«Мастер и Маргарита» – известный роман Михаила Булгакова, ставший классикой мировой литературы. В произведении есть несколько персонажей и сюжетов, которые важны для понимания сюжета. Один из главных героев – Понтий Пилат, а его наставник – талантливый писатель, который написал книгу о человеческом достоинстве, но был отвергнут издателем. В поисках истины и духовного спасения мастер и его возлюбленная Маргарита сталкиваются с несправедливостью, жестокостью и лицемерием советского общества.
Другая героиня – Маргарита. Она женщина, которая любит своего мастера и готова на все, чтобы спасти его. Ее сила, преданность и любовь занимают центральное место в сюжете и влияют на ход событий и развитие других персонажей. Особое внимание уделено и Воланду – таинственному и загадочному незнакомцу, который является демоном в человеческом обличье. Он приезжает в Москву и разворачивает цепь событий, порой переходящих границы реальности, смешивая вымысел с действительностью и обнажая абсурдность и противоречивость жизни [1, c. 22].
В сюжете романа «Мастер и Маргарита» переплетаются истории всех этих персонажей и событий, рисуя многомерную и загадочную картину человеческой судьбы, веры, надежды и любви. Глубокие философские и нравственные вопросы проходят через весь роман, заставляя читателя задуматься о смысле жизни, добре и зле, вере и предательстве. В целом «Мастер и Маргарита» сочетает в себе различные темы и символы, создавая сложный и загадочный мир, который очаровывает и вдохновляет читателей на протяжении десятилетий [2, c. 96].
Герои романа «Мастер и Маргарита» наделены нечеловеческими качествами, а многие персонажи представляют собой образы мифологических фигур. Роман Булгакова полон аллюзий и иносказаний. Каждый читатель найдет свое понимание сюжета этого замечательного произведения. Красочные описания главных героев «Мастера и Маргариты» и их постепенное вовлечение в сюжет романа дают реалистичное понимание происходящего.
Имя и фамилия Мастера в романе не указаны: «...Я – мастер...» «...У меня нет больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость, – я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни...» «...Тот, кто называл себя мастером, работал...» «...Оставим, повторяю, мою фамилию, ее нет больше...»
Мастер – это прозвище героя. Почему Мастера зовут именно Мастером? Маргарита называет его Мастером за его писательский талант: «...почему Маргарита вас называет мастером? - спросил Воланд. <...> – Это простительная слабость. Она слишком высокого мнения о том романе, который я написал...» «...Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером...».
Описание внешности Мастера: «...с балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми...» «...засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М» «...печальная черная шапочка с желтой буквой «М» «...Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше пугливо косился на огни свечей...» «...седые нитки в голове и вечная складка у губ...» «...Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в черной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвердыми шагами...» (халат из клиники) «...он был выбрит впервые, считая с той осенней ночи...».
Описание внешности Маргариты: «...на черном ее весеннем пальто...» «...свою руку в черной перчатке с раструбом...» «...туфли с черными замшевыми накладками бантами, стянутыми стальными пряжками...» «...развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза...» «...короткие завитые волосы...» «...парикмахерская завивка...» «...черная сумочка лежала рядом с нею на скамейке...» «...кусая белыми зубами мясо, Маргарита...» «...тонкие с остро отточенными ногтями пальцы...» «...Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови...».
Маргарита - замужняя женщина, она замужем уже более 10 лет: «...С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья...». У Маргариты нет детей: «...Бездетная тридцатилетняя Маргарита...» «...была на свете одна тетя. И у нее не было детей...».
Структура романа отличается тем, что в нем сопоставляются персонажи времен Пилата и московские. Несколько сюжетов. Разнообразие персонажей. Анализ романа условно делит произведение на две части. Булгаков тем самым подчеркивает, что проблема существует в любой эпохе и в любой период. Он высказывает мысль о том, что в основе общества должны лежать нравственные, а не материальные ценности. Именно эту мысль пытается донести М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».
М. Булгаков поднимает множество вопросов, которые актуальны и сегодня. Самый главный из них – конфликт между добром и злом. И только прочитав роман, мы можем понять, какая сторона здесь побеждает. Все это приводит к выводу, что каждая из сторон находится в совершенно равном положении по отношению к другой. И здесь каждый должен выбрать для себя, какая позиция правильная.
В романе злодеем является Волланд. Более того, каждый человек должен сделать выбор в зависимости от того, какой путь он выберет в жизни. Хороший парень – Иешуа. И если кто-то говорит ему, что в мире много плохих людей, он никому не верит, да и не хочет верить. Понтий Пилат все еще не решил, какой путь выбрать. Он должен решить, по какому пути пойти: по пути добра или по пути зла. Самое главное для него – это то, что каждый человек одновременно и праведник, и карьерист. И он не знает, что выбрать. В итоге он выбирает карьеру и платит за это тяжелую цену [3, c. 21].
У каждого главного героя есть личные заботы и потребности, и он готов пойти на все и пожертвовать собой, чтобы их удовлетворить. Но внутри него сидит истинный создатель произведения. Он пишет книги, героем которых является Иисус Христос.
М. Булгаков подчеркивает, что в мире есть не только добро, но и справедливость, борьба и любовь. Но не все могут понять его произведение. Здесь возникает еще одна проблема - любовь может быть настоящей или ненастоящей. Сегодня для многих людей любовь может быть чем-то второстепенным, для которых важны положение в обществе и экономический статус. По-другому видятся чувства Маргариты к Мастеру, которая ради любви даже заключила сделку с самим дьяволом. Обычно дьяволу приходится обманывать своих жертв, но в данном случае это не так. Вместо этого дьявол помогает ей во всем и не только делает ее счастливой, но и освобождает. Стоит отметить, что автор затрагивает здесь несколько вопросов, которые актуальны и сегодня.