Сегодня государством поставлена актуальная задача - подготовить совершенно новое поколение граждан: активное и любознательное. Дошкольные учреждения (далее – ДОО), как первая ступень в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.
Воспитанию выпускника дошкольного учреждения новой формации содействует использование инновационных педагогических технологий и методов, одним из которых является метод проектов.
Проектная деятельность – это совместная игровая или творческая деятельность. Она развивает самостоятельность, ответственность, инициативность, целеустремленность воспитанника.
Целью проектной деятельности в ДОО является развития свободной творческой личности ребенка. Воспитанники дошкольных учреждений, новое поколение граждан, инновационные технологии, проектная деятельность.
Задачи проектной деятельности:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения;
- Развитие творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.
Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д.
После составления совместного плана действий начинается третий этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.
Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг детей должна быть как бы незаконченной.
Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
Заключительным четвёртым этапом работы над проектом является его презентация. Данный вид деятельности может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины: тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
В настоящее время существует классификация проектов:
- по составу участников;
- по цели установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- Исследовательские – творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- Ролевые-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- Творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные.
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным.
Дети, участвующие в проектной деятельности:
- проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
- самостоятельны в принятии решений;
- сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
- осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
- способны обсуждать в детском коллективе совместный план действий;
- воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:
- проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно- образовательного процесса;
- обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
- осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
- реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).
Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
- налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
- получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
- могут реализовать свои творческие способности.
Использование метода проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.
Развивающая предметно-пространственная среда направлена на развитие познавательных качеств, а социального взаимодействие – на формирование психологических качеств исследовательской деятельности, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.