Главная
АИ #24 (206)
Статьи журнала АИ #24 (206)
Проблема содержания информационного обеспечения учебной дисциплины

Проблема содержания информационного обеспечения учебной дисциплины

Автор(-ы):

Хренова Татьяна Михайловна

14 июня 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

содержание образования
информационное поле
информационные ресурсы
информационная культура преподавателя
информационное обеспечение учебной дисциплины
качество образования
технология проектирования информационного обеспечения учебной дисциплины

Аннотация статьи

В статье обсуждается проблема проектирования содержания информационного обеспечения учебных дисциплин. Временные рамки цикла обновления содержания информационного обеспечения стремительно сокращаются и в будущем будет опережать темпы смены поколений. Предлагается путь решения этой проблемы в разработке технологии проектирования информационного обеспечения учебной дисциплины.

Текст статьи

Наше время называют «веком информации». Информационное поле человеческого бытия ежедневно возрастает, и преподавателю сориентироваться в нем становится непросто. Информация и информационные ресурсы занимают центральное место.

Содержание учебной дисциплины – это одна из ключевых проблем современной образовательной системы. В последние годы все больше общественности обращает внимание на то, что обучение в школах и вузах не отвечает современным требованиям и не готовит выпускников к реальным вызовам и задачам современного мира.

Одной из проблем содержания образования является отсутствие актуальных и инновационных программ обучения. Многие учебные планы и методические пособия устарели и не отражают современные тенденции развития науки и технологий. Это приводит к тому, что выпускники школ и вузов не имеют необходимых знаний и навыков для успешной карьеры, жизни в целом.

Еще одной проблемой содержания образования является недостаточное внимание к развитию критического мышления и творческих способностей учащихся. Вместо того чтобы учить детей и студентов анализировать информацию, формулировать свои собственные мысли и идеи, многие учебные заведения ограничиваются поверхностным запоминанием фактов и формул.

Также важной проблемой является недостаточная подготовка учителей и преподавателей к работе с современными технологиями и методиками обучения. Большинство педагогов не имеют достаточных знаний и навыков для эффективного использования компьютеров, интерактивных досок и других современных средств обучения.

Временные рамки цикла обновления содержания информационного обеспечения учебной дисциплины стремительно сокращаются, и в будущем будет опережать темпы смены поколений. У преподавателя возникает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний.

Вопросами содержания образования как системы посвящены труды многих исследователей (Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер) и др.

В работе И. Я. Лернера и М. Н. Скаткиена под содержанием образования понимается педагогическая адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельность и опыта эмоционально-волевого отношения, освоение которых поможет обеспечить формирование всесторонней развитой личности, подготовленной к восприятию (сохранению) и развитию духовной культуры общества [1].

Смена традиционной образовательной парадигмы на личностно-ориентированную предусматривает раскрытие и развитие задатков и способностей личности, ее сущностных сил и призвания.

Реформы в образовании предусматривают необходимость поиска научно-обоснованных технологий проектирования информационного обеспечения учебных дисциплин.

В настоящее время одним из направлений совершенствования образовательного процесса является решение проблемы проектирования информационного обеспечения учебных дисциплин в силу значительного увеличения информации, при этом все более проблематичным становится вопрос о выделение материала, подлежащего изучению в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Не вся информация может входить в содержание информационного обеспечения учебной дисциплины, а только та часть информации, которая изучена, представлена как научная, оформлена в учебную дисциплину и предназначена для усвоения.

Разработка такого содержания информационного обеспечения учебных дисциплин начинается с того, на что направлена дисциплина, какие результаты должны быть достигнуты. Преподавателю необходимо найти информацию, оценить ее (отфильтровать предметное знание), оно должно служить основой непротиворечивой научной картины мира. Для этого необходимо приложить немало усилий и времени для того, чтобы сформировать такое информационное обеспечение учебной дисциплины, с учетом количества часов, особенностей обучающихся, образовательного учреждения. Информационное обеспечение учебных дисциплин должно базироваться: на научной достоверности; на развертывании в логике соответствующей науки. Именно научные знания признаются конечной целью и результатом образования, также информационное обеспечение формируется с учетом количеством часов, особенностей обучаемых, образовательного учреждения.

Следовательно, современному преподавателю надо ориентироваться в информационном пространстве и обладать поисковыми знаниями, уметь применять в работе информационные технологии, ориентироваться в быстро меняющихся социальных условиях, адаптироваться к ним, оценивать информацию и критически к ней относится.

Приходит понимание, что качество человеческой жизни зависит от информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Здесь должное внимание стоит уделить информационной культуре преподавателя. В структуру информационной культуры преподавателя могут входить следующие компоненты: коммуникативная (культура общения – обмена педагогическим опытом); лексическая (культура письма и оформления информационного обеспечения учебной дисциплины); интеллектуальная (культуры научно-исследовательского и умственного труда); информационно-правовая; мировоззренческая и нравственная культура. Все эти компоненты взаимосвязаны.

Из вышесказанного следует, что человеку как субъекту новой реальности понадобятся новые способы ориентации в мире, которые позволят:

  1. Адаптироваться к динамично меняющимся условиям жизни;
  2. Сохранять самообладание и мужество в ситуации нестабильности и риска;
  3. Конструктивно действовать и принимать ответственные решения в обстановке высокой неопределенности, имея дело с неструктурированной, избыточной, фрагментарной, противоречивой, альтернативной информацией;
  4. Реализовать собственные интересы и притязания в обществе возросших возможностей [2, с. 41]. Поэтому возникают следующие противоречия: между необходимостью фундаментальной подготовки обучающегося по учебной дисциплине и не разработанностью обоснования и процедуры выбора содержания информационного обеспечения учебной дисциплины; между современными требованиями регионального рынка труда и существующими подходами к отбору содержания информационного обеспечения учебной дисциплины; между большим объемом самостоятельной работы обучающихся и недостаточным временем, отводимым на ее контроль.

Таким образом, решение данной проблемы видится в разработке технологии проектирования информационного обеспечения учебной дисциплины, которая будет способствовать повышению качества образования.

Также решить проблему содержания образования поможет, если провести серьезные реформы в образовательной системе. Важно разработать актуальные и инновационные учебные планы, обеспечить обучающиеся доступом к современным технологиям и методикам обучения, а также улучшить качество профессиональной подготовки педагогов.

Только таким образом можно обеспечить качественное образование, которое будет соответствовать современным требованиям и потребностям общества. Ведь образование – это основа развития каждого человека и всего общества в целом.

Список литературы

  1. Краевский В.В. Место и функции методологии педагогики в научно-методическом обеспечении модернизации образования // Интернет-журнал «Эйдос», 2003 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2003/0711-04.htm.
  2. Краснова Л.А. Содержание образования: традиции и перспективы развития // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4. С. 41.

Поделиться

173

Хренова Т. М. Проблема содержания информационного обеспечения учебной дисциплины // Актуальные исследования. 2024. №24 (206). Ч.III.С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/9617-problema-soderzhaniya-informacionnogo-obespecheniya-uchebnoj-discipliny

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля