«Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги»
А. С. Макаренко
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Семья – это первый и самый важный социальный институт, в котором получает свой жизненную энергию и опыт ребенок. Именно семья удовлетворяет первые базовые потребности ребенка – в заботе, общении, любви, познании и безопасности.
Каждый ребенок по сути своей любознательный. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов о мире, который его окружает. Отвечая на них, родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка. У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при прочтении книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями. Очень пробуждает интерес у детей, знакомя их с искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка, культивируя их познание, внимание.
Семья является первым социальным институтом в жизни ребенка. В семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, так как с самого рождения происходит взаимодействие с семьёй, где формируются первые представления о мире и базовые знания о предметах и явлениях. Кроме того, семья удовлетворяет базовые потребности и у ребенка появляется ощущение безопасности, что влияет на возможность активно познавать мир.
Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями. На развитие ребенка влияют любознательность и познавательные интересы. Они побуждают и стимулируют его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
Задача родителей – расположить ребенка к себе для того, чтобы вызывать потребность общаться. Так как познавательный интерес и любознательность особенно активны при общении. Благоприятное взаимодействие с родителями происходит тогда, когда ребенок делится со взрослыми своими чувствами, переживаниями, сомнениями, просит о помощи. Семейное взаимодействие и общение также способствует развитию любознательности, так как задавая вопросы детям, взрослые провоцируют их размышлять, искать ответы и обмениваются своими мыслями друг с другом.
Устойчивый познавательный интерес – это один из признаков готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет. В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям и старшим членам семьи. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми воспитатели детских садов слышат такие высказывания: «Хочу быть врачом, как моя мама», «Буду, как бабушка, учительницей», «Пойду на завод, как мой старший брат». Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться. Родители должны научиться слушать своего ребенка.
В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об этом, покупают дополнительно литературу или делают вырезки из журналов.
Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье, это может быть совместное собирание пазлов в картину или выжигание по доске. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.
Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно включает в себя следующие вопросы: характеристику познавательных интересов детей; особенности их развития в дошкольном возрасте; условия и методы формирования любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду. Осуществляется эта работа в детском саду в форме родительского собрания, консультаций, бесед. Целесообразно провести просмотр родителями в детском саду какого-либо занятия или игры детей с тем, чтобы на конкретном примере продемонстрировать методические приемы воспитания познавательных интересов. Занятие, намеченное для просмотра, может быть разным по содержанию: конструирование по заданным условиям, ознакомление с природой с использованием проблемных вопросов и т. д.
Таким образом, роль семьи в развитии познавательных интересов и любознательности ребенка неоценимы. Воспитание в семье играет значительную роль на жизненном становлении личности ребенка. Совместное времяпровождение в домашнем кругу, беседы на различные (интересные) темы, путешествие, положительно влияют на развитие познавательной деятельности. Родители, которые активно участвуют в воспитании и обучении своего ребенка, создают благоприятные условия для успешного развития.