Каждый ребенок имеет право на счастливое дошкольное детство, на повышение качества дошкольного образования. Это стимул для создания необходимых условий полноценного развития ребенка и его дальнейшей успешности в жизни.
Перед работниками дошкольных учреждений стоит нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она соответствовала запросам общества и обеспечивала сохранение самоценности раннего периода детства. Постоянно система воспитания ДОУ переживает творческий поиск новых содержаний и форм. Необходимо добиться максимального творческого и интеллектуального развития личности. Для этого важно, чтобы не ребенок приспосабливался к условиям ДОУ, а напротив, стремиться условия учреждения адаптировать к ребенку, учитывая его склонности и способности, состояние физического и психического здоровья.
Одним из сокровищ теории и практики воспитания является опыт народной педагогики. Его значение определяется тем, что воспитание и обучение происходило и происходит в непосредственной деятельности, в связи с повседневной жизнью. Народная педагогика ориентирована на воспитание ребенка с самых ранних лет с учетом его индивидуальных и возрастных потребностей и особенностей. Это решает проблему преемственности и непрерывности образования и положительно сказывается на становлении личности ребенка.
Народная педагогика имеет большой арсенал средств, форм и методов, которые доказали свою эффективность.
Основными формами народной педагогики являются:
- Произведения устного народного творчества
- Народные праздники и обряды
- Народные игры и состязания
- Разножанровые виды декоративно-прикладного искусства
Все формы и методы осуществляют комплексное воздействие на ребенка.
Народные игры связаны с танцами, песнями, сказками, загадками и другими видами народного творчества. Таким образом, в жизнь ребенка входит искусство. Игры учат детей общению с людьми, проявлению к ним доброго отношения. А также важным моментом народной игры является то, что в процессе игры ребенок часто включается в самовоспитание, которое происходит без какой-либо поставленной заранее цели.
В раннем детстве самым доступным средством для ребенка являются пальчиковые игры. В любой такой игре происходит и тренировка кистей, и развитие речевых центров, игра обязательно сопровождается проговариванием и пропеванием рифмованного текста. Происходит знакомство с мелодичностью речи. Занимаясь со всей группой, можно использовать такие пальчиковые игры, как:
«Пять братьев – пальчиков»
Пусть малыш соберёт пальчики в кулачок.
«Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять! (начинайте отгибать пальчики)
Этот пальчик – гриб нашел,
Этот пальчик – чистит стол,
Этот – резал,
Этот – ел.
Ну а этот лишь глядел.
«Ай, туки-туки-туки…»
Ай, туки-туки-туки,
Застучали молотки.
Тук-ток, тук-ток
Мы скуём себе замок.
«Капуста»
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
Ребята охотно включаются в игру, повторяют движения, запоминают. Народные игры малой подвижности или словесные применяют в процессе освоения детьми режимных моментов, в процессе подготовки к занятиям, на занятии, в качестве физкультминуток.
Народные игры содержат юмор, дух состязания, сопровождаются считалками, жеребьёвками, потешками. Считалки и зачины помогают быстро организовать игроков, настроить на выбор водящего и точное выполнение правил. Жеребьёвки помогают создать положительный эмоциональный настрой.
Жеребьёвка: «Лебедь белый, или ястреб смелый?
Здесь в лесах, или птица в облаках?»
Зачин: «Приглашаю детвору на весёлую игру!
А кого не примем, за уши поднимем.
Уши будут красные, до того прекрасные!»
Считалки: «Как-то раз на сеновале,
Две лягушки ночевали,
Утром встали, щей поели,
А тебе водить велели».
Организовать детей перед занятиями помогают игры – молчанки:
«Первенчики, бубенчики, летели голубенчики.
По свежей росе, по чужой полосе,
Там чашки, орешки, медок, сахарок – молчок!»
Народные игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные) игры;
б) обрядовые (календарные);
в) по отношению к природе (природные);
г) трудовые (бытовые)
д) с ведущим (водящим);
ж) драматические (с элементами театрализованных действий).
К подвижным играм относятся игры соревновательного характера, игры с бегом, с прыжками, с мячом, на быстроту, ориентировку в пространстве, игры малой подвижности.
Дети всегда больше всего любили и любят подвижные игры. Большинство подвижных игр, скорее всего, появились как подражание действиям взрослых. Такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом особенно популярны и любимы. Игра в жмурки была распространена во многих областях России. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: «Кот, кот, на чём стоишь?» – «На квашне» – «Что в квашне?» – «Квас!» – «Лови мышей, а не нас!» Поговорят так с водящим, заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и после этого начнут искать играющих, как правило, с закрытыми глазами.
Есть такие игры, где успех играющих зависит прежде от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т.д.). Названия игр и их правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.
Считаем, что русские народные игры доступны детям дошкольного возраста. Их можно и нужно использовать в работе с детьми во время прогулок и занятий. Очень важно, чтобы ребенок добровольно принимал участие в игре. Если невозможно дать право ему отказаться от игры и заняться другим делом, тогда, желательно, не настаивать на его активном участии. Следует подробно объяснить правила игры и удостовериться в их усвоении. Начинать занятие и заканчивать лучше всего спокойными играми. Важно дать возможность детям адаптироваться в хороводе, в игре, ощутить тактильный и визуальный контакт друг с другом. Самые активные игры лучше проводить к концу занятия. Так, для разогрева можно включать игры «Каравай», «Дударь», «Коза», «Мак маковистый», «Заинька», «Трифон», «Тесто». В качестве активных подвижных игр можно использовать такие игры, как «Ткачиха», «Заря заряница», «На горе мак», «Жгут», «Номера», «Тетера». Игры с высокой тактильной активностью и межполовым взаимодействием – это «Кострома», «Селезень и утка», «Синушки», «Растяпа», «Чиж», «Коршун». На заключительном этапе занятия подойдут любые спокойные игры, например, «Слухи», «Сломанный телефон», «Царь гномов», «Колечко».
Народные игры с течением времени постепенно видоизменялись, но всегда вызывали и вызывают интерес у детей разных возрастов. Сюжет народной игры построен так, что в любой момент в неё можно добавить что-то новое, необычное. Уверены, народные игры и по сей день являются школой жизненного опыта, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры. Их нельзя забывать.