Народная игра в дошкольном воспитании

Народная игра в дошкольном воспитании

В статье рассматривается важность применения народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Даются практические рекомендации для их использования на занятиях, прогулках и в свободной деятельности. Данная статья будет полезна работникам дошкольных учреждения для совершенствования своего профессионализма.

Аннотация статьи
потешки
народные игры
считалки
жеребьёвки
традиции национальной культуры
Ключевые слова

Каждый ребенок имеет право на счастливое дошкольное детство, на повышение качества дошкольного образования. Это стимул для создания необходимых условий полноценного развития ребенка и его дальнейшей успешности в жизни.

Перед работниками дошкольных учреждений стоит нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она соответствовала запросам общества и обеспечивала сохранение самоценности раннего периода детства. Постоянно система воспитания ДОУ переживает творческий поиск новых содержаний и форм. Необходимо добиться максимального творческого и интеллектуального развития личности. Для этого важно, чтобы не ребенок приспосабливался к условиям ДОУ, а напротив, стремиться условия учреждения адаптировать к ребенку, учитывая его склонности и способности, состояние физического и психического здоровья.

Одним из сокровищ теории и практики воспитания является опыт народной педагогики. Его значение определяется тем, что воспитание и обучение происходило и происходит в непосредственной деятельности, в связи с повседневной жизнью. Народная педагогика ориентирована на воспитание ребенка с самых ранних лет с учетом его индивидуальных и возрастных потребностей и особенностей. Это решает проблему преемственности и непрерывности образования и положительно сказывается на становлении личности ребенка.

 Народная педагогика имеет большой арсенал средств, форм и методов, которые дока­зали свою эффективность.

Основными формами народной педагогики являются:

  1. Произведения устного народного творчества
  2. Народные праздники и обряды
  3. Народные игры и состязания
  4. Разножанровые виды декоративно-прикладного искусства

Все формы и методы осуществляют комплексное воздействие на ребенка.

Народные игры связаны с танцами, песнями, сказками, загадками и другими видами народного творчества. Таким образом, в жизнь ребенка входит искусство. Игры учат детей общению с людьми, проявлению к ним доброго отношения. А также важным моментом народной игры является то, что в процессе игры ребенок часто включается в самовоспитание, которое происходит без какой-либо поставленной заранее цели.

В раннем детстве самым доступным средством для ребенка являются пальчиковые игры. В любой такой игре происходит и тренировка кистей, и развитие речевых центров, игра обязательно сопровождается проговариванием и пропеванием рифмованного текста. Происходит знакомство с мелодичностью речи. Занимаясь со всей группой, можно использовать такие пальчиковые игры, как:

«Пять братьев – пальчиков»

Пусть малыш соберёт пальчики в кулачок.

«Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять! (начинайте отгибать пальчики)

Этот пальчик – гриб нашел,

Этот пальчик – чистит стол,

Этот – резал,

Этот – ел.

Ну а этот лишь глядел.

«Ай, туки-туки-туки…»

Ай, туки-туки-туки,

Застучали молотки.

Тук-ток, тук-ток

Мы скуём себе замок.

«Капуста»

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

Ребята охотно включаются в игру, повторяют движения, запоминают. Народные игры малой подвижности или словесные применяют в процессе освоения детьми режимных моментов, в процессе подготовки к занятиям, на занятии, в качестве физкультминуток.

Народные игры содержат юмор, дух состязания, сопровождаются считалками, жеребьёвками, потешками. Считалки и зачины помогают быстро организовать игроков, настроить на выбор водящего и точное выполнение правил. Жеребьёвки помогают создать положительный эмоциональный настрой.

Жеребьёвка: «Лебедь белый, или ястреб смелый?

Здесь в лесах, или птица в облаках?»

Зачин: «Приглашаю детвору на весёлую игру!

А кого не примем, за уши поднимем.

Уши будут красные, до того прекрасные!»

Считалки: «Как-то раз на сеновале,

Две лягушки ночевали,

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели».

Организовать детей перед занятиями помогают игры – молчанки:

«Первенчики, бубенчики, летели голубенчики.

По свежей росе, по чужой полосе,

Там чашки, орешки, медок, сахарок – молчок!»

Народные игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий).

К подвижным играм относятся игры соревновательного характера, игры с бегом, с прыжками, с мячом, на быстроту, ориентировку в пространстве, игры малой подвижности.

Дети всегда больше всего любили и любят подвижные игры. Большинство подвижных игр, скорее всего, появились как подражание действиям взрослых. Такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом особенно популярны и любимы. Игра в жмурки была распространена во многих областях России. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: «Кот, кот, на чём стоишь?» – «На квашне» – «Что в квашне?» – «Квас!» – «Лови мышей, а не нас!» Поговорят так с водящим, заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и после этого начнут искать играющих, как правило, с закрытыми глазами.

Есть такие игры, где успех играющих зависит прежде от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т.д.). Названия игр и их правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Считаем, что русские народные игры доступны детям дошкольного возраста. Их можно и нужно использовать в работе с детьми во время прогулок и занятий. Очень важно, чтобы ребенок добровольно принимал участие в игре. Если невозможно дать право ему отказаться от игры и заняться другим делом, тогда, желательно, не настаивать на его активном участии. Следует подробно объяснить правила игры и удостовериться в их усвоении. Начинать занятие и заканчивать лучше всего спокойными играми. Важно дать возможность детям адаптироваться в хороводе, в игре, ощутить тактильный и визуальный контакт друг с другом. Самые активные игры лучше проводить к концу занятия. Так, для разогрева можно включать игры «Каравай», «Дударь», «Коза», «Мак маковистый», «Заинька», «Трифон», «Тесто». В качестве активных подвижных игр можно использовать такие игры, как «Ткачиха», «Заря заряница», «На горе мак», «Жгут», «Номера», «Тетера». Игры с высокой тактильной активностью и межполовым взаимодействием – это «Кострома», «Селезень и утка», «Синушки», «Растяпа», «Чиж», «Коршун». На заключительном этапе занятия подойдут любые спокойные игры, например, «Слухи», «Сломанный телефон», «Царь гномов», «Колечко».

Народные игры с течением времени постепенно видоизменялись, но всегда вызывали и вызывают интерес у детей разных возрастов. Сюжет народной игры построен так, что в любой момент в неё можно добавить что-то новое, необычное. Уверены, народные игры и по сей день являются школой жизненного опыта, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры. Их нельзя забывать.

Текст статьи
  1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-синтез, 2006.
  2. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005.
  3. Захарова Л.М. Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников/ Л.М.Захарова. – Начальная школа плюс До и После. – 2010. - №3. С.70-73.
  4. Игнатова С.В. Роль народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников/ С.В.Игнатова. – Педагогические науки. – 2006. - №6. С.56-62.
  5. Комиссаров Е.В. Народная педагогика как фактор развития творческих и интеллектуальных способностей подрастающего поколения/ Е.В.Комиссаров. – Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. - №7. – С.69-73.
  6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие, 2006.
  7. Литвинов М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1986.
  8. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
  9. Сеземина Л.А. Роль дидактических игр в развитии и воспитании дошкольников/ Л.А.Сеземина. – Сборник конференции НИЦ Социосфера. – 2012. - №14. – С.198-200.
  10. Харченко Т. Е. Физкультурные праздники в детском саду: сценарии спортивных праздников и развлечений / Т. Е. Харченко. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 12 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря