Главная
АИ #25 (207)
Статьи журнала АИ #25 (207)
Копинг-стратегии: понятие, подходы к изучению, классификация

Копинг-стратегии: понятие, подходы к изучению, классификация

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

копинг-стратегия
стресс
стрессоустойчивость
совладание

Аннотация статьи

Профессиональный стресс – сложная область исследования стрессовых состояний. Он, как и психологический стресс, соотносится с негативными и позитивными эмоциями и чувствами, создается факторами, которые носят характер угрозы или препятствий.

На профессиональную стрессоустойчивость влияют личностные особенности сотрудника: его представления об окружающей среде и о себе, способности быть ответственным за себя; представлять особенности своих способностей для решения стрессовой ситуации. Копинг – это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями.

Текст статьи

В современной психологии копинг является сложным феноменом, который состоит из нескольких компонентов. Из западных ученых большое внимание копинг-стратегиям уделяли Д. Амирхан, Г. Селье, Н. Хаанг, Р. Плутчик, С. Фолкман. Среди отечественных ученых изучением стратегий совладания занимались Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, Е. Р. Исаева, С. К. Нартова-Бочавер, К. Муздыбаев. С понятием «копинг» ученые связывают разного рода процессы, направленные на возможно лучшее решение личностных, межличностных или профессиональных проблем, адаптацию человека к требованиям ситуации, вызывающей стресс, позволяющую овладение ею, ослабление или смягчение этих требований и восстановление психологического благополучия.

Копинг в самом прямом смысле представляет собой стратегии, используемые человеком для адаптивного функционирования либо приспособления. Ключевой вопрос в понимании копинга заключается в поиске характеристик, определяющих данный процесс. Так, на сегодняшний день существует несколько различных подходов к определению понятия «копинг».

Термин «копинг» (англ. coping) впервые появился в психологической литературе в 1962 г. при изучении преодоления детьми кризисов развития. Р. Лазарус в книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» (1966) описал копинг как стратегию совладания с тревогой и стрессом: «непрерывно меняющиеся попытки в когнитивной и поведенческой областях справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» [4, с. 45].

Совладание представляет собой поведение и процессы, направленные на переживание и преодоление ситуаций стресса, в особенности психосоциального характера [5, с. 807].

Существует несколько классификаций копинг-стратегий.

На сегодняшний день различными исследователями выделено более 400 стратегий преодоления жизненных трудностей и предпринято множество попыток их классификации, однако общепринятая классификация пока отсутствует.

Изначально Р. Лазарус предложил выделять среди копинг-стратегий фокусированные на решении проблемы и фокусированные на эмоциях (цель последних – минимизировать дистресс, вызванный стрессором).

Р. Лазарус в своих трудах классифицирует восемь стратегий совладающего поведения.

Стратегия «планирование решения проблемы» направлена на анализ проблемной ситуации, планирование действий по разрешению проблемы. Положительным аспектом данной стратегии можно выделить то, что она позволяет целенаправленно действовать с целью разрешения проблемной ситуации. Однако, используя данный копинг, человек, может слишком рационализировать сложившиеся обстоятельства, блокировать эмоциональные проявления.

Используя «конфронтационный копинг», индивид противопоставляет себя ситуации, воспринимает её как угрожающую. Конфронтация предполагает столкновение, агрессивную борьбу с внешним объектом.

Стратегия «принятие ответственности» заставляет индивида признать свою роль в возникновении проблемной ситуации. Чрезмерное использование данной стратегии может привести к неадекватному самобичеванию, переживанию чувства вины, формированию неудовлетворенности.

Стратегия «самоконтроля» предполагает сдерживание чувств, стремление скрыть их от окружающих. К положительной стороне данной стратегии относится возможность минимизации импульсивных, необдуманных действий, рациональность в решении проблемы; отрицательная сторона – сложность в выражении собственных переживаний по отношению к проблемной ситуации.

Стратегия «положительная переоценка» направлена на преодоление негативных переживаний за счет пересмотра точки зрения на проблемную ситуацию, оценивание ее как стимула для личностного развития.

При использовании стратегии «поиск социальной поддержки», индивид обращается за различного рода помощью к окружающим, близким и родственникам. Данная стратегия позволяет задействовать внешние ресурсы в разрешении проблемы. При частом использовании данной стратегии формируется инфантильность в решении собственных проблем, перекладывание ответственности и чрезмерные ожидания по отношению к близким.

Стратегия «дистанцирования» подразумевает выключение эмоционального компонента в оценке ситуации. Как положительную сторону стратегии можно отметить возможность противостоять стрессовым ситуациям; отрицательная сторона – обесценивание собственных переживаний по поводу травмирующей ситуации.

Стратегия «избегания» – это механизм, с помощью которого человек уходит от проблемной ситуации, уменьшая эмоциональное напряжение. Данная стратегия не позволяет решать проблему, при частом ее использовании велика вероятность возникновения внутриличностных проблем.

Важно отметить, что каждый человек, сталкиваясь с конкретной проблемной ситуацией, применяет целый комплекс приемов и методов как проблемно-ориентированного, так и эмоционально-ориентированного копинга. При этом нельзя однозначно ответить на вопрос какие копинг-стратегии являются адаптивными, а какие дезадаптивными. Все зависит от конкретной ситуации и ресурсов личности [7, с. 1-12].

Среди отечественных классификаций наиболее распространенной является классификация Л. И. Анцыферовой [2, с. 1-15], которая выделяет следующие группы стратегии копинг-поведения:

  • преобразующие стратегии копинг-поведения;
  • приемы приспособления: изменение собственных характеристик;
  • вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий.

На взгляд С. К. Нартовой-Бачавер [4, с. 45], создание удовлетворительной системной классификации видов психологического преодоления – дело будущего, но пока в качестве возможных оснований предлагаются следующие признаки копинга:

  • ориентированность, или фокус копинга (на проблему или на себя);
  • область психического, в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность, представление или чувства);
  • эффективность (приносит желаемый результат по разрешению или нет);
  • временная протяженность полученного эффекта (разрешается ситуация радикально или требует возврата к ней);
  • ситуации, провоцирующие копинг-поведение (кризисные или повседневные).

Еще одна классификация Пеги Тойтс, которая выделяет две группы копинг-стратегий: поведенческие и когнитивные.

К поведенческим реакциям относят действия, направленные непосредственно на стрессовую ситуацию для того, чтобы, либо изменить ее, либо избежать:

  • стратегии, ориентированные на ситуацию – «ситуация как цель»;
  • стратегии, ориентированные на изменение физиологического состояния – «физиология как цель»;
  • стратегии, ориентированные на экспрессивное выражение – «экспрессивные жесты как цель».

Таким образом, модель копинг-поведения П. Тойтс выглядит следующим образом: трудную ситуацию (ситуации) человек может изменить (решить) либо поведенчески, либо когнитивно [3, с. 133-142].

В многочисленных исследованиях копинг-поведения было установлено, что факторами, влияющими на выбор стиля и стратегии копинг-поведения являются как особенности личности, так и сама ситуация.

А. Бандура считает, что далеко не всегда ситуация детерминирует копинг-поведение. Он считает, что человеку доступны конструктивные копинг-механизмы, такие, как само эффективность.

А. Бандура выдвинул гипотезу, что когнитивная по природе само эффективность (т. е. ожидания в отношении собственной эффективности) влияет на моторное поведение, на то, например, будет ли стрессовая ситуация стимулировать попытки совладения с нею, насколько это будут интенсивные попытки и как долго они будут продолжаться. Влияние само эффективности на поведение зависит от ее степени, обобщенности и силы. Это влияние многообразно: само эффективность воздействует на поиск или избегание ситуаций определенного типа, выбор поведенческих альтернатив, тип, частоту и продолжительность попыток совладания с трудной ситуацией, атрибуцию успеха и неуспеха [8, с. 61-68].

Для преодоления стресса каждый человек использует собственные копинг-стратегии на основе личностного опыта и психологических резервов – копинг-ресурсов – относительно стабильных характеристик людей и стресса, способствующих развитию средств его преодоления.

Э. Эндлер и Д. Паркер выделили три основных стиля совладающего поведения: проблемно-ориентированный копинг (направлен на решение задач); эмоционально-ориентированный копинг (ориентирован на регуляцию эмоций); копинг, ориентированный на избегание. В третьем стиле ученые выделяют еще два вспомогательных субстиля: отвлечение и социальное отвлечение.

Л. И. Перлин и С. Шулер выделяют три основных варианта копинг-поведения:

  1. Копинг, направленный на стимул. Данный вид копинга нацелен на стрессор как таковой, направленный на устранение или смягчение оригинального триггера;
  2. Копинг, направленный на эмоциональный ответ. Совладание со стрессом направлено, прежде всего, на редукцию эмоционального напряжения;
  3. Копинг, направленный на изменение восприятия и оценки ситуации. Он включает в себя разные когнитивные копинг-техники, когда личность преодолевает стрессовые ситуации через изменение восприятия и оценки стрессора. Данный вид копинга включает и такие традиционные механизмы психологической защиты как отрицание и регрессия [1, с. 88-97].

Таким образом, в зарубежной и отечественной психологической науке существует множество подходов к выделению стратегий совладающего поведения. Наиболее практическое значение имеют классификации с широким стратегическим арсеналом, эмпирически измеряемыми адаптированными для российской выборки способами. В целом выделяемые авторами стратегии преодоления сосредоточены на трех основных сферах: оценке ситуации, решении практической проблемы и собственном эмоциональном состоянии, отношении к ситуации.

Список литературы

  1. Баскакова, С.А. Современные представления о способах совладания с психическими расстройствами / С.А. Баскакова // Социальная и клиническая психиатрия. Т. 20. Вып. 2. – М., 2010. – С. 88-97
  2. Коломейцев, Ю.А. Основные научные подходы к копинг-поведению (совладающему поведению) [Электронный ресурс] / Ю.А. Коломойцев, С.А. Корзун // Проблемы управлениния., № 1 (5). – С. 1-15.
  3. Маленов, А.А. Психологическое образование как ресурс преодоления трудных ситуаций / А.А. Маленов, А.Ю. Маленова // Terra Linguistica. – 2011. – № 1. – С. 133-142.
  4. Церковский, А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему [Электронный ресурс] // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2006. – С. 45.
  5. Ширалиева, Г.И. Особенности копинг-стратегий у студентов педагогического колледжа // Молодой ученый. – 2016. – № 12. – С. 807.
  6. Рассказова, Е.И. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики СОРЕ / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – № 1. – С. 82-118.
  7. Рассказова, Е.И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 3. Вып. 17. – С. 1-12.
  8. Ромек, В.Г. Поведенческая психотерапия: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Академия, 2002. – 192 с., С. 61-68.
  9. Сухова Е.В. Понятие «копинг-стратегии» и пример асоциальных копинг-стратегий // Прикладная юридическая психология. – 2014. – № 1. – С. 76-83.

Поделиться

2446

Сакнаева М. С. Копинг-стратегии: понятие, подходы к изучению, классификация // Актуальные исследования. 2024. №25 (207). Ч.II.С. 89-92. URL: https://apni.ru/article/9634-koping-strategii-ponyatie-podhody-k-izucheniyu-klassifikaciya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января