Органы прокуратуры в Российской Федерации органично входят в систему органов государственной власти и занимают в данной иерархии свое, особое и обособленное место. Органы прокуратуры в соответствии с нормами действующего законодательства рассматриваются как единая федеральная централизованная система органов, которая осуществляет надзорную функцию, функцию уголовного преследования и иные функции, возложенные на данную систему органов в соответствии с нормами действующего законодательства [2]. Принципиальная важность и значимость рассматриваемого государственного органа обусловлена также и тем, что необходимость создания данного органа, а также порядок его создания и фундаментальные основы функционирования закреплены на уровне Конституции Российской Федерации [1].
Российское государство в том виде, в котором оно существует в настоящее время, не смогло бы сформироваться при отсутствии в системе государственной власти органов прокуратуры. Рассматриваемая система государственных органов обеспечивает верховенство закона в государстве, его неукоснительное соблюдение всеми субъектами общественных отношений, высокий уровень правопорядка в стране, а также обеспечивает достижение юридической согласованности в системе власти и управления в стране, принимает некоторое участие в правотворческой деятельности, проводит антикоррупционную экспертизу принимаемых нормативных актов, обеспечивает соблюдение всего массива законодательства в государстве. Как было указано главой государства, в Российской Федерации органы прокуратуры занимают чрезвычайное положение в системе всего государственного устройства, их роль настолько высока и уникальна, что аналогичной ситуации не сложилось больше ни в одном из государств мирового правопорядка [8]. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости непрерывного научного осмысления роли и значения органов прокуратуры РФ в системе государственного управления и государственной власти, предоставленных органам прокуратуры РФ полномочий с целью постоянного совершенствования правового статуса надзорного ведомства.
Важным аспектом является уточнение места органов прокуратуры в системе разделения государственной власти, которая, в соответствии с положениями ст. 10 Конституции РФ подразделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Однако вполне очевидно, что органы прокуратуры РФ не вписываются ни в одну из ветвей государственной власти в их традиционном юридическом понимании. Как было отмечено М. В. Баглаем, ситуация, при которой определенные органы публичной власти не могут быть однозначно и абсолютно отнесены к какой-либо одной ветви власти в классическом их понимании, свойственна практически для каждого из существующих в мировом правопорядке государств. Данное обстоятельство правовой природы и государственно-социального значения таких органов не меняет, поскольку они созданы и функционируют, как правило, на основании конституционных положений, а также в силу характера своей деятельности в полной мере являются органами государственной власти [7, с. 337]. Исследуя данный вопрос свое мнение высказывал и С. С. Авакьян, который, в связи с этим констатирует о наличии формальной возможности, на основании специфики и направленности деятельности отдельно взятых органов государственной власти, выделить бесчисленное множество соответствующих ветвей власти, в том числе и власть прокурорскую [6].
Органы прокуратуры принимают непосредственное участие в отправлении конституционного правосудия, более того, и орган конституционного контроля, и органы прокуратуры имеют схожие цели своей деятельности – обеспечение соблюдения конституционных норм, их реальное и эффективное функционирование, обеспечение, в связи с этим состояния законности и правопорядка на территории государства. В 2003 г. в одной из правовых позиций Конституционного Суда РФ было отмечено, что органы прокуратуры наделены в силу своего функционального предназначения полномочиями по надзору за соблюдением Конституции РФ, иного федерального законодательства, а также за соответствием Основному закону всех иных правовых источников, принимаемых на территории страны [3].
Таким образом, органы прокуратуры РФ осуществляют надзор за исполнением конституционных предписаний, а также предписаний иных законодательных источников, правовые позиции Конституционного Суда РФ в перечень таких источников не выделены, что обуславливается и самой природой актов рассматриваемой судебной инстанции. В целом стоит отметить, что в современных условиях вопрос о правовой природе правовых позиций Конституционного Суда РФ является остро дискуссионным. Такие правовые решения как источники права в соответствии с позитивистским пониманием не выступают, однако, некоторые ученые высказываются о том, что решения Конституционного Суда РФ все же стоит рассматривать именно как правовые источники, что обусловлено сформировавшейся в стране правоприменительной практикой, когда правоприменители не только в обязательном порядке учитывают и ориентируются на позиции высшего органа конституционного контроля, но и также непосредственно на них ссылаются. Данное обстоятельство, действительно, бесспорно, однако, как представляется, такие непосредственные ссылки на акты Конституционного Суда РФ обусловлены не их природой как источников права, а тем, что в таких правовых позициях фактически разъясняется смысл многих правовых норм, причем не только конституционных положений, но и положений иного законодательства. Конституционный Суд РФ при вынесении своих правовых позиций не формулирует новых правовых предписаний, он лишь конкретизирует и наполняет содержанием те нормы, которые уже были приняты соответствующими субъектами законодательной власти и законодательной инициативы, о чем свидетельствует и в целом практика деятельности рассматриваемого органа [4, 5].
Таким образом, в заключение проведенного исследования можно констатировать, что органы прокуратуры РФ в настоящее время перечень полномочий и характер деятельности органов прокуратуры позволяет рассматривать их несколько обособленно в системе классической теории разделения властей. Кроме того, учитывая характер и специфику полномочий данного органа также можно говорить и о том, что данный орган позволяет обеспечивать реальное функционирование механизма сдержек и противовесов между всеми существующими ветвями государственной власти.