Главная
АИ #24 (206)
Статьи журнала АИ #24 (206)
Роль специальных экономических зон в экономике Китая

Роль специальных экономических зон в экономике Китая

Научный руководитель

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

экономика
Китайская Народная Республика
специальная экономическая зона (СЭЗ)
политика реформ и открытости
экономическое развитие

Аннотация статьи

В статье рассматривается создание специальных экономических зон (СЭЗ) в Китайской Народной Республике и их влияние на развитие ее экономики. Подчеркивается важность специальных экономических зон как инструмента модернизации экономики и привлечения иностранных инвестиций в Китай. Анализируются механизмы привлечения иностранных инвестиций, технологий и опыта управления в рамках СЭЗ.

Текст статьи

Специальная экономическая зона (СЭЗ) – это территория, наделенная правительством специфичным юридическим статусом с целью привлечения иностранных инвестиций или предприятий.

В последние несколько столетий многие страны изучают пути развития, которые могут привести к экономическому взлету. В современном экономическом развитии создание особых зон экономического развития стало важной практической стратегией для большинства стран и регионов мира. Страны с разными политическими системами, культурными различиями и уровнями экономического развития создали или находятся в процессе создания специальных экономических зон. Особые экономические зоны стали широко использоваться в процессе мирового экономического развития.

Особые экономические зоны Китая являются продуктом трансформации китайского общества от плановой системы к социалистической рыночной экономической системе. Таким образом, специальные экономические зоны Китая с момента своего создания носили институциональный характер и имеют общую миссию по развитию страны. Особые экономические зоны Китая обладают характеристиками, которые отличаются от других особых экономических зон в мире и благодаря своим выдающимся показателям развития завоевали международное влияние.

После III пленума ЦК КПК 11-го созыва в 1978 году китайским правительством было предложено создать экспортную зону. В течение 1980-х годов в Шэньчжэне, Чжухае и Шаньтоу (провинция Гуандун), Сямыне (провинция Фуцзянь) и провинции Хайнань были созданы пилотные экспортные зоны. В мае 1980 года Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет решили переименовать четыре экспортные зоны в специальные экономические зоны. Начиная с 1984 года было открыто еще 14 специальных экономических зон. В 1990 году были открыты особые экономические зоны второго поколения, представленные районом Пудун в Шанхае и районом Биньхай в Тяньцзине. Это районы с более мягким законодательством или льготными условиями для экономического развития, помимо владения полномочиями по принятию решений, они также могут проводить более открытую политику во внешнеэкономической деятельности. Особенность таких зон в основном заключается в реализации ею специальной экономической политики, гибких экономических мер и специальных систем экономического управления, таких как снижение тарифов и освобождение от них, а также других преференциальных экономических режимов, обеспечивающих идеальную инвестиционную среду и хорошо организованное руководство. Основная цель создания специальных экономических зон состояла в том, чтобы адаптироваться к глобализации и получить от нее выгоду, тем самым улучшая местную экономику и уровень жизни.

Сорок лет назад Китай столкнулся со сложной ситуацией в области развития. Недостаток капитала, рыночные ограничения и отсталые экономические системы были тремя препятствиями на пути экономического взлета. Традиционная плановая экономическая система сильно ограничивала решение проблем капитала и рынка и становилась препятствием на пути преодоления проблем капитала и рынка. Поэтому Китаю необходимо было разрушить барьеры традиционной плановой экономической системы. Создание специальных экономических зон знаменует собой успешное развитие политики реформ и открытости Китая.

Самый известный и успешный пример создания особой экономической зоны – Шэньчжэнь, который за годы развития вырос из приграничного города в крупный город с населением более 12 миллионов человек.

Для Китая, который до начала реформ и открытости проводил политику почти полной изоляции, специальные экономические зоны стали местами скопления иностранных товаров, людей, средств и информации. Концентрируя инвестиции в инфраструктуру и вводя иностранные инвестиции в конкретные области, удалось повысить инвестиционную и административную эффективность, а капиталистическое влияние, о котором беспокоилось правительство, можно было свести к минимуму.

Правительство провело различные эксперименты по реформированию особых экономических зон, включая множество смелых институциональных реформ. Экономические реформы часто бросают вызов беспрецедентным и неизвестным областям, поэтому они не всегда могут привести к ожидаемым результатам. Способность без колебаний продвигать вперед реформы, которые поначалу не имели шансов на победу и является сильной стороной особых экономических зон. Реализуя реформы на ограниченной территории особой экономической зоны, даже если реформа потерпит неудачу, ее негативное влияние можно будет свести к минимуму. Если реформа окажется успешной, ее можно будет продвигать по всей стране. Само собой разумеется, что специальные экономические зоны также стали инициаторами ряда институциональных реформ в стране, таких как либерализация цен, свободная покупка и продажа прав землепользования и владение акциями государственных предприятий.

В начале внедрения политики реформ и открытости, в условиях отсутствия опыта внешнеэкономического обмена и несовершенной правовой системы, создание специальных экономических зон сыграло чрезвычайно важную роль в дальнейшем реформировании, открытости и расширении внешнеэкономического обмена. Си Чжунсюнь, на тот момент губернатор провинции Гуандун и другие местные лидеры первыми предложили создать специальную экономическую зону, что получило активную поддержку со стороны премьер-министра Чжао Цзыяна и убедило Дэн Сяопина создать Шэньчжэньскую особую экономическую зону.

Особые экономические зоны реализуют особую экономическую политику и системы экономического управления, а их строительство в основном ориентировано на поглощение и использование иностранных инвестиций. Создание специальных экономических зон было одним из важнейших решений Дэн Сяопина в начале проведения политики реформ и открытости. В качестве окна для внешнего обмена, специальные экономические зоны, посредством сочетания политических преимуществ, предоставленных центральным правительством и преимуществ местоположения, в течение определенного периода времени, позволили экономике превзойти экономику обычных территорий.

Особые экономические зоны внесли значительный вклад в успех Китая. Что наиболее важно отметить, так это то, что специальные экономические зоны, особенно первые, успешно экспериментировали с рыночной экономикой и новыми экономическими системами, создавая тем самым модель для развития других регионов Китая. Вместе эти специальные экономические зоны и промышленные кластеры внесли выдающийся вклад в ВВП, занятость, экспорт и привлечение иностранных инвестиций. Кроме того, специальные экономические зоны играют важную роль во внедрении в Китай передовых международных технологий и концепций управления.

Наиболее важный опыт специальных экономических зон и промышленных кластеров Китая можно резюмировать как постепенное экспериментирование, твердую приверженность и активное прагматичное продвижение со стороны правительства.

Хотя специальные экономические зоны и промышленные кластеры Китая добились больших успехов, на пути к поддержанию этого успеха все еще остается много проблем. Эти проблемы включают: улучшение своего положения в глобальной цепочке создания стоимости; устойчивость экспортоориентированной модели развития; экологические и ресурсные проблемы.

Китай добился беспрецедентного успеха за короткий период времени. Несмотря на то, что по-прежнему существует много трудностей и проблем в том, как поддерживать устойчиво высокие темпы роста, Китай встал на путь необратимого роста. Китай обязан был стать и стал важной силой в мировой экономике.

Таким образом, создание специальных экономических зон в Китае оказало значительное влияние на экономику страны. Эти зоны предоставляют особые налоговые льготы, упрощенные процедуры регистрации бизнеса и другие преимущества для иностранных инвесторов, что привлекло большое количество иностранных компаний. Создание СЭЗ позволило Китаю привлечь значительные суммы иностранных инвестиций. Это способствовало развитию местной экономики, созданию новых рабочих мест и трансферу технологий. Здесь сосредоточено множество предприятий, занимающихся экспортом и производством товаров. Это способствует увеличению объемов экспорта Китая и его промышленного производства. Создание специальных экономических зон способствует развитию отдаленных регионов Китая, где эти зоны расположены. Это помогает снизить разрыв в развитии между крупными городами и провинциями. Иностранные компании, вкладываясь в СЭЗ, передают свои технологии и знания местным предприятиям. Это способствует повышению уровня технологического развития в стране.

Список литературы

  1. Ван Чао. Особенности экономического роста СЭЗ Китая // Экономика и управление. 2013. № 2 (34). – С. 65-68.
  2. Силенко М.В. Специальная экономическая зона КНР – Шэньчжэнь: становление и перспективы / М.В. Силенко // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2020. – № 5. – С. 328-248.
  3. Тер-Акопов С.Г. Специальные экономические зоны Китая как важная часть экономического роста. // 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnye-ekonomicheskie-zony-kitaya-kak-vazhnaya-chast-ekonomicheskogo-rosta/viewer (дата обращения: 20.05.2024).
  4. Xinhua Headlines: China's special economic zone ushers in new reform // URL: http://www.xinhuanet.com/english/2020-10/12/c_139432698.htm (дата обращения: 17.05.2024).

Поделиться

674

Мучкаева А. В. Роль специальных экономических зон в экономике Китая // Актуальные исследования. 2024. №24 (206). Ч.III.С. 38-40. URL: https://apni.ru/article/9627-rol-specialnyh-ekonomicheskih-zon-v-ekonomike-kitaya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января