Авторы:
Савельева Лариса Валентиновна
Рубрика
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования поставлена цель – содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечить формирование предпосылок учебной деятельности, включающих в себя любознательность, устойчивый познавательный интерес, высокий уровень воображения, наличие коммуникативных навыков и другие качества личности интегрированного характера. Необходимо развивать у дошкольников целостное восприятие мира, понимание им связей и взаимодействия окружения. Одной из важнейших образовательных задач должна быть не столько сообщение новых конкретных знаний, сколько систематизация имеющихся, отработка умений самостоятельно добывать (достраивать) и использовать информацию в процессе мотивированной познавательной деятельности.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ – автор Г.С. Альтшуллер, 1946 г.) – это технология формирования системного мышления у дошкольников. Для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход. ТРИЗ это уникальный инструмент для формирования творческой личности, поиска нестандартных идей, развития творческого мышления.
Педагог должен создать условия для самостоятельного поиска решения творческих проблем. Он не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. На вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать открытия.
Основные функции ТРИЗ:
1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
2. Прогнозирование развития технических систем и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
3. Развитие качеств творческой личности.
ТРИЗ, с одной стороны, – занимательная игра, с другой – развитие умственной активности ребенка через творчество.
Для успешного решения задач по укреплению физического, интеллектуального здоровья воспитанников мы изыскиваем новые пути развития дошкольников. На протяжении последних трех лет используем в своей работе элементы ТРИЗ. Основное педагогическое средство развития творчества – дидактическая игра. И при организации непрерывной образовательной деятельности (НОД) мы активно проводим дидактические игры.
Методы ТРИЗ, применяемые нами в ходе организации НОД по физическому развитию:
Синектика (аналогия), способствует формированию способности подражать действиям животных, птиц; развивать образное, ассоциативное мышление, воображение.
Метод типового фантазирования: Увеличения – Уменьшения,
развивает воображение на основе представления о том, что будет, если объект (живой, неживой) увеличить, уменьшить, уметь это показать с помощью движений и эмоций.
Дробление и объединение – развивает воображение на основе представления о том, что будет, если нечто разделить на части или из частей составить одно целое.
Метод морфологического анализа – обобщение и систематизация знаний о предметах и явлениях, классификация по ряду признаков. На практике используем карточки-схемы признаков объектов.
Классификация по одному признаку – цвету.
Игра "Цветные автомобили" – синие автомобили едут в синий гараж; красные автомобили едут в красный гараж.
Игра "Найди свой цвет" – используются цветные ленточки. Дети с красными ленточками по сигналу бегут к красному флажку.
Классификация по двум признакам – цвету и форме.
Нужно собрать: в красный обруч красные кубики; в синий обруч синие мячики.
Классификация по трем признакам – цвету, форме, размеру.
Нужно собрать: в красный обруч красные малые мячи; в синий обруч синие малые кубики.
Игры-медитации способствуют регуляции дыхательных и других функций организма; оказывают успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снимают усталость, дают возможность детям насладиться приятными эмоциями.
Игра-медитация "Море". Дети изображают морских обитателей – рыбок, морских коньков, дельфинов и т.п. передвигаясь медленно по залу. Превращаясь в морские камушки, дети садятся, ложатся на ковер. Камушки лежат и поблескивают, привлекая своей красотой все морские существа вокруг (под музыкальное сопровождение).
Метод "Наоборот" – развивает мышление, умение выполнять не прямое указание, а анти-действия, разнообразить приемы закрепления отдельных действий.
Игра "Наоборотики" – Волшебник Наоборот.
Дается задание детям выполнить определенные действие, движение – они должны выполнить анти-действие, анти-движение: ускорить бег – замедлить бег; наклониться вперед – наклониться назад; ходьба вперед – ходьба вперед спиной.
Используемые нами технологии, базируются на ТРИЗ, который результативно зарекомендовали себя как эффективное средство решения проблем развития творчества дошкольников. Для результативной работы в данном направлении желательно выстраивать творческие задания в определенной последовательности – от простого к более сложному.
Список литературы
Поделиться
Савельева Л. В. Элементы ТРИЗ при организации непрерывной образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 нояб. 2019г. :в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II.С. 105-108. URL: https://apni.ru/article/96-elementi-triz-pri-organizatsii-neprerivnoj-obra
8 800 200-75-17
Звонок бесплатный
info@apni.ru