Главная
АИ #24 (206)
Статьи журнала АИ #24 (206)
Особенности охраны и обороны батальона материального обеспечения при перевозках ...

Особенности охраны и обороны батальона материального обеспечения при перевозках железнодорожным транспортом в район предназначения в ходе международного вооруженного конфликта

Научный руководитель

Корсунь Евгений Викторович

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

охранение
диверсионно-разведывательные силы (ДРС)
организация
охрана
оборона

Аннотация статьи

Охрана и оборона БМО при подготовке и в ходе перевозки железнодорожным транспортом строится на общих принципах охраны и обороны, однако имеет ряд особенностей, связанных с ограниченностью времени пребывания в районе ожидания погрузки, построением батальона при перевозке и другими факторами. В статье рассмотрены некоторые особенности организации охраны и обороны БМО в этих условиях.

Текст статьи

Зачастую для разрешения международного вооруженного конфликта необходимо привлечение соединений и воинских частей, дислоцирующихся в глубине страны, на значительных расстояниях. В этом случае, за исключением экстренной переброски войск на наиболее угрожаемые направления воздушным транспортом, применяется железнодорожный транспорт. Это позволяет не расходовать моторесурс техники и обеспечить прибытие в район предназначения в кратчайшие сроки с минимальными издержками.

При перевозках мотострелковой (танковой) бригады железнодорожным транспортом основная часть батальона материального обеспечения будет перевозиться одним воинским эшелоном [1]. При этом необходимо учитывать, что боеготовность батальона будет максимально снижена как в ходе погрузки на железнодорожный подвижной состав и разгрузки с него, так и непосредственно при перевозке на железнодорожном составе.

В соответствии с современными взглядами на способы вооруженной борьбы и ведение боевых действий особое место отводится нарушению системы материально-технического обеспечения с применением высокоточного оружия и десантно-диверсионных сил [2].

Батальон материального обеспечения при нахождении в районе ожидания погрузки и при на железнодорожном транспорте будет одной из приоритетных целей противника. Это обусловлено тем, что, в отличие от размещения в районе сосредоточения (РС), где БМО размещается вблизи центра РС и находится под защитой общевойсковых подразделений и подразделений ПВО, в районе ожидания погрузки, как правило, имеющем меньшую площадь, БМО будет размещаться самостоятельно либо с ограниченными силами и средствами выделенного для его охраны подразделения. Кроме того, более короткое время нахождения БМО в районе ожидания погрузки не позволит выполнить мероприятия инженерного оборудования района в полном объеме, а зачастую даже завершить мероприятия инженерного оборудования первой очереди.

Таким образом, охрану и оборону БМО необходимо будет организовывать в условиях ограничения по ресурсам: личного состава, средств разведки и целеуказания, огневых средств.

В ходе перевозки БМО железнодорожным транспортом можно выделить два основных вида угроз: это воздушный и наземный.

Из-за того, что перевозки железнодорожным транспортом будут осуществляться, как правило, вдали от границ, уменьшается вероятность применения по эшелону авиационных средств поражения бомбардировочной авиацией, а применение армейской авиации практически исключается.

Основным видом высокоточного оружия дальнего действия США является крылатая ракета Tomahawk морского базирования, однако возможность эффективного поражения движущихся целей была реализована только в модификации Tomahawk Block IV Multi-Mode Mission (TMMM), признанной избыточно дорогой и до настоящего времени так и не принятой на вооружение ВМС США [3]. Кроме того, опасность представляют и дальнобойные крылатые ракеты воздушного базирования стран НАТО: французская SCALP-EG, британская STORM SHADOW, германская TAURUS KEPD350/150. Однако вероятность применения указанных средств поражения по БМО относительно мала ввиду их дороговизны.

Наиболее реальной угрозой для подразделений БМО, перевозимых железнодорожным транспортом, будет применение беспилотных летательных аппаратов в сочетании с минированием железнодорожных путей и обстрелами из стрелкового оружия, гранатометов и минометов диверсионно-разведывательными группами.

Что же можно противопоставить такому комплексному воздействию противника?

Во-первых, это применение «классических» способов охраны и обороны, главным из которых будет организация охранения.

Целью охранения будет не допустить проникновения разведки противника в район БМО, внезапного нападения на подразделения БМО, наземного противника и его десантно-диверсионных сил, обеспечить БМО, временем и выгодным условием для размещения и выполнения поставленных задач.

Цели охранения достигаются выполнением задач, основными из которых являются:

  • организация наблюдения за воздушным противником;
  • выявление и уничтожение десантно-диверсионных сил противника;
  • охрана пункта управления БМО;
  • обеспечение безопасности движения транспорта;
  • осуществление пропускного режима.

Организация охранения включает: определение целей и задач охранения в зависимости от вида действий; отдачу указаний и постановку задач по охранению силам, средствам и органам; организацию взаимодействия подразделений или сил и средств охранения между собой и с охраняемыми подразделениями; подготовку сил и средств к выполнению поставленных задач, их развёртывание и обеспечение; организацию управления; практическую работу по подготовке к выполнению поставленных задач, контроль и оказание помощи.

Для организации охраны при размещении в районе ожидания погрузки и в районе погрузки будет выделяться сторожевое охранение – силы и средства подразделения для выполнения задач по охране и защите БМО, при его расположении в районе. Подразделениям, выделенным в сторожевое охранение, назначаются полосы охранения и разведки, а также рубежи обороны. Сторожевое охранение БМО, будет осуществляться сторожевыми постами, дозорами, секретами, патрулями и наблюдателями. Сторожевые отряды, заставы, посты должны занимать позиции удобные для обороны, обеспечивающие наблюдение и огневое поражение на вероятных направлениях действий противника. С учетом слабого оборудования района ожидания погрузки в инженерном отношении, целесообразно для размещения элементов сторожевого охранения использовать естественные складки местности, а также искусственные сооружения.

Для обеспечения безопасности движения колонны БМО, из района ожидания погрузки в район погрузки охрана на маршруте движения осуществляется сопровождением колонн походным охранением.

Походное охранение предназначено для обеспечения беспрепятственного движения охраняемой колонны и отражения нападения на неё из засад. Подразделения и боевые машины распределяются по колонне из расчёта не менее одного мотострелкового отделения или боевой машины на 5–10 машин. При этом не допускается постановка боевой техники между машинами с топливом и боеприпасами.

Для поддержания непрерывного взаимодействия при сопровождении колонны организуется устойчивая радиосвязь с другими подразделениями, сопровождающими колонну, с подразделениями охранения, со старшим колонны, с выставляемыми на маршруте движения сторожевыми заставами, контрольно-пропускными пунктами, комендантскими и диспетчерскими пунктами или постами.

Учитывая то, что район ожидания погрузки будет находиться на относительно небольшом расстоянии от района погрузки, будет целесообразна отправка за 25–40 минут до убытия колонны БМО, инженерно-разведывательного дозора, а вслед за ним за 15–20 минут до убытия колонны БМО, головного дозора для предотвращения повторного минирования маршрута движения.

Непосредственное охранение организуется во всех видах боевой деятельности в подразделениях, на пунктах управления, тыловых и других объектах с задачей предотвратить нападение на охраняемые войска диверсионных групп и своевременно предупредить о приближении противника или начале активных действий. Оно осуществляется часовыми, наблюдателями и наблюдательными постами, дежурными расчётами огневых средств, экипажами машин, сторожевыми постами, патрулями, секретами, органами комендантской службы. На марше непосредственное охранение осуществляется, кроме того, головными, боковыми, тыльными дозорами или дозорными отделениями, танками, бронетранспортёрами и боевыми машинами пехоты.

Непосредственное охранение организуется командирами подразделений и осуществляется, как правило, силами и средствами самих подразделений. Прогнозирование вероятности нападения зависит от многих вероятностных факторов: потенциальных возможностей противника, его взглядов на ведение боевых действий, стратегии боевого воздействия; степени эффективности вывода из строя данного подразделения; удаления от линии соприкосновения с противником, возможностей средств поражения и т. д.

Во всех случаях возможно применение для наблюдения за местностью малых БПЛА квадрокоптерного типа, что позволить в условиях ограниченного количества личного состава охранения повысить эффективность охраны за счет знания обстановки и упреждения незаметного подхода диверсионно-разведывательных сил противника на близкое расстояние.

Важным моментом будет и организация противовоздушной обороны (ПВО). В соответствии с наставлением по перевозкам войск железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом, противовоздушная оборона организуется и осуществляется в общей системе ПВО силами и средствами ПВО старшего начальника, а непосредственная – перевозимыми войсками.

Непосредственное прикрытие воинских эше­лонов в пути следования осуществляется средствами ПВО и организованным огнем из стрелкового оружия перевозимых подразделений.

Для прикрытия эшелонов, не имеющих своих средств ПВО, могут привлекаться подразделения ПВО воинских поездов. Командиры этих подразделений вовремя сопровождения подчиняются начальнику эшелона. В целях обеспечения необходимых условий для ведения огня по воздушным целям средства противовоздушной обороны, а также личный состав, выделенные для ведения огня из стрелкового оружия, размещаются на платформах в голове и хвосте эшелона. Для безопасности ведения огня каждому зенитному орудию (установке, боевой машине) указываются и устанавливаются запретные секторы и углы возвышения [4].

Исходя из характера угроз, а именно малых размеров и относительно небольшой мощности боеприпасов БПЛА, их малой скорости, но вместе с тем и малозаметности, целесообразна установка в голове и хвосте состава эффективных средств ПВО малого радиуса действия в сочетании с автономными средствами радиоэлектронной борьбы, предназначенными для подавления линий управления беспилотных летательных аппаратов и радиоуправляемых фугасов. Причем для достижения большего сектора обстрела, платформу с установленным зенитным средством лучше установить перед головным локомотивом, а перед ней платформу, груженую камнями либо песком для того, чтобы обезопасить локомотив от подрыва на минах нажимного действия.

По массогабаритным характеристикам и тактико-техническим характеристикам выполняемых задач оптимальным для выполнения поставленных задач по ПВО БМО, при перевозке железнодорожным транспортом будет лёгкий мобильный буксируемый зенитный пушечно-ракетный комплекс «Сосна-РА» (рис.) [5].

image.png

Рис. Модуль зенитного пушечно-ракетного комплекса «Сосна-РА»

Основное вооружение комплекса – 30 мм двуствольный зенитный автомат 2А38М, аналогичный устанавливаемому на ЗПРК «Тунгуска». Он способен поражать движущиеся цели на высотах до 3 километров. Весь автомата в снаряженном состоянии 230 кг, возимый боекомплект 600 патронов.

В состав комплекса так же входят 4 пусковые установки для ракет 9М337, способных поражать цели, которые летят на высотах до 3500 м. Дальность поражения – от 1,3 до 8 километров, при этом время полета на максимальную дальность – 11 секунд. Ракета развивает скорость до 1200 метров в секунду. Она оборудована двенадцатиканальным лазерным неконтактным взрывателем и имеет боевую часть весом пять килограммов. Вес ракеты в транспортно-пусковом контейнере – 36 кг, а без него – 25…26 кг. Возимый боезапас – 8 ЗУР [6].

Комплекс имеет оптико-электронную систему наведения, которая более устойчива к помехам, чем радиокомандная, и оптимален для стрельбы по внезапно возникающим низко высотным воздушным целям. Кроме поражения воздушных целей, комплекс «Сосна-РА», как показывает опыт применения ЗПРК «Тунгуска», оснащенного аналогичным пушечным вооружением, по наземным целям в Афганистане и Чеченской Республике, позволяет эффективно вести огонь из зенитного автомата по наземным целям.

Оптимальная конфигурация защитного контура эшелона в этом случае такова: впереди, перед локомотивом: платформа с балластом для защиты от мин нажимного действия, платформа с ЗПРК «Сосна-РА»; сзади - платформа с ЗПРК «Сосна-РА». При погрузке и разгрузке эшелона расчеты данных комплексов также способны вести наблюдение и отражать атаки воздушного и наземного противника, что позволяет не отрывать личный состав перевозимых подразделений.

В статье рассмотрены отдельные вопросы охраны и обороны БМО, при перевозке железнодорожным транспортом. Из изложенного можно сделать вывод, что сочетание организационных и технических мероприятий позволит повысить эффективность охраны и обороны БМО, в ходе международного вооруженного конфликта при перемещении железнодорожным транспортом.

Список литературы

  1. Основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Ч. 2 Стратегическая операция.
  2. Вероятные воздействия противника в бою по войскам и тылу. Степени боеспособности войскового тыла – КиберПедия.: Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberpedia.su/27xec75.html.
  3. Томагавк ракета: описание, дальность полета, скорость и ТТХ, особенности конструкции, отличие от аналогов, современное боевое применение.: Электронный ресурс. Режим доступа: https://warways.ru/boevye-mashiny/rakety-i-raketnye-kompleksy/tomagavk-raketa.html.
  4. Наставление по перевозкам войск железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом, введенное в действие приказом Министра обороны СССР от 6 июня 1983 г. № 180. // М.: Воениздат, 1985.
  5. 10 российских средств ПВО: ЗРК и ЗРС.: Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.popmech.ru/weapon/256772-10-rossiyskikh-sredstv-pvo-zrk-i-zrs/.
  6. ЗРК Сосна-РА: фото, характеристики.: Электронный ресурс. Режим доступа: https://avia.pro/blog/zrk-sosna-ra.

Поделиться

558

Косолапов С. О., Персиянцев С. А. Особенности охраны и обороны батальона материального обеспечения при перевозках железнодорожным транспортом в район предназначения в ходе международного вооруженного конфликта // Актуальные исследования. 2024. №24 (206). Ч.I.С. 30-34. URL: https://apni.ru/article/9622-osobennosti-ohrany-i-oborony-batalona-materialnogo-obespecheniya-pri-perevozkah-zheleznodorozhnym-transportom-v-rajon-prednaznacheniya-v-hode-mezhdunarodnogo-vooruzhennogo-konflikta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря