Главная
АИ #25 (207)
Статьи журнала АИ #25 (207)
Влияние налоговой политики государства на деятельность современных фирм в России

Влияние налоговой политики государства на деятельность современных фирм в России

Автор(-ы):

Титов Павел Вячеславович

15 июня 2024

Научный руководитель

Обиремко Сергей Иванович

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

налоговая политика
налоги
ФНС
денежные средства
налоговые риски

Аннотация статьи

Статья анализирует влияние налоговой политики Российской Федерации на деятельность современных фирм. Рассматриваются ключевые аспекты налогового законодательства и выявляются основные проблемы, такие как сложность налоговой системы и недостаточная правовая определенность. Обсуждаются пути решения этих проблем, включая упрощение структуры налогов, повышение правовой ясности, внедрение налоговых льгот и использование современных технологий для автоматизации налоговых процессов.

Текст статьи

В настоящее время налоговая система, разработанная в соответствии с действующим Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ), представляет собой обширную и сложную структуру.

При этом каждый налог имеет свою уникальную правовую основу и занимает определенное место не только в налоговом законодательстве, но и в общей экономической и финансовой системе страны. Принцип правовой определенности в налогообложении является приоритетным, поскольку отсутствие четких норм в налоговом законодательстве может затруднить его применение.

Налоговая политика является важной частью социально-экономической стратегии государства. Она направлена на создание системы налогообложения, которая стимулирует накопление и эффективное использование национальных ресурсов, согласовывая интересы экономики и общества для обеспечения социально-экономического развития.

Поэтому повышение эффективности налоговой политики является важнейшей задачей любого современного государства с рыночной экономикой и социальными обязательствами.

В такой ситуации основной задачей является использование налоговых стимулов для сохранения рабочих мест, поддержания объемов производства и устойчивости кооперационных связей. Решение данной проблемы также возможно через усиление инвестиционной активности предприятий и стимулирование промышленного производства посредством банковского кредитования.

Эти направления приобретают особое значение в период финансово-экономического кризиса, поскольку могут повлиять на положение национальных предприятий в мировой экономике.

Развитие предпринимательства важно для решения таких задач, как:

  • создание новых рабочих мест и формирование конкурентной среды;
  • снижение социального неравенства;
  • увеличение бюджетных доходов и другие.

Государство должно формировать налоговую политику таким образом, чтобы достигать баланс между целями справедливого перераспределения доходов и минимизацией потери эффективности.

Важность теоретического анализа проблемы уклонения от уплаты налогов напрямую зависит от масштаба этого явления в экономике. Если уклонение значительно, то необходимо использовать научные методы для его оптимизации в рамках существующей налоговой политики и естественных ограничений.

Измерение масштабов уклонения или скрытой экономической активности сталкивается с трудностями и неопределенностями. Важно различать налоговое избежание (avoidance) – законное изменение экономической активности с целью снижения налоговых выплат – и налоговое уклонение (evasion), которое является незаконным.

Незаконность уклонения вводит дополнительную погрешность в исследования, поскольку обследуемые могут испытывать страх наказания, и это не отражается в официальной статистике.

В современной России налоговая система, разработанная в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ), представляет собой обширную и сложную структуру. Каждый налог имеет свою уникальную правовую основу и занимает определенное место в законодательстве и финансово-экономической системе страны. Однако эта сложность вызывает несколько серьезных проблем.

Во-первых, сложность налоговой системы затрудняет её понимание и применение. Многочисленные налоги и процедуры их администрирования могут быть непонятны как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Для решения этой проблемы необходимо провести реформы по упрощению налоговой структуры. Это может включать сокращение числа налогов и упрощение процедур их администрирования, что сделает систему более доступной и понятной для всех участников.

Во-вторых, отсутствие четких норм и правил в налоговом законодательстве может привести к правовой неопределенности и затруднениям в его применении. Чтобы преодолеть эту проблему, необходимо разработать и внедрить более ясные и понятные нормы и правила. Это может включать создание подробных руководств и разъяснений для налогоплательщиков, что поможет уменьшить правовые конфликты и повысить правовую определенность.

Кроме того, существует необходимость в согласовании интересов экономики и общества. Создание налоговой системы, которая одновременно способствует экономическому развитию и удовлетворяет социальные потребности, является сложной задачей. Для её решения необходимо разработать налоговую политику, учитывающую интересы как экономических субъектов, так и общества в целом. Это может включать введение налоговых льгот для стимулирования инвестиций и инноваций, а также поддержание социальных программ через справедливое налогообложение.

Обучение и информирование также играют важную роль в решении вышеупомянутых проблем. Проведение образовательных программ и информационных кампаний для налогоплательщиков повысит их осведомленность и понимание налогового законодательства, их прав и обязанностей. Это поможет избежать многих проблем, связанных с незнанием или неправильным пониманием налоговых норм.

Использование современных технологий может значительно повысить прозрачность и эффективность налоговой системы. Внедрение цифровых инструментов и автоматизация налоговых процессов помогут снизить административные барьеры и упростить налоговый учет и отчетность.

Наконец, постоянный мониторинг и оценка эффективности налоговой системы и политики необходимы для своевременного выявления проблем и внедрения необходимых корректировок. Это позволит поддерживать налоговую систему в актуальном состоянии и реагировать на изменения в экономической и социальной сферах.

Таким образом, решение проблем налоговой системы требует комплексного подхода, включающего упрощение структуры, повышение правовой определенности, обеспечение баланса интересов, обучение и информирование налогоплательщиков, использование современных технологий и постоянный мониторинг и оценку.

Список литературы

  1. АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://companies.rbc.ru//.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.
  3. Черногорский, С. А. Налоговая политика и ее влияние на уклонение от налогов фирм и физических лиц / С. А. Черногорский, К. В. Швецов // Финансовые исследования. – 2018. – № 4(61). – С. 203-218. – EDN YPWDGH.
  4. Тагавердиева Динара Сабировна Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // УЭПС. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-politika-gosudarstva-i-eyo-vliyanie-na-razvitie-predprinimatelstva-1 (дата обращения: 12.06.2024).
  5. Штоль К.С., Смокотнина Т.Е., Титова О.В. Проблемные стороны налоговой политики в условиях современной России // Актуальные исследования. 2024. № 20 (202). Ч.IV.С. 84-86. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://apni.ru/article/9233-problemnye-storony-nalogovoj-politiki-v-usloviyah-sovremennoj-rossii.

Поделиться

143

Титов П. В. Влияние налоговой политики государства на деятельность современных фирм в России // Актуальные исследования. 2024. №25 (207). Ч.II.С. 83-85. URL: https://apni.ru/article/9636-vliyanie-nalogovoj-politiki-gosudarstva-na-deyatelnost-sovremennyh-firm-v-rossii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля