Главная
АИ #24 (206)
Статьи журнала АИ #24 (206)
От теоретического анализа синдрома дефицита внимания с гиперактивностью к коррек...

От теоретического анализа синдрома дефицита внимания с гиперактивностью к коррекции его проявлений

Рубрика

Психология

Ключевые слова

синдром дефицита внимания с гиперактивностью
импульсивность
классификация СДВГ
поведенческие нарушения
семейная психотерапия
двигательная активность
поведенческая терапия

Аннотация статьи

На сегодняшний день к числу распространенных болезней у детей часто относится синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проведённые во многих странах мира, включая Россию. Анализ литературы, к примеру, в Москве и Московской области показывает, что распространённость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) составляет 15–28% от общей выборки детей. При этом существует определенная дифференциация СДВГ по половому признаку. Так среди мальчиков в возрасте 7–12 лет данный синдром диагностируют в 2–3 раза чаще, чем среди девочек. Распространенность СДВГ в современном мире заставляет специалистов разных направлений искать эффективные методы и технологии, позволяющие корректировать проявления и последствия СДВГ.

Текст статьи

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) относится к классу психоневрологических расстройств, характеризующихся поведенческими, неврологическими и психическими нарушениями.

Традиционно СДВГ классифицируется по следующим признакам:

  1. Синдром дефицита внимания без гиперактивности – СДВГ, тип с преобладанием невнимательности.
  2. Синдром гиперактивности без дефицита внимания – СДВГ, преимущественно гиперактивно-импульсивный тип.
  3. Комбинированный вариант – СДВГ, сочетанный тип.

К более конкретным признакам синдрома СДВГ относят: трудности в концентрации внимания, ухудшение памяти, импульсивность, беспокойство, эмоциональная нестабильность, задержка речевого развития, ухудшение способности к обучению и др.

Множественность характеристик синдрома осложняет проблему его коррекции и поиск направлений и технологий, направленных на восстановление психологических и поведенческих функций.

Анализ литературы позволяет выделить основные направлениями коррекции нарушений при (СДВГ):

  • двигательная активность,
  • психолого-педагогическая коррекция,
  • семейная психотерапия,
  • поведенческая терапия,
  • релаксационные методики,
  • лечение сопутствующей патологии.

Особую озабоченность у данного контингента детей вызывает ярко выраженная импульсивность. Ее коррекция заключается в том, чтобы научить такого ребенка сдерживать себя.

Для этого необходимо следующее:

  1. При общении с импульсивным ребенком нужно сохранять спокойствие. Помните, что ребенку передается ваше возбуждение.
  2. Определите условия, оказывающие на ребенка наиболее неблагоприятное возбуждающее воздействие. Постарайтесь лишний раз не подвергать его воздействию таких условий.
  3. Поощряйте ребенка сразу же и во всех случаях, когда он пытался сдержаться.
  4. Ребенок должен хорошо понимать, что именно и почему ему разрешено и запрещено. Разрешения и запреты нужно обсуждать вместе с ним, чтобы он имел возможность высказать свою точку зрения и воспринять позицию взрослого.
  5. Давайте ребенку короткие, четкие и конкретные инструкции.
  6. Обсуждайте с ребенком правила поведения в той или иной ситуации заранее.
  7. Старайтесь развивать в ребенке рефлексивность.

Общение с импульсивными детьми требует и от педагогов, и от родителей большой гибкости и разнообразия поведенческого репертуара, так как такие дети непредсказуемые и мотивы их поведения не всегда очевидны.

При всем многообразии направлений и технологий работы с СДВГ в психологии и педагогике, самым эффективным средством коррекции у детей является игра. Именно игры с регламентирующими правилами и длительное совместное взаимодействие со сверстниками позволяют ребенку выработать навыки саморегуляции и самоконтроля. В играх от детей с нарушением внимания требуется сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других детей. Игры с правилами эффективны тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей, которые они обязаны соблюдать.

Помимо игровой направленности психолого-педагогической коррекции синдрома, особое значение имеет взаимодействие с ребёнком внутри семьи и в школе. Только тщательно выверенная и сбалансированная система «лечебного взаимодействия» дает возможность повлиять на минимизацию проявлений заболевания.

Следует понимать, что СДВГ является заболеванием не только ребёнка, но и взрослых, его окружающих. В первую очередь это касается матери, поскольку именно с нею ребенок проводит основную часть времени. К сожалению, мать гиперактивного ребёнка зачастую излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Объясняется это тем, что попросту не выдерживает постоянного психологического и физического напряжения, вызванного поведением ребенка. Для снятия депрессивного состояния (у матери ребенка с СДВГ состояние угнетенности встречается в 18–20% случаев) с нею достаточно часто проводится психотерапевтическое лечение, что само по себе усугубляет проблему коррекции синдрома ребенка.

Кроме игровой терапии поведенческая коррекция в работе с детьми с СДВГ играет неоспоримую роль.

Она состоит из домашней программы коррекции:

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку. Родитель ведёт себя спокойно, избегает слов «нет» и «нельзя», взаимоотношение с ребёнком строит на доверии и взаимопонимании;
  2. Изменение психологического микроклимата в семье. В данном случае родители не должны ссориться при ребёнке, проводить с ним больше времени и вовлекать в различный досуг;
  3. Происходят изменения в организации режима дня и места для занятий;
  4. Вовлекают специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание позитивных методов воспитания.

Негативные методы для детей с СДВГ неэффективны. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки.

Касательно организации работы школы с ребенком с СДВГ, то школьная программа коррекции должна включать определенные методические рекомендации:

  1. Ребёнок с СДВГ по расположению в классе должен находиться рядом с учителем. Также во время урока должны быть включены перерывы, которые занимают «минутки активности»;
  2. Для большей мотивации к обучению ребёнок должен испытывать чувство успеха;
  3. Всегда нужно быть готовым к коррекции негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии у данного ребенка. При этом учитель в своем арсенале должен иметь психологические «заготовки», которые учитывают индивидуальные особенности конкретного ребенка.

Особую значимость в работе с детьми с СДВГ приобретают методики, направленные на выработку навыков саморегуляции.

Одними из важных методик такого рода являются релаксационные методики. Они направлены на мышечное расслабление, которое непосредственно влияет на нервную систему, стимулирует резервные возможности коры мозга, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма ребенка.

В заключение следует отметить, что детям с нарушением внимания, импульсивным поведением и гиперактивностью (СДВГ) трудно адаптироваться в школе, поскольку они неуверенно входят в коллектив, часто имеют проблемы в общении со сверстниками. Их поведение свидетельствует о недостаточной сформированности у них регуляторных механизмов психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения.

Коррекция нарушений внимания и гиперактивности должна быть направлена на освоение поведенческих навыков самоконтроля и саморегуляции, что помимо использования разнообразных психолого-педагогических технологий, предполагает совместную работу педиатра, психолога-педагога и родителей.

Список литературы

  1. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: Психолого-педагогическая помощь. Монография.

Поделиться

589

Газаралиева З. А., Мерзлякова М. М., Ожогина А. А. От теоретического анализа синдрома дефицита внимания с гиперактивностью к коррекции его проявлений // Актуальные исследования. 2024. №24 (206). Ч.III.С. 72-74. URL: https://apni.ru/article/9603-ot-teoreticheskogo-analiza-sindroma-deficita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-k-korrekcii-ego-proyavlenij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря