Главная
АИ #24 (206)
Статьи журнала АИ #24 (206)
Административное законодательство: понятие, сущность, назначение

Административное законодательство: понятие, сущность, назначение

Автор(-ы):

Зобков Илья Александрович

12 июня 2024

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

административное законодательство
Кодекс об административных правонарушениях РФ
правовая система России
административная ответственность
источники административного права
нормативные акты
административное право
отрасли российского права
учебная дисциплина

Аннотация статьи

В статье проводится анализ понятия и сущности административного законодательства, рассматриваются его основные принципы, назначение и роль в системе права. Также освещается взаимосвязь административного права с другими отраслями права и его значение для обеспечения законности, справедливости и эффективности государственного управления. Статья представляет актуальный аналитический обзор, полезный как для специалистов в области юриспруденции, так и для широкой аудитории, интересующейся проблемами административного права.

Текст статьи

Актуальность исследования

Административное законодательство регулирует деятельность государственных органов и служащих, и постоянно требует анализа и изучения.

Изучение понятия и сущности административного законодательства помогает понять его основные принципы и применение в практике государственного управления. Назначение административного законодательства заключается в обеспечении эффективного функционирования и развития государственных органов, обеспечении прав и свобод граждан, поддержании порядка и безопасности. Данное исследование имеет высокую актуальность, поскольку позволяет понять основные принципы функционирования государственных органов, их взаимодействия с гражданами и другими участниками общественных отношений, а также способы улучшения деятельности административных органов.

Цель исследования

Цель исследования заключается в определении места и роли административного законодательства в правовой системе Российской Федерации, а также в выявлении его основных задач и принципов.

Материалы и методы исследования

Изучением вопросов, посвящённых исследованию административного законодательства, занимались такие учёные, как И. Е. Андреевский, Н. Н. Белявский, В. М. Гессен, В. Ф. Дерюжинский, А. И. Елистратов и другие.

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

Система правовых норм в Российской Федерации представляет собой сложную структуру, включающую различные виды документов, принимаемых как на федеральном, так и на региональном уровне. Одним из ключевых элементов этой системы является Конституция, которая определяет два основных типа федеральных законов: конституционные и обычные. Оба вида нормативных актов принимаются в пределах компетенции Российской Федерации и в рамках совместной деятельности федерации и ее субъектов.

Правовая система Российской Федерации включает в себя множество областей законодательства, каждая из которых направлена на регулирование определенных сфер. Одной из таких областей является административное право, которое представляет особый интерес для данного исследования.

Существует множество определений административного права. По одному из них это нормы, регулирующие деятельность государства. По-другому, это комплекс норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного и муниципального управления. В общем, это отрасль российского законодательства, регулирующая отношения между органами власти и субъектами права – как физическими, так и юридическими лицами.

В научном сообществе административное право рассматривается с трех точек зрения: как наука, как отрасль права и как учебная дисциплина. Однако в данном исследовании мы сосредоточимся исключительно на рассмотрении административного права как отрасли российского права, которая определяет правила поведения в сфере государственного управления.

Интересным фактом является то, что административное право объединяет элементы гражданского и уголовного права. Через административное право государство осуществляет управление общественными отношениями, которые возникают при взаимодействии власти с обществом.

Следует отметить, что административное право и административное законодательство – различные понятия. Если административное право является одной из областей российской правовой системы, то административное законодательство является основой для функционирования исполнительной власти.

Суть заключается в том, что административное законодательство является частью административного права в общем. Это можно объяснить тем, что источниками административного права являются внешние формы выражения административно-правовых норм, которые содержатся в юридических актах различных государственных органов [2, с. 36].

В законодательной сфере административного права выделяются следующие аспекты:

  • общие законодательные акты, включая, например, Конституцию Российской Федерации;
  • специальные законодательные акты, такие как Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О системе государственной службы в Российской Федерации» и т. д.;
  • законодательные акты, принадлежащие к другим отраслям права, но содержащие нормы, регулирующие административно-правовые отношения, такие как Налоговый кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации и т. д.;
  • международные документы, действующие в данной области права.

Основным документом административного законодательства является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, который определяет основы, принципы, цели и задачи этой отрасли права.

Административное законодательство регулирует вопросы, связанные с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение. Законодатель стремится предусмотреть максимальное количество возможных правонарушений, совершаемых физическими и юридическими лицами.

Физическим лицом может быть гражданин, индивидуальный предприниматель или должностное лицо. В статье 1.1 Кодекса об административных правонарушениях указано, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и законов субъектов Федерации, принятых в соответствии с ним.

Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, и международных договорах Российской Федерации. Законы субъектов Федерации не должны противоречить положениям Кодекса, они могут только дополнять их в тех вопросах, которые не урегулированы Кодексом, но актуальны для конкретной территории субъекта Федерации.

Необходимо подчеркнуть, что правила административного законодательства должны соответствовать определенным принципам [1, с. 35]. Первым принципом является равенство всех перед законом. Согласно этому принципу, все нарушители закона равны перед ним независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного статуса, места жительства, религиозных взглядов, членства в общественных организациях или других обстоятельств. Юридические лица тоже несут административную ответственность независимо от своего местонахождения, организационно-правовой формы, подчиненности и других факторов.

Вторым принципом административного законодательства является презумпция невиновности. Это означает, что каждый человек несет ответственность только за административные правонарушения, за которые он виновен. Предполагаемый нарушитель считается невиновным до доказательства его вины судом, органом или должностным лицом.

Важно отметить, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

К числу важных принципов административного законодательства также относятся законность, принцип прозрачности, принцип ответственности и принцип приоритетности интересов личности в общественной жизни [3, с. 259].

Можно утверждать, что основной ценностью признаются права граждан. Ни одно положение административного законодательства не направлено на ущемление человеческого достоинства и моральности.

Выводы

Таким образом, административное законодательство играет важную роль в правовой системе Российской Федерации, регулируя общественные отношения в сфере государственного и муниципального управления. Оно определяет административную ответственность и устанавливает правила поведения для субъектов права. Основной документ административного законодательства – Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации – устанавливает принципы, цели и задачи административного законодательства, направленные на защиту прав и свобод граждан, охрану общественного порядка и обеспечение законности.

Список литературы

  1. Абрамова Л.А., Верещак С.Б., Верещак А.В. Актуальные вопрос совершенствования законодательства об административных правонарушениях // Право и практика. – 2020. – № 1. – С. 33-37.
  2. Голобородько В.И. Некоторые вопросы усовершенствования законодательства об административной ответственности // Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки. – 2020. – № 13. – С. 34-42.
  3. Суходольский В.В. Место и роль административного законодательства в правовой системе Российской Федерации // Молодой ученый. – 2021. – № 51 (393). – С. 258-261.

Поделиться

224

Зобков И. А. Административное законодательство: понятие, сущность, назначение // Актуальные исследования. 2024. №24 (206). Ч.II.С. 49-51. URL: https://apni.ru/article/9594-administrativnoe-zakonodatelstvo-ponyatie-sushnost-naznachenie

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля