Главная
АИ #24 (206)
Статьи журнала АИ #24 (206)
Социализация подростков с девиантным поведением методами творческой психотерапии

Социализация подростков с девиантным поведением методами творческой психотерапии

Рубрика

Психология

Ключевые слова

социализация
девиантное поведение
арт-терапия
игропрактики
тренинг социальных навыков
коммуникативные навыки

Аннотация статьи

В статье рассматриваются методы арт-терапии, игропрактик и технологий тренинга социальных навыков, их эффективность в социализации подростков с девиантным поведением. Арт-терапия использует творческий процесс для улучшения психического и эмоционального состояния человека и включает такие методы, как рисование, скульптура, мандалотерапия. Игропрактика представлена ролевыми играми, настольными играми, играми на взаимодействие и интерактивными играми, что в целом, способствуют развитию когнитивных и социальных навыков. Тренинг социальных навыков направлен на развитие и укрепление навыков взаимодействия с другими людьми через социальные истории, моделирование поведения, ролевые игры, групповую работу. Описаны преимущества и области применения этих методов, их влияние на личностное и социальное развитие подростков.

Текст статьи

Социализация подростков является важным процессом, обеспечивающим успешное интегрирование индивида в общество и формирование у него навыков, необходимых для полноценного участия в социальной жизни. Однако среди представителей данной возрастной категории нередко встречаются случаи девиантного поведения, что в целом может значительно осложнить этот процесс.

В последние годы все большее внимание уделяется методам арт-терапии, игропрактикам и тренингам социальных навыков как эффективным инструментам для работы с подростками, проявляющими девиантное поведение. Эти методы позволяют не только скорректировать проблемное поведение, но и способствуют развитию важных социальных и коммуникативных навыков, повышению самооценки и уровня включенности в социальную жизнь.

Арт-терапия, включающая изобразительное искусство, музыкальную и театральную терапию, предоставляет подросткам возможность выражать свои эмоции и чувства через творчество, что способствует снятию внутреннего напряжения и развитию эмоциональной регуляции. Игропрактики, основывающиеся на ролевых играх и командных заданиях, помогают подросткам развивать навыки сотрудничества, доверия и критического мышления. Тренинг социальных навыков, включающий в себя упражнения по улучшению коммуникативных умений и разрешению конфликтов, направлен на формирование у подростков уверенности в себе и способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

Для содействия социализации подростков с девиантным поведением разрабатываются программы посредством комплексного применения методов арт-терапии, игропрактик и технологий тренинга социальных навыков. В данной статье рассмотрим основные методы и преимущества каждой из этих сфер.

Представленные программы направлены на достижение следующих задач:

  • Повышение самооценки и уверенности подростков.
  • Улучшение навыков общения и взаимодействия.
  • Снижение уровня агрессии и тревожности.
  • Развитие эмпатии и способности к сотрудничеству.

Арт-терапия – это использование различных видов искусства для коррекции психологических и эмоциональных проблем [1].

Методы арт-терапии включают:

  1. Рисование и живопись, что позволяет выражать чувства и мысли, которые сложно передать словами.
  2. Скульптура. Работа с глиной или другим материалом помогает снять напряжение и развивает тактильные ощущения.
  3. Коллаж. Создание коллажей из различных материалов способствует самоисследованию и пониманию своих чувств.
  4. Мандала. Рисование или раскрашивание мандал способствует медитации и формированию внутренней гармонии.
  5. Драматерапия. Использование театральных приемов для проигрывания различных жизненных ситуаций и проработки внутренних конфликтов [2, с. 178-182].

К преимущественным моментам арт-терапии относится то, что использование различных видов искусства (живопись, музыка, театр) позволяет людям выразить свои эмоции, даже если они не могут найти слова для этого. Арт-терапия предоставляет возможность людям выразить свои мысли, чувства и переживания без страха осуждения или недопонимания. Творческий процесс помогает уменьшить уровень стресса, тревоги и напряжения, поскольку он отвлекает внимание от проблем и позволяет расслабиться. Арт-терапия способствует самопознанию, помогая людям лучше понять себя, свои мысли, чувства и потребности, а также развивать свои творческие способности. В рамках арт-терапии можно работать над проблемами, травмами и трудностями, помогая участникам преодолевать их и двигаться вперед. Арт-терапия выступает эффективным инструментом в поддержке психического здоровья и благополучия [3].

Игропрактики – это использование игр для развития личных и социальных навыков [4, с. 200-269]. Методы игропрактик включают:

  1. Ролевые игры. Помогают развивать эмпатию и социальные навыки через проигрывание различных ролей.
  2. Настольные игры. Развивают стратегическое мышление, терпение и умение работать в команде.
  3. Игры на доверие. Упражнения, направленные на укрепление доверия между участниками.
  4. Социальные игры. Игра в группы, способствующие развитию коммуникативных и кооперативных навыков.
  5. Проективные игры. Игры, позволяющие участникам выражать и анализировать свои внутренние переживания и мысли [5, с. 129-140].

К преимущественным моментам игропрактик следует отнести, что игры способствует более эффективному усвоению материала и развитию навыков, создают атмосферу доверия и веселья, позволяя участникам чувствовать себя более комфортно и открыто выражать свои мысли и чувства. Многие игры направлены на развитие социальных навыков, таких как коммуникация, сотрудничество, управление конфликтами и эмпатия. Игры требуют сотрудничества между участниками, что способствует развитию навыков работы в команде и укреплению групповой динамики. Некоторые игры могут стимулировать креативное мышление и помогать участникам находить новые и нестандартные решения проблем. Игры позволяют участникам учиться через опыт, что может быть более запоминающимся и эффективным способом усвоения знаний и навыков [6].

Игропрактики представляют собой мощный инструмент в работе с детьми, подростками и взрослыми, и могут быть успешно использованы в различных областях, включая образование, психотерапию, тренинги.

Тренинг социальных навыков включает в себя программы, направленные на развитие умений, необходимых для эффективного взаимодействия с другими людьми [7, с. 56-66].

Методы тренинга социальных навыков включают:

  1. Социальные сценарии. Разбор и проигрывание различных социальных ситуаций для обучения правильным реакциям и поведению.
  2. Групповые дискуссии. Обсуждение проблем и поиск решений в группе способствует развитию навыков общения и работыв команде.
  3. Ролевые игры. Практика различных социальных ролей для улучшения понимания и управления межличностными взаимодействиями.
  4. Практика активного слушания. Обучение техникам активного слушания для улучшения коммуникативных навыков.
  5. Тренировка эмпатии. Упражнения, направленные на развитие способности понимать и чувствовать переживания других людей [7, с. 56-66].

Тренинги социальных навыков помогают участникам развить умения эффективного общения, включая активное слушание, умение задавать вопросы, выражать свои мысли и чувства, помогают участникам развить навыки управления конфликтами и преодоления социальной тревожности. Участие в тренингах способствует развитию эмпатии и пониманию чувств и потребностей других людей. Успешное прохождение тренингов способствует повышению уровня самоуверенности и уверенности в себе. Некоторые тренинги социальных навыков направлены на развитие лидерских качеств, таких как умение влиять на других, мотивировать и вести группу [8].

Тренинги социальных навыков позволяют участникам стать более эмоционально интеллектуально развитыми, уверенными в себе и способными к сотрудничеству, что важно для достижения успеха в различных сферах жизни.

В заключение следует подчеркнуть, что тренинги социальных навыков, игровые методики и арт-терапия представляют собой мощные инструменты для поддержки личностного развития, улучшения межличностных отношений и преодоления социальных трудностей. Использование этих методов в рамках комплексных программ социализации имеет огромный потенциал для помощи подросткам с девиантным поведением, в преодолении трудностей и достижении успеха в обществе.

Список литературы

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с.
  2. Авдонина Н.И. Отечественный и зарубежный опыт социально-педагогической и социально-психологической работы с детьми из неблагополучных семей // Вестник Мордовского госуниверситета. – 2009. – № 2. – С. 178-182.
  3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977. – 303 с.
  4. Выгодский Л.С. Избранные психологические произведения. // собр. соч. т. 4. С. 200-269.
  5. Кистяковская М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни // Вопр. психопатологии. – 1965. – № 2. – С. 129-140.
  6. Кон И.С. Социологическая психология / Московский психолого-социологический институт. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 526 с.
  7. Ковалев В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте // Психогигиена у детей и подростков. – М., 1985. – С. 56-66.
  8. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 1999. – 304 с.

Поделиться

845

Куксова В. О., Бамбурова В. С. Социализация подростков с девиантным поведением методами творческой психотерапии // Актуальные исследования. 2024. №24 (206). Ч.III.С. 75-77. URL: https://apni.ru/article/9602-socializaciya-podrostkov-s-deviantnym-povedeniem-metodami-tvorcheskoj-psihoterapii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января