Главная
АИ #24 (206)
Статьи журнала АИ #24 (206)
Роль семьи в воспитании любознательности у детей старшего дошкольного возраста

Роль семьи в воспитании любознательности у детей старшего дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

воспитание
семья
дети
дошкольный возраст
любознательность

Аннотация статьи

Сотрудничество образовательной организации и семьи определяется основными тенденциями развития дошкольного образования на современном этапе. Семью и детский сад объединяют проблемы развития личности ребенка и условия организации образовательной среды. Поэтому для успешного воспитания и развития ребенка так важно установить взаимодействие сотрудничества, доверительный, деловой контакт между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Текст статьи

«Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги»
А. С. Макаренко

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский

Семья – это первый и самый важный социальный институт, в котором получает свой жизненную энергию и опыт ребенок. Именно семья удовлетворяет первые базовые потребности ребенка – в заботе, общении, любви, познании и безопасности.

Каждый ребенок по сути своей любознательный. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов о мире, который его окружает. Отвечая на них, родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка. У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при прочтении книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями. Очень пробуждает интерес у детей, знакомя их с искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка, культивируя их познание, внимание.

Семья является первым социальным институтом в жизни ребенка. В семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, так как с самого рождения происходит взаимодействие с семьёй, где формируются первые представления о мире и базовые знания о предметах и явлениях. Кроме того, семья удовлетворяет базовые потребности и у ребенка появляется ощущение безопасности, что влияет на возможность активно познавать мир.

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями. На развитие ребенка влияют любознательность и познавательные интересы. Они побуждают и стимулируют его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.

Задача родителей – расположить ребенка к себе для того, чтобы вызывать потребность общаться. Так как познавательный интерес и любознательность особенно активны при общении. Благоприятное взаимодействие с родителями происходит тогда, когда ребенок делится со взрослыми своими чувствами, переживаниями, сомнениями, просит о помощи. Семейное взаимодействие и общение также способствует развитию любознательности, так как задавая вопросы детям, взрослые провоцируют их размышлять, искать ответы и обмениваются своими мыслями друг с другом.

Устойчивый познавательный интерес – это один из признаков готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет. В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям и старшим членам семьи. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми воспитатели детских садов слышат такие высказывания: «Хочу быть врачом, как моя мама», «Буду, как бабушка, учительницей», «Пойду на завод, как мой старший брат». Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться. Родители должны научиться слушать своего ребенка.

В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об этом, покупают дополнительно литературу или делают вырезки из журналов.

Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье, это может быть совместное собирание пазлов в картину или выжигание по доске. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.

Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно включает в себя следующие вопросы: характеристику познавательных интересов детей; особенности их развития в дошкольном возрасте; условия и методы формирования любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду. Осуществляется эта работа в детском саду в форме родительского собрания, консультаций, бесед. Целесообразно провести просмотр родителями в детском саду какого-либо занятия или игры детей с тем, чтобы на конкретном примере продемонстрировать методические приемы воспитания познавательных интересов. Занятие, намеченное для просмотра, может быть разным по содержанию: конструирование по заданным условиям, ознакомление с природой с использованием проблемных вопросов и т. д.

Таким образом, роль семьи в развитии познавательных интересов и любознательности ребенка неоценимы. Воспитание в семье играет значительную роль на жизненном становлении личности ребенка. Совместное времяпровождение в домашнем кругу, беседы на различные (интересные) темы, путешествие, положительно влияют на развитие познавательной деятельности. Родители, которые активно участвуют в воспитании и обучении своего ребенка, создают благоприятные условия для успешного развития.

Список литературы

  1. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. 2009. Т. 6. № 1. С. 25-34.
  2. Гусарова Н.В. Формирование познавательной деятельности у младших школьников. URL: http://festival.1september.ru/articles/414625/ (дата обращения: 07.05.2015).
  3. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения: учебное пособие, 2002 г.
  4. Истратова О.Н. Развитие младшего школьника в условиях эмоционального отвержения его родителями // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2012. – № 10 (135). – С. 186-193.
  5. Истратова О.Н., Волошена Е.А. Роль семьи в формировании познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 5 (37). DOI: 10.12731/2218-7405-2014-5-11.
  6. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе // Начальная школа. – 1993. №12. С. 14.
  7. Михайлова Г.Н. Развитие познавательного интереса школьников как способа формирования творческой личности // Наука и образование 2008, № 1.

Поделиться

662

Колмыкова О. В., Темерева Н. П. Роль семьи в воспитании любознательности у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2024. №24 (206). Ч.III.С. 60-62. URL: https://apni.ru/article/9612-rol-semi-v-vospitanii-lyuboznatelnosti-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря