Специальная экономическая зона (СЭЗ) – это территория, наделенная правительством специфичным юридическим статусом с целью привлечения иностранных инвестиций или предприятий.
В последние несколько столетий многие страны изучают пути развития, которые могут привести к экономическому взлету. В современном экономическом развитии создание особых зон экономического развития стало важной практической стратегией для большинства стран и регионов мира. Страны с разными политическими системами, культурными различиями и уровнями экономического развития создали или находятся в процессе создания специальных экономических зон. Особые экономические зоны стали широко использоваться в процессе мирового экономического развития.
Особые экономические зоны Китая являются продуктом трансформации китайского общества от плановой системы к социалистической рыночной экономической системе. Таким образом, специальные экономические зоны Китая с момента своего создания носили институциональный характер и имеют общую миссию по развитию страны. Особые экономические зоны Китая обладают характеристиками, которые отличаются от других особых экономических зон в мире и благодаря своим выдающимся показателям развития завоевали международное влияние.
После III пленума ЦК КПК 11-го созыва в 1978 году китайским правительством было предложено создать экспортную зону. В течение 1980-х годов в Шэньчжэне, Чжухае и Шаньтоу (провинция Гуандун), Сямыне (провинция Фуцзянь) и провинции Хайнань были созданы пилотные экспортные зоны. В мае 1980 года Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет решили переименовать четыре экспортные зоны в специальные экономические зоны. Начиная с 1984 года было открыто еще 14 специальных экономических зон. В 1990 году были открыты особые экономические зоны второго поколения, представленные районом Пудун в Шанхае и районом Биньхай в Тяньцзине. Это районы с более мягким законодательством или льготными условиями для экономического развития, помимо владения полномочиями по принятию решений, они также могут проводить более открытую политику во внешнеэкономической деятельности. Особенность таких зон в основном заключается в реализации ею специальной экономической политики, гибких экономических мер и специальных систем экономического управления, таких как снижение тарифов и освобождение от них, а также других преференциальных экономических режимов, обеспечивающих идеальную инвестиционную среду и хорошо организованное руководство. Основная цель создания специальных экономических зон состояла в том, чтобы адаптироваться к глобализации и получить от нее выгоду, тем самым улучшая местную экономику и уровень жизни.
Сорок лет назад Китай столкнулся со сложной ситуацией в области развития. Недостаток капитала, рыночные ограничения и отсталые экономические системы были тремя препятствиями на пути экономического взлета. Традиционная плановая экономическая система сильно ограничивала решение проблем капитала и рынка и становилась препятствием на пути преодоления проблем капитала и рынка. Поэтому Китаю необходимо было разрушить барьеры традиционной плановой экономической системы. Создание специальных экономических зон знаменует собой успешное развитие политики реформ и открытости Китая.
Самый известный и успешный пример создания особой экономической зоны – Шэньчжэнь, который за годы развития вырос из приграничного города в крупный город с населением более 12 миллионов человек.
Для Китая, который до начала реформ и открытости проводил политику почти полной изоляции, специальные экономические зоны стали местами скопления иностранных товаров, людей, средств и информации. Концентрируя инвестиции в инфраструктуру и вводя иностранные инвестиции в конкретные области, удалось повысить инвестиционную и административную эффективность, а капиталистическое влияние, о котором беспокоилось правительство, можно было свести к минимуму.
Правительство провело различные эксперименты по реформированию особых экономических зон, включая множество смелых институциональных реформ. Экономические реформы часто бросают вызов беспрецедентным и неизвестным областям, поэтому они не всегда могут привести к ожидаемым результатам. Способность без колебаний продвигать вперед реформы, которые поначалу не имели шансов на победу и является сильной стороной особых экономических зон. Реализуя реформы на ограниченной территории особой экономической зоны, даже если реформа потерпит неудачу, ее негативное влияние можно будет свести к минимуму. Если реформа окажется успешной, ее можно будет продвигать по всей стране. Само собой разумеется, что специальные экономические зоны также стали инициаторами ряда институциональных реформ в стране, таких как либерализация цен, свободная покупка и продажа прав землепользования и владение акциями государственных предприятий.
В начале внедрения политики реформ и открытости, в условиях отсутствия опыта внешнеэкономического обмена и несовершенной правовой системы, создание специальных экономических зон сыграло чрезвычайно важную роль в дальнейшем реформировании, открытости и расширении внешнеэкономического обмена. Си Чжунсюнь, на тот момент губернатор провинции Гуандун и другие местные лидеры первыми предложили создать специальную экономическую зону, что получило активную поддержку со стороны премьер-министра Чжао Цзыяна и убедило Дэн Сяопина создать Шэньчжэньскую особую экономическую зону.
Особые экономические зоны реализуют особую экономическую политику и системы экономического управления, а их строительство в основном ориентировано на поглощение и использование иностранных инвестиций. Создание специальных экономических зон было одним из важнейших решений Дэн Сяопина в начале проведения политики реформ и открытости. В качестве окна для внешнего обмена, специальные экономические зоны, посредством сочетания политических преимуществ, предоставленных центральным правительством и преимуществ местоположения, в течение определенного периода времени, позволили экономике превзойти экономику обычных территорий.
Особые экономические зоны внесли значительный вклад в успех Китая. Что наиболее важно отметить, так это то, что специальные экономические зоны, особенно первые, успешно экспериментировали с рыночной экономикой и новыми экономическими системами, создавая тем самым модель для развития других регионов Китая. Вместе эти специальные экономические зоны и промышленные кластеры внесли выдающийся вклад в ВВП, занятость, экспорт и привлечение иностранных инвестиций. Кроме того, специальные экономические зоны играют важную роль во внедрении в Китай передовых международных технологий и концепций управления.
Наиболее важный опыт специальных экономических зон и промышленных кластеров Китая можно резюмировать как постепенное экспериментирование, твердую приверженность и активное прагматичное продвижение со стороны правительства.
Хотя специальные экономические зоны и промышленные кластеры Китая добились больших успехов, на пути к поддержанию этого успеха все еще остается много проблем. Эти проблемы включают: улучшение своего положения в глобальной цепочке создания стоимости; устойчивость экспортоориентированной модели развития; экологические и ресурсные проблемы.
Китай добился беспрецедентного успеха за короткий период времени. Несмотря на то, что по-прежнему существует много трудностей и проблем в том, как поддерживать устойчиво высокие темпы роста, Китай встал на путь необратимого роста. Китай обязан был стать и стал важной силой в мировой экономике.
Таким образом, создание специальных экономических зон в Китае оказало значительное влияние на экономику страны. Эти зоны предоставляют особые налоговые льготы, упрощенные процедуры регистрации бизнеса и другие преимущества для иностранных инвесторов, что привлекло большое количество иностранных компаний. Создание СЭЗ позволило Китаю привлечь значительные суммы иностранных инвестиций. Это способствовало развитию местной экономики, созданию новых рабочих мест и трансферу технологий. Здесь сосредоточено множество предприятий, занимающихся экспортом и производством товаров. Это способствует увеличению объемов экспорта Китая и его промышленного производства. Создание специальных экономических зон способствует развитию отдаленных регионов Китая, где эти зоны расположены. Это помогает снизить разрыв в развитии между крупными городами и провинциями. Иностранные компании, вкладываясь в СЭЗ, передают свои технологии и знания местным предприятиям. Это способствует повышению уровня технологического развития в стране.