255].
Основным законодательным актом в области административного права является кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП). Несмотря на достаточно широкую законодательную базу, регулирующую отношения между государством и другими субъектами административно-правовых отношений, именно этот документ вызывает наибольшее количество споров как среди юристов-ученых, так и среди практикующих специалистов. Проблема несоответствия КоАП современным условиям активно обсуждается уже много лет. В связи с постоянными изменениями в законодательстве была разработана концепция проекта нового КоАП [3, с. 74]. Проект предусматривает изменение практически всех аспектов административного права: виды наказаний; меры обеспечения производства по делам о правонарушениях; административный штраф – его величина и применение в санкциях, где его ранее не было; нормы права, касающиеся безопасности движения; классификация правонарушений; смягчение ответственности, включая основания освобождения от ответственности.
Предлагается классифицировать все правонарушения на грубые (самые опасные) и не являющиеся таковыми, без определения критериев тяжести правонарушения. Вероятно, критерии будут зависеть от степени общественной опасности деяния. В настоящее время водителям, совершившим определенные нарушения, предоставляется льгота в виде 50% скидки на штраф. В концепции предлагается распространить это на все нарушения, где предусмотрен штраф в качестве наказания.
В перспективе специальные средства фиксации изображений будут усовершенствованы для выявления новых нарушений в дорожном движении [2, с. 146]. В настоящее время же существующие камеры слежения могут определять только номера машин. В будущем планируется их использование для распознавания лиц, выявления использования телефонов за рулем, неиспользования ремней безопасности и нарушения правил перевозки детей.
С увеличением числа участников дорожного движения, таких как велосипедисты, скутеристы и мотоциклисты, необходимо теперь вводить штрафы и для них, в случае нарушения правил. Поднимается вопрос о расширении ответственности и для пешеходов, велосипедистов, скутеристов и мотоциклистов, чтобы они не чувствовали себя безнаказанными.
В настоящее время каждый понимает, что автомобили могут быть опасными, и водители не всегда могут избежать аварий, особенно в случае аварии с пешеходом. По судебной практике, водители часто становятся ответственными за происшествия на дороге. Необходимо продумать возможные административные наказания для всех участников движения, чтобы обеспечить безопасность на дорогах.
Интересным аспектом развития административного законодательства является методика расчета административных санкций, которая могла бы заменить существующие подходы. Таким образом, важно обсудить целесообразность определения размера административных штрафов в случаях, когда данный вид наказания неэффективен. Особое внимание уделяется альтернативным методам расчета административных штрафов за нарушения в дорожном движении, учитывая стоимость автомобиля или мощность двигателя, а также введение системы штрафных баллов. Исследователи подчеркивают, что необходим комплексный подход к дифференциации административных наказаний.
Целесообразно предоставить возможность изменять жесткость ответственности с учетом личности нарушителя и обстоятельств правонарушения. Учет доходов нарушителя позволит персонализировать административную ответственность и соблюдать принцип беспристрастности. Один из обсуждаемых вопросов – размер штрафов в области дорожного движения. Предлагается устанавливать пропорциональность между размером штрафа и стоимостью автомобиля. Важно учитывать социальный статус владельцев автомобилей при установлении штрафов. Существующие методики расчета штрафов требуют дополнительного анализа для учета технического состояния автомобиля, его пробега и других факторов.
Следовательно, для достижения целей наказания за совершение административных правонарушений было бы разумно связать размер денежного штрафа с определенными показателями, такими как минимальный размер оплаты труда, базовая величина дохода и уровень доходов лица, совершившего правонарушение.
Ниже приведены основные аспекты развития административного законодательства:
- Гармонизация с другими отраслями права: Административное право пересекается с множеством других правовых дисциплин, таких как уголовное право, гражданское право, налоговое право и другие. Гармонизация административного законодательства с ними важна для обеспечения согласованности и эффективности действия норм права.
- Цифровизация и электронное правительство: С развитием цифровых технологий в административное законодательство вносятся изменения, направленные на цифровизацию государственных и административных процессов, упрощение взаимодействия граждан и государства, а также повышение прозрачности и доступности административных услуг.
- Международное сотрудничество: Развитие административного законодательства также связано с участием государства в международных организациях и соблюдением международных стандартов и обязательств в области административного права.
Эти и другие аспекты развития административного законодательства имеют целью обеспечить эффективное функционирование государства, защиту прав и интересов граждан, развитие правового государства и укрепление демократических институтов.
Выводы
Таким образом, административное законодательство в настоящее время находится на стадии развития и имеет потенциал для улучшения путем использования имеющихся возможностей и предложений. Анализ показывает, что современное административное законодательство требует доработки, что подтверждается многочисленными изменениями, предложенными в концепции нового кодекса об административных правонарушениях в России. Поэтому необходимо пересмотреть определенные аспекты законодательства, включая вопрос об эффективности использования административного штрафа в качестве наказания.