Главная
АИ #24 (206)
Статьи журнала АИ #24 (206)
Сущность научно-методического сопровождения работы педагога

Сущность научно-методического сопровождения работы педагога

Автор(-ы):

Евкурова Жаридат Магомедгириевна

Саутиева Фатима Билановна

12 июня 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

методическое сопровождение
ДОУ
образовательный процесс
педагогическая деятельность
воспитатель

Аннотация статьи

Понятие «сопровождение» вошло в теорию и практику российских психологов и педагогов лишь в 90-е гг. ХХ века. В психологии и педагогике слово «сопровождение» толкуется неоднозначно, так как это явление выполняет широкий спектр функций. 

Текст статьи

Научно-методическое сопровождение деятельности учителя – это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.

Стоит отметить, что наряду с термином «сопровождение» в психологической и педагогической литературе употребляются термины «поддержка», «коучинг», «наставничество», «помощь», «тьюторство».

 Однако мы считаем, что процесс сопровождения предполагает деятельность в рамках каждой из указанных процедур, хотя и не является синонимом ни одного из этих слов. Современные исследователи проблем научно-методического сопровождения, в частности, М. Н. Певзнер, В. И. Снегурова, Е. И. Винтер, Л. Н. Белотелова [2; 3; 4; 6] отмечают, что в отличие от традиционных форм обучения научно-методическое сопровождение деятельности учителей имеет такие преимущества: 

  • более индивидуализировано и гибко; 
  • имеет более тонкую инструментовку; 
  • в большей степени учитывает динамику развития как самого профессионала, образовательного учреждения, в котором он работает, так и системы образования в целом; 
  • более многоаспектно; 
  • предполагает обеспечение постоянного взаимодействия учителя с другими субъектами обучения; 
  • позволяет постоянного отслеживать заданную траекторию, использовать контролирующие и коррекционные процедуры; 
  • учитывает динамику профессионального роста учителя и гибкое реагирование на ситуации его развития; 
  • имеет постоянный характер.

Перечисленные преимущества очевидны и позволяют сделать вывод о том, что научно-методическое сопровождение действительно необходимо в сложившихся условиях изменения образовательного процесса, его ценностей и тенденций [3, с. 5].

Хотя история научно-методического сопровождения педагога насчитывает не одно десятилетие, в настоящее время в условиях реализации национального проекта «Образование» [8, с. 6] особое внимание уделяется модернизации существующих подходов к организации этой деятельности.

 Так, должны быть апробированы различные программы наставничества педагогических работников; выявлены и растиражированы эффективные педагогические практики; оказана методическая поддержка в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций; проведены мероприятия обучающего характера в новых, практико-ориентированных, в том числе нестандартных, форматах. Всё это в совокупности задает необходимость пересмотра сложившихся подходов к осуществлению научно-методического сопровождения педагогических работников.

Важно отметить, что данный тип сопровождения – научно-методический – предполагает синтез педагогический науки и практики [7, с. 31], что может оказать существенное влияние на повышение качества образования. Тем не менее, несмотря на разработанность понятия, возникает закономерный вопрос, связанный с содержанием и направлениями деятельности по научно-методическому сопровождению педагога. На современном этапе развития системы образования, в том числе в условиях перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, научно-методическое сопровождение педагога может реализовываться в различных форматах – как классических (например, в форме консультаций), так в более современных (например, в рамках проведения коуч-сессий). Предполагается, что создание единого научно-методического пространства обеспечит непрерывное и планомерное профессиональное развитие работников системы образования.

Таким образом, можно сделать вывод, что научно-методическое сопровождение действительно необходимо в сложившихся условиях изменения образовательно процесса, его ценностей, тенденций. Оно способствует всестороннему развитию педагога, его профессиональному росту. А большое многообразие функций, в сочетании с подходами и с учетом принципов делает процесс НМС уникальным и будет способствовать росту качества образования, как педагога, так и всей образовательной организации в целом.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]. ‐ URL: http://base.garant.ru/
  2. Семейный Кодекс РФ.) [Электронный ресурс]. ‐ URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
  3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.
  4. Галицких, Е. О. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы / Е. О. Галицких, О. В. Давлятшина // Педагогический ИМИДЖ. – 2016. – № 3 (32). – С. 16-27.
  5. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – Москва: Академия, 2012. – 576 с
  6. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. 
  7. Обласова, Л.С. Индивидуальный образовательный маршрут [Текст] : Справочник заместителя директора школы / Л.С. Обласова.- 2012. - №9.
  8. Шерайзина, Р.М. Медник Е.А. Модель внутрифирменного обучения педагогических работников в общеобразовательной организации : Человек и образование / Р.М Шерайзина, Е.А. Медник. - 2015. - №1(42). - С. 22-26.

Поделиться

151

Евкурова Ж. М., Саутиева Ф. Б. Сущность научно-методического сопровождения работы педагога // Актуальные исследования. 2024. №24 (206). Ч.III.С. 58-59. URL: https://apni.ru/article/9599-sushnost-nauchno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-raboty-pedagoga

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля