Элементы ТРИЗ при организации непрерывной образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ

В статье рассматривается актуальность применения технологии ТРИЗ при организации непрерывной образовательной деятельности по физическому развитию в ДОУ. Автором конкретизируются формы работы с дошкольниками на основе ТРИЗ технологии, реализованные в практике ДОУ.

Аннотация статьи
ТРИЗ технология
познавательное развитие
развитие ребенка
здоровье ребенка
Ключевые слова

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования поставлена цель – содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечить формирование предпосылок учебной деятельности, включающих в себя любознательность, устойчивый познавательный интерес, высокий уровень воображения, наличие коммуникативных навыков и другие качества личности интегрированного характера. Необходимо развивать у дошкольников целостное восприятие мира, понимание им связей и взаимодействия окружения. Одной из важнейших образовательных задач должна быть не столько сообщение новых конкретных знаний, сколько систематизация имеющихся, отработка умений самостоятельно добывать (достраивать) и использовать информацию в процессе мотивированной познавательной деятельности.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ – автор Г.С. Альтшуллер, 1946 г.) – это технология формирования системного мышления у дошкольников. Для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход. ТРИЗ это уникальный инструмент для формирования творческой личности, поиска нестандартных идей, развития творческого мышления.

Педагог должен создать условия для самостоятельного поиска решения творческих проблем. Он не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. На вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать открытия.

Основные функции ТРИЗ:

1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Прогнозирование развития технических систем и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).

3. Развитие качеств творческой личности.

ТРИЗ, с одной стороны, – занимательная игра, с другой – развитие умственной активности ребенка через творчество.

Для успешного решения задач по укреплению физического, интеллектуального здоровья воспитанников мы изыскиваем новые пути развития дошкольников. На протяжении последних трех лет используем в своей работе элементы ТРИЗ. Основное педагогическое средство развития творчества – дидактическая игра. И при организации непрерывной образовательной деятельности (НОД) мы активно проводим дидактические игры.

Методы ТРИЗ, применяемые нами в ходе организации НОД по физическому развитию:

Синектика (аналогия), способствует формированию способности подражать действиям животных, птиц; развивать образное, ассоциативное мышление, воображение.

  1. Личная аналогия – дети кошечки, что они чувствуют, как кошечки;
  2. Прямая аналогия – дети спину прогибают, спину выгибают, ползают, катят клубок ниток головой как кошечки;
  3. Символическая аналогия – один ребенок или воспитатель изображает, а все дети отгадывают; показывают: кошечка делает движения лапками, стоя на четвереньках прогибает спинку, показывает коготки т. д.;
  4. Сравнение объекта с чем-либо – прыгает как…, ползает как…;
  5. Преобразование – солдаты идут в разведку, преодолевая все препятствия; или космонавты летят в космос.

Метод типового фантазирования: Увеличения – Уменьшения,

развивает воображение на основе представления о том, что будет, если объект (живой, неживой) увеличить, уменьшить, уметь это показать с помощью движений и эмоций.

  1. Был большой обруч и Маленькая Фея уменьшила его. В большой обруч пролезаем в наклоне, а в маленький обруч – можно только проползти на четвереньках.
  2. Была скамейка широкая, можно было быстро пройти, пробежать. Маленькая Фея превратила в узкую скамейку, по ней надо идти осторожнее, не теряя равновесия.

Дробление и объединение – развивает воображение на основе представления о том, что будет, если нечто разделить на части или из частей составить одно целое.

  1. Большой мяч держим двумя руками, прикоснулся к нему Волшебник Разъединялкин и разлетелся мяч на маленькие мячики (дробление), которые можно взять одной рукой, поиграть – проводим общеразвивающие упражнения с малыми мячами, метание мячей в вертикальную, в горизонтальную цель, на дальность.
  2. Собираем бусинки в бусы – Бусинки-дети строятся в колонну, кладут руки на плечи, первый кладет руки на плечи последнего. Волшебник Разъединялкин прикоснулся волшебной палочкой к бусам, ниточка оборвалась, и раскатились бусинки по залу (дробление) – дети разбегаются. Волшебник Соединялкин взмахнул волшебной палочкой и собрал их в красивые бусы (объединение).
  3. Волшебник Соединялкин сделал переправу через болото из кочек (обручей), по которой прошли дети, не замочив ноги (объединение).

Метод морфологического анализа – обобщение и систематизация знаний о предметах и явлениях, классификация по ряду признаков. На практике используем карточки-схемы признаков объектов.

Классификация по одному признаку – цвету.

Игра "Цветные автомобили" – синие автомобили едут в синий гараж; красные автомобили едут в красный гараж.

Игра "Найди свой цвет" – используются цветные ленточки. Дети с красными ленточками по сигналу бегут к красному флажку.

Классификация по двум признакам – цвету и форме.

Нужно собрать: в красный обруч красные кубики; в синий обруч синие мячики.

Классификация по трем признакам – цвету, форме, размеру.

Нужно собрать: в красный обруч красные малые мячи; в синий обруч синие малые кубики.

Игры-медитации способствуют регуляции дыхательных и других функций организма; оказывают успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снимают усталость, дают возможность детям насладиться приятными эмоциями.

Игра-медитация "Море". Дети изображают морских обитателей – рыбок, морских коньков, дельфинов и т.п. передвигаясь медленно по залу. Превращаясь в морские камушки, дети садятся, ложатся на ковер. Камушки лежат и поблескивают, привлекая своей красотой все морские существа вокруг (под музыкальное сопровождение).

Метод "Наоборот" – развивает мышление, умение выполнять не прямое указание, а анти-действия, разнообразить приемы закрепления отдельных действий.

Игра "Наоборотики" – Волшебник Наоборот.

Дается задание детям выполнить определенные действие, движение – они должны выполнить анти-действие, анти-движение: ускорить бег – замедлить бег; наклониться вперед – наклониться назад; ходьба вперед – ходьба вперед спиной.

Используемые нами технологии, базируются на ТРИЗ, который результативно зарекомендовали себя как эффективное средство решения проблем развития творчества дошкольников. Для результативной работы в данном направлении желательно выстраивать творческие задания в определенной последовательности – от простого к более сложному.

Текст статьи
  1. Гуткович И.Я., Сидорчук Т.А. Формирование системного мышления дошкольников. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ». 2015 – 80 с.
  2. Сидорчук Т.А. «Я познаю мир». Методический комплекс для работы с дошкольниками. – Ульяновск: ООО» Вектор-С», 2014 г. – 124 с.
  3. Творческие задания «Золотого ключика». / Авторы и составители Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева – Самара: ДОУ № 277, 2001. – 108 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 23 октября по 29 октября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
02 ноября
Загрузка в eLibrary
02 ноября
Рассылка печатных экземпляров
10 ноября