Научно-методическое сопровождение деятельности учителя – это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.
Стоит отметить, что наряду с термином «сопровождение» в психологической и педагогической литературе употребляются термины «поддержка», «коучинг», «наставничество», «помощь», «тьюторство».
Однако мы считаем, что процесс сопровождения предполагает деятельность в рамках каждой из указанных процедур, хотя и не является синонимом ни одного из этих слов. Современные исследователи проблем научно-методического сопровождения, в частности, М. Н. Певзнер, В. И. Снегурова, Е. И. Винтер, Л. Н. Белотелова [2; 3; 4; 6] отмечают, что в отличие от традиционных форм обучения научно-методическое сопровождение деятельности учителей имеет такие преимущества:
- более индивидуализировано и гибко;
- имеет более тонкую инструментовку;
- в большей степени учитывает динамику развития как самого профессионала, образовательного учреждения, в котором он работает, так и системы образования в целом;
- более многоаспектно;
- предполагает обеспечение постоянного взаимодействия учителя с другими субъектами обучения;
- позволяет постоянного отслеживать заданную траекторию, использовать контролирующие и коррекционные процедуры;
- учитывает динамику профессионального роста учителя и гибкое реагирование на ситуации его развития;
- имеет постоянный характер.
Перечисленные преимущества очевидны и позволяют сделать вывод о том, что научно-методическое сопровождение действительно необходимо в сложившихся условиях изменения образовательного процесса, его ценностей и тенденций [3, с. 5].
Хотя история научно-методического сопровождения педагога насчитывает не одно десятилетие, в настоящее время в условиях реализации национального проекта «Образование» [8, с. 6] особое внимание уделяется модернизации существующих подходов к организации этой деятельности.
Так, должны быть апробированы различные программы наставничества педагогических работников; выявлены и растиражированы эффективные педагогические практики; оказана методическая поддержка в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций; проведены мероприятия обучающего характера в новых, практико-ориентированных, в том числе нестандартных, форматах. Всё это в совокупности задает необходимость пересмотра сложившихся подходов к осуществлению научно-методического сопровождения педагогических работников.
Важно отметить, что данный тип сопровождения – научно-методический – предполагает синтез педагогический науки и практики [7, с. 31], что может оказать существенное влияние на повышение качества образования. Тем не менее, несмотря на разработанность понятия, возникает закономерный вопрос, связанный с содержанием и направлениями деятельности по научно-методическому сопровождению педагога. На современном этапе развития системы образования, в том числе в условиях перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, научно-методическое сопровождение педагога может реализовываться в различных форматах – как классических (например, в форме консультаций), так в более современных (например, в рамках проведения коуч-сессий). Предполагается, что создание единого научно-методического пространства обеспечит непрерывное и планомерное профессиональное развитие работников системы образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что научно-методическое сопровождение действительно необходимо в сложившихся условиях изменения образовательно процесса, его ценностей, тенденций. Оно способствует всестороннему развитию педагога, его профессиональному росту. А большое многообразие функций, в сочетании с подходами и с учетом принципов делает процесс НМС уникальным и будет способствовать росту качества образования, как педагога, так и всей образовательной организации в целом.