Автор(-ы):
Газаралиева Земфира Арзуллаевна
Мерзлякова Мария Михайловна
Ожогина Анастасия Александровна
13 июня 2024
Секция
Психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
На сегодняшний день к числу распространенных болезней у детей часто относится синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проведённые во многих странах мира, включая Россию. Анализ литературы, к примеру, в Москве и Московской области показывает, что распространённость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) составляет 15–28% от общей выборки детей. При этом существует определенная дифференциация СДВГ по половому признаку. Так среди мальчиков в возрасте 7–12 лет данный синдром диагностируют в 2–3 раза чаще, чем среди девочек. Распространенность СДВГ в современном мире заставляет специалистов разных направлений искать эффективные методы и технологии, позволяющие корректировать проявления и последствия СДВГ.
Текст статьи
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) относится к классу психоневрологических расстройств, характеризующихся поведенческими, неврологическими и психическими нарушениями.
Традиционно СДВГ классифицируется по следующим признакам:
К более конкретным признакам синдрома СДВГ относят: трудности в концентрации внимания, ухудшение памяти, импульсивность, беспокойство, эмоциональная нестабильность, задержка речевого развития, ухудшение способности к обучению и др.
Множественность характеристик синдрома осложняет проблему его коррекции и поиск направлений и технологий, направленных на восстановление психологических и поведенческих функций.
Анализ литературы позволяет выделить основные направлениями коррекции нарушений при (СДВГ):
Особую озабоченность у данного контингента детей вызывает ярко выраженная импульсивность. Ее коррекция заключается в том, чтобы научить такого ребенка сдерживать себя.
Для этого необходимо следующее:
Общение с импульсивными детьми требует и от педагогов, и от родителей большой гибкости и разнообразия поведенческого репертуара, так как такие дети непредсказуемые и мотивы их поведения не всегда очевидны.
При всем многообразии направлений и технологий работы с СДВГ в психологии и педагогике, самым эффективным средством коррекции у детей является игра. Именно игры с регламентирующими правилами и длительное совместное взаимодействие со сверстниками позволяют ребенку выработать навыки саморегуляции и самоконтроля. В играх от детей с нарушением внимания требуется сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других детей. Игры с правилами эффективны тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей, которые они обязаны соблюдать.
Помимо игровой направленности психолого-педагогической коррекции синдрома, особое значение имеет взаимодействие с ребёнком внутри семьи и в школе. Только тщательно выверенная и сбалансированная система «лечебного взаимодействия» дает возможность повлиять на минимизацию проявлений заболевания.
Следует понимать, что СДВГ является заболеванием не только ребёнка, но и взрослых, его окружающих. В первую очередь это касается матери, поскольку именно с нею ребенок проводит основную часть времени. К сожалению, мать гиперактивного ребёнка зачастую излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Объясняется это тем, что попросту не выдерживает постоянного психологического и физического напряжения, вызванного поведением ребенка. Для снятия депрессивного состояния (у матери ребенка с СДВГ состояние угнетенности встречается в 18–20% случаев) с нею достаточно часто проводится психотерапевтическое лечение, что само по себе усугубляет проблему коррекции синдрома ребенка.
Кроме игровой терапии поведенческая коррекция в работе с детьми с СДВГ играет неоспоримую роль.
Она состоит из домашней программы коррекции:
Негативные методы для детей с СДВГ неэффективны. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки.
Касательно организации работы школы с ребенком с СДВГ, то школьная программа коррекции должна включать определенные методические рекомендации:
Особую значимость в работе с детьми с СДВГ приобретают методики, направленные на выработку навыков саморегуляции.
Одними из важных методик такого рода являются релаксационные методики. Они направлены на мышечное расслабление, которое непосредственно влияет на нервную систему, стимулирует резервные возможности коры мозга, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма ребенка.
В заключение следует отметить, что детям с нарушением внимания, импульсивным поведением и гиперактивностью (СДВГ) трудно адаптироваться в школе, поскольку они неуверенно входят в коллектив, часто имеют проблемы в общении со сверстниками. Их поведение свидетельствует о недостаточной сформированности у них регуляторных механизмов психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения.
Коррекция нарушений внимания и гиперактивности должна быть направлена на освоение поведенческих навыков самоконтроля и саморегуляции, что помимо использования разнообразных психолого-педагогических технологий, предполагает совместную работу педиатра, психолога-педагога и родителей.
Список литературы
Поделиться
Газаралиева З. А., Мерзлякова М. М., Ожогина А. А. От теоретического анализа синдрома дефицита внимания с гиперактивностью к коррекции его проявлений // Актуальные исследования. 2024. №24 (206). Ч.III.С. 72-74. URL: https://apni.ru/article/9603-ot-teoreticheskogo-analiza-sindroma-deficita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-k-korrekcii-ego-proyavlenij