Актуальность исследования
В современном мире все больше детей сталкиваются с тяжелыми нарушениями речи, которые могут значительно ограничить их способность общаться и взаимодействовать с окружающими. В этой ситуации использование альтернативных методов коммуникации может быть ключевым фактором для улучшения качества жизни таких детей.
Исследование эффективности использования альтернативных методов коммуникации у детей с тяжелыми нарушениями речи имеет большое значение для практической работы с этими детьми. Оно позволяет оценить, насколько эффективно и полезно использование таких методов для улучшения коммуникативных навыков и социализации детей.
Результаты исследования могут стать основой для разработки индивидуальных программ поддержки и обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также для повышения осведомленности и обучения родителей и специалистов в данной области.
Цель исследования
Цель исследования – изучить эффективность применения альтернативных методов коммуникации у детей с тяжёлыми нарушениями речи, определить наиболее подходящие методы для улучшения навыков общения и адаптации в обществе.
Материалы и методы исследования
Изучением вопросов, посвященных исследованию альтернативных методов коммуникации у детей с тяжелыми нарушениями речи, занимались такие ученые, как А. А. Корнилаева, Ю. А. Разенкова и Л. Б. Баряева и другие.
Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.
Результаты исследования
Речь в жизни человека имеет огромное значение, она необходима для понимания окружающего мира и социальной адаптации. Уровень развития речи в детском возрасте напрямую влияет на возможности интеллектуальной деятельности, так как низкая чувствительность к словесной информации может привести к нарушениям в общей системе речи и затруднить формирование ее концептуальной составляющей.
Трудно представить, какова была бы жизнь человека без возможности общения через речь. Однако существуют случаи тяжелых нарушений речевого развития, в которых у детей отсутствует устная речь. Эти нарушения могут включать алалию (недоразвитие речи из-за повреждения речевых зон мозга), дизартрию (нарушение артикуляции речи из-за повреждения двигательных областей ЦНС), афазию (утрата сформированной речи) и общее недоразвитие речи [1, с. 126].
Для детей, неспособных использовать устную речь из-за указанных нарушений, необходимо искать альтернативные способы коммуникации:
1. Один из таких способов – система PECS, основанная на обмене карточками с изображениями и повторном назывании символов. Благодаря наглядности этого метода дети быстро обучаются взаимодействию с окружающими. В процессе использования системы PECS, дети часто начинают добавлять отдельные слова или звуки к картинкам, постепенно развивая свою вербальную речь. Таким образом, систему PECS можно рассматривать, как не только замену устной речи, но и метод ее стимуляции.
Этот метод широко применяется при разработке устной речи у детей с расстройствами, но также может быть полезен при работе с другими группами детей с особыми потребностями, у которых проблемы с речью и общением [2, с. 24].
2. Интерактивные коммуникативные панели – это фиксированные (в виде панелей, которые всегда находятся в определенном месте) или портативные (например, в форме переносной папки) доски, на которых размещены карточки-символы, группирующиеся по темам. С их помощью ребенок может передать свои мысли, расставляя на доске карточку с нужным символом-словом либо даже строить целые предложения.
3. Книги-разговорники представляют собой сборники диалогов в картинках или записей, отражающих готовые образцы фраз и шаблоны разговоров на различные темы, которые при изучении дают ребенку инструмент для организации диалога в различных общительных ситуациях.
4. Язык жестов (мануальные жесты) – это система жестов, поз и мимики, сопровождающих устную речь взрослого. Этот подход подчеркивает смысл сказанных слов, способствуя лучшему усвоению языка.
Метод мануальных жестов может быть очень эффективен при работе с детьми, страдающими синдромом Дауна. Они очень часто реагируют на эмоции других людей, а у них развивается внутренняя речь позже, чем у других. Поэтому дополнение вербальной речи эмоциональными жестами может способствовать лучшему пониманию и быстрому развитию речи.
5. Коммуникативные устройства с синтезаторами речи – это программы, которые «устно» воспроизводят звуковые символы, выбранные пользователем. Примером такого устройства является искусственный «голос» известного физика-теоретика и космолога Стивена Хокинга.
Среди популярных программ в этой области можно назвать приложения «Пойми меня» и «Дар», доступные для устройств на Android, а также коммуникатор «GoTalk», который представляет собой самостоятельное устройство.
Для изучения особенностей общения неговорящих детей с оценочными и видеозаписями раннего и дошкольного возраста большой интерес представляет методика communication matrix – коммуникативная таблица, которая впервые появилась в 1990 году и пересмотрена в 1996 и 2004 годах [3, с. 189]. Это оценка умений ребенка общаться. Таблица учитывает различные виды коммуникативного поведения, включая альтернативные формы: изображения, электронные устройства, речевые выводные системы, шрифт Брайля, жестовый язык, трехмерные символы, предсимволическое общение (например, жесты, движения тела, звуки, взгляд и мимика), а также стандартные формы общения, такие как устная речь и письмо. Она охватывает семь уровней развития, начиная с самых ранних этапов общения у обычно развивающихся детей. Коммуникативная таблица содержит два ключевых аспекта общения: мотивы общения и поведение, используемое для взаимодействия. Родители заполняют коммуникативную таблицу, а специалист, наблюдая за ребенком, анализирует данные, определяет уровень, на котором находится ребенок, и разрабатывает индивидуальную программу. Программа зависит от коммуникативного уровня ребенка. Если он еще не использует символы, значит, он не готов к началу общения. Независимо от возраста, он может быть на уровне коммуникативного развития двух-трех месяцев. Важно взаимодействовать с ним на этом уровне, чтобы он продвигался вперед. Если ребенок маленький, мы используем подход, аналогичный развитию устной речи, создавая ситуации, в которых ему нужно что-то сказать, и давая символы. Мы начинаем с одного слова, и это слово окружает ребенка. Например, слово «еще». Мы постоянно создаем ситуации, где ребенку нужно сказать «еще», и вот рядом уже есть символ.
Таким образом, символ становится значимым. Есть люди, для которых это становится основным языком общения на всю жизнь. Некоторые могут сказать несколько слов на бытовом уровне, но для них это недостаточно. В этом случае коммуникативная таблица дополняет устную речь. У некоторых людей коммуникативная таблица вводится на определенном этапе жизни, особенно у детей с трудностями развития. Некоторые из них остаются на жестах, но со временем многие осваивают устную речь, а жесты перестают быть необходимыми. Методика коммуникативной кнопки изучается уже несколько десятилетий. Первое упоминание о коммуникативной кнопке появилось в 1980-х годах. В некоторых странах существуют учебные заведения, специализирующиеся на этой методике. Введение коммуникативной кнопки детям с серьезными нарушениями развития, неговорящим детям, в первую очередь представляет собой заботу о личности ребенка. Ведь с самых древних времен язык возникал как средство общения человека с окружающим миром и другими людьми.
Выводы
Таким образом, улучшить коммуникацию детей с серьезными нарушениями речевого развития все же возможно. При этом важно помнить, что выбор инструментов напрямую зависит от способностей и потребностей каждого ребенка. При возникновении вопросов о том, как наилучшим образом организовать процесс общения ребенка, важно консультироваться со специалистами (коррекционным педагогом, дефектологом, неврологом), которые помогут сделать правильный выбор, учитывая возраст и уровень развития ребенка.