Введение
Современная российская урбанистика продолжает сталкиваться с проблемой временного размещения индивидуальных транспортных средств в ограниченном пространстве городских улиц. В большинстве случаев автомобили до сих пор являются безальтернативным способом перемещения горожан, а их число непрерывно продолжает расти с каждым днём.
Таким образом, скопление автомобилей вдоль обочин деловых районов становится неизбежностью и препятствием на пути других участников уличного движения. Причин тому много: будь то недостаточно развитая транспортная инфраструктура, экономические факторы, собственное нежелание людей отказываться от удобств и переходить на не всегда комфортные средства индивидуальной мобильности (СИМ), и даже социально-культурные аспекты, отражающие статус и независимость.
Инновации неотделимы от строительной сферы и проникают в проекты паркингов, отражая тенденции развития отрасли и отвечая на растущие потребности общества в обновлении инфраструктуры. Паркинги на основе принципа мультиярусности остаются перспективным решением, позволяющим максимально эффективно использовать пространство и переосмыслить организацию городских улиц [1]. Они позволяют размещать кратно большее количество автомобилей на меньших площадях, разгружать напряжённые участки улиц, создавать более комфортную и безопасную среду, вкупе с современными решениями, а также вносить позитивный вклад в экологию, снижая количество выпущенных автомобилем выхлопных газов при поиске свободного места [2, с. 42-50].
Принципы проектирования
Проектирование передовых парковочных сооружений требует продуманного подхода, который будет учитывать потребности городской среды не только текущие, но и обозримого будущего. Для этого следует придерживаться следующих принципов:
- Эффективное использование пространства: максимальное использование доступного пространства для увеличения количества парковочных мест.
- Безопасность: применение современных систем безопасности, включая видеонаблюдение и системы контроля доступа.
- Удобство для пользователей: Легкий доступ и навигация, удобные места для парковки, а также наличие дополнительных услуг.
- Внедрение в городскую инфраструктуру: создание паркингов, которые гармонично вписываются в существующую городскую среду и поддерживают общественный транспорт.
- Применение экологически чистых технологий: использование энергоэффективных систем обеспечения, зелёных насаждений и других решений устойчивой архитектуры.
- Модульность и адаптивность: возможность изменения конфигурации паркинга в соответствии с изменяющимися потребностями в течение времени.
- Устойчивость к климатическим условиям и долговечность: применение материалов и конструкций, способных выдерживать суровые российские зимы и другие погодные условия.
Интеграция в историческую застройку
Очень часто центральная часть городов представлена объектами культурного наследия, сохранение которых является важной задачей градостроительства и полная их реконструкция невозможна по объективным причинам. Эти здания имеют историческую ценность из-за своих уникальных фасадов, создающих непередаваемую архитектурную среду исторических кварталов городов. Тогда язык дизайна не должен нарушать композицию, а сохранять и подчёркивать исторический контекст.
Вместе с тем парковочные технологии призваны прийти на помощь в таких сложных ситуациях. Решением предполагается использование нижних и подземных уровней существующих зданий, фасадов исторических зданий с реконструкцией внутренней части и изменением их функционального назначения (зачастую аварийные, не подлежащие реставрации) и возведение новых зданий с оформлением фасадов согласно общему архитектурному стилю окружающей его застройки.
Монтаж металлического каркаса и установка современной автоматизированной парковочной системы производится без применения крупной строительной техники. Каждый такой проект является уникальным и в нем применяется комбинация разных способов подачи и выдачи автомобиля. Например, подача на этаж хранения осуществляется лифтом, а продольно-поперечное перемещение на ярусе хранения – за счет технологии пазловых или конвейерных автоматизированных систем. Комбинированный набор технологических решений позволяет максимально использовать внутренний объем здания. Город сохраняет архитектурный памятник, но с новой высоко востребованной функцией.
Рис. 1. Аварийный дом по ул. Розенштейна в Санкт-Петербурге, в рамках реконструкции которого возможно устройство паркинга [3]
Такие проекты были осуществлены Санкт-Петербурге. Их реализация допустима как в деловых, так и жилых микрорайонах исторической части города, где невозможно построить многоярусный капитальный паркинг, установить роторную парковку и т. п. Преобразование некоторых обветшалых зданий, с неудачной локацией, видом из окон на двор-колодец, на 3–4 линии от центральной улицы, вследствие которых жилая недвижимость остается невостребованной, в паркинги вполне перспективно. При этом реконструкция обходится дешевле, чем возведение нового здания.
Рис. 2. Парковка ГУМ в Москве
Подземная парковка ГУМ в Москве была открыта в 2013 году. Это был значительный шаг в улучшении парковочного пространства в историческом центре города, позволяющий снизить транспортную нагрузку в районе близ Кремля и на прилегающих улицах. Парковка расположена под Манежной площадью, имеет выходы непосредственно в ГУМ и на Красную площадь, что делает её удобной для посетителей центра столицы. Подобным образом была устроена расположенная рядом парковка ТЦ «Гостиный двор».
Быстровозводимые конструкции
Высокотехнологичные сооружения из металлоконструкций позволяют существенно сокращать расходы на проектирование и быстро возводить многоярусные паркинги различных конфигураций. Сочетание модульности, болтовой сборки, облегченных перекрытий и подъёмного оборудования значительно повышает экономические показатели такого хранилища [4].
Часто заказчики выбирают модульную двухъярусную стоянку открытого типа. Современные конструктивные и отделочные материалы обеспечивают безопасную и практичную парковку. При сопоставимой себестоимости механизированная парковка занимает меньше места и более удобна для хранения транспорта, однако её зимняя эксплуатация невозможна в условиях сурового климата большинства регионов страны.
Рис. 3. Пазловая парковка в Санкт-Петербурге
Автоматизированные системы
Наиболее современный вариант – применение автоматизированных парковочных систем (АПС), среди которых важное место занимают стеллажные, башенные и другие парковки. Автоматизированные и роботизированные парковки в России находят всё более широкое распространение, в большей степени в крупных городах, где необходимость в эффективном использовании пространства особенно высока.
Их можно обустроить на незастроенных участках, под землёй или использовать небольшие объёмы внутри уже возведенных зданий различного назначения. Многоярусная автоматизированная парковка обеспечивает наиболее эффективную эксплуатацию полезной площади здания или территории. Данные системы идеально подходят для модернизации жилых комплексов и бизнес-центров, а также для создания упорядоченных парковочных зон в городской среде.
Рис. 4. Роботизированный паркинг ЖК «Кленовый дом», г. Москва
Роботизированный паркинг на 72 машино-места расположился в жилом комплексе «Кленовый дом» на Пречистенской набережной в Москве. Это многоярусная конструкция с ячейками хранения и беспилотной системой паркования, включает в себя роботизированную тележку, лифт, бокс въезда-выезда [8].
Подземные сооружения
В начале 2019 года у Национального культурного центра Казани был открыт уникальный подземный паркинг. Его местоположение идеально сочетает близость к деловым и развлекательным центрам города, включая Министерство финансов, налоговую службу, Государственный совет и Верховный суд, а также Кремлёвскую набережную и культурные учреждения. Проект отражает умное использование пространства в городской среде, объединяя подземные конструкции, скрытые в склоне, с ландшафтным дизайном и зонами для отдыха на поверхности, не нарушая первоначальный облик береговой линии. Парковка занимает 53 тыс. квадратных метров, но фактически используемая площадь меньше в 5 раз, что подчеркивает её компактность и эффективность [6].
Рис. 5. Подземный паркинг НКЦ «Казань»
Четыре уровня и небольшая надземная часть позволяют компактно разместить 957 автомобилей. На поверхности предусмотрены лишь места для людей с ограниченными возможностями и экскурсионных автобусов. У паркинга есть сразу два выезда – как на улицу Пушкина, так и на улицу Подлужную. Они снабжены четырьмя въездными и четырьмя выездными стойками, а на самом паркинге размещены девять терминалов оплаты, позволяющие решить проблему очередей на выезде. Проблема поиска свободного места решена весьма оригинально – свободные места обозначаются зелёной подсветкой, а над припаркованными автомобилями загорается красная. С учётом осложнённых климатических условий въездные пандусы снабжены электрическим обогревом для предотвращения наледи в зимнее время. Еще одним нововведением стала в инновационная автоматизированная бесконтактная мойка. Вторая подобного уровня в России есть только в Москве. Предусмотрен и комплекс зарядных станций для электромобилей с мощностью зарядных устройств 22 кВт. Особое внимание уделено безопасности посетителей: установлена общеобменная струйная вентиляция, которая в случае необходимости создаёт бездымную зону у эвакуационных выходов по всей высоте помещения, а также лифты, обеспечивающие работоспособность и доставку бригад пожарных в случае ЧП [7].
Самые крупные представители
Самым крупным в Европе надземно-подземным паркингом стал 16-уровневый комплекс на участке многофункционального комплекса «ОКО» международного делового квартала «Москва-Сити».
Рис. 6. Здание паркинга башни «ОКО II» ММДЦ «Москва-Сити»
Он имеет 11 надземных и 5 подземных этажей общей вместимостью до 3740 машиномест на площади около 45 тыс. кв. м, располагает удобными подъездами со стороны Кутузовского проспекта, ТТК и Краснопресненской набережной.
На сегодня одним из самых вместительных на территории России является двухуровневый паркинг на 5000 мест у ТРЦ «Авиапарк», входящего в число крупнейших торгово-развлекательных центров Европы: 400 магазинов, более 80 ресторанов и 30 развлекательных зон, занявших 4 этажа. Размеры и расстояния большие, поэтому «Авиапарку» необходима эффективная и интуитивно понятная система навигации. В этом помогла студия дизайна «Just be nice» [8].
Рис. 7. Элементы системы навигации ТРЦ «Авиапарк», г. Москва
Изначально разные зоны обозначались только латинскими буквами и цветом. Но торговый центр большой, и посетители часто не запоминали, в какой зоне и на каком этаже припарковались. Для наглядности и запоминаемости к буквам были добавлены значки-пиктограммы на авиационную тематику. Для каждого из двенадцати входов в ТЦ с парковки были разработаны подробные вывески-указатели, по которым стало легко понять своё местоположение, маршрут и время на перемещение в другие зоны. Были переделаны таблички, вывески и уличные пилоны-указатели. После внесённых изменений, людям стало проще ориентироваться в столь большом комплексе.
Заключение
Многоуровневые паркинги – больше, чем просто решение проблемы дефицита парковочных мест, но и часть прогрессивной стратегии развития городской инфраструктуры. Они воплощают в себе принципы устойчивого строительства и оснащены современными системами управления, что в совокупности задаёт новые стандарты для городской среды, обеспечивая не только нужды сегодняшнего дня, но и адаптируясь к будущим изменениям.
Важно отметить, что развитие парковочной инфраструктуры в России не сильно отстаёт от мировых трендов. Применение инновационных технологий и умных систем управления парковками позволяет не только улучшить текущее состояние улично-дорожных сетей, но и предвидеть потребности будущего, адаптируясь к растущему числу автомобилей и изменениям в образе жизни граждан. Многоуровневые парковки, интегрированные с торговыми и развлекательными центрами, становятся важным элементом урбанистической среды, способствующим повышению качества жизни и удобства горожан. Рассмотренные проекты демонстрируют, что в крупных городах страны активно внедряются и развиваются передовые решения в области организации парковочного пространства, приближающие её к лидерам в этой сфере на международном уровне.