Главная
Конференции
Перспективы интеграции науки и образования в современном мире
Дидактическая концепция обучения на основе мультимедийных средств обучения

Дидактическая концепция обучения на основе мультимедийных средств обучения

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

образование
образовательные технологии
мультимедийные технологии
субъект-субъектное взаимодействие

Аннотация статьи

В представленной статье авторами исследована образовательная ситуация в связи с использованием в образовательном процессе вуза мультимедийных технологий. Выделены три основные образовательные аспекта: технологическая трансформация образовательного процесса, изменение субъектной роли обучающегося и организующей роли преподавателя в обновленном учебном процессе. Исследовано уточнение дидактической концепции обучения, связанное с использованием мультимедийных средств обучения.

Текст статьи

В современном образовании все более значительную роль занимают постоянно совершенствующиеся средства обучения, одними из которых выделяют информационные технологии, а именно, мультимедийные средства обучения. Помимо чисто технологической трансформации, их внедрение революционно трансформирует педагогический процесс, обогащая его дидактическую концепцию и изменяет роли субъектов образовательного процесса.

Помимо этого, актуальное построение учебного плана отводит существенную роль в учебном процессе самостоятельной подготовке обучающихся, определяя потребность субъектного его отношения к самой образовательной деятельности и изменяя образовательную роль из обучаемого в обучающегося, т. е., «добытчика» знаний.

Роль преподавателя также претерпевает определенные изменения и трансформируется из «транслятора» знаний в иную, организующую форму, позволяющую выстраивать субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса и, по мере совершенствования технологий, переходит в управляющую образовательным процессом роль.

Представленные выше и влияющие на образовательный процесс обстоятельства направляют на актуализацию дидактической концепции обучения, учитывающей возрастающую роль мультимедийных средств обучения.

Рассмотрим подробнее трансформацию представленных обстоятельств и их реализацию в современном образовательном процессе.

Трансформация образовательного процесса и его насыщаемость мультимедийными технологиями неотрывно связана с информатизацией и компьютеризацией всей жизни человека, а, поскольку, образовательное взаимосвязано с социальным, оправданным будет обогащение образования мультимедийными технологиями, которые перспективно коммуницируют образовательное взаимодействие и выступают средством реализации образовательного процесса.

Помимо этого, мультимедийные технологии требуют трансформацию:

  • форм представления и передачи информации/знаний;
  • организации познавательной деятельности обучающихся;
  • выбора методов обучения.

Организация познавательной, проектной, групповой деятельности обучающихся с использованием мультимедийных средств обучения преобразует традиционную форму обучения и носит коллективный исследовательский характер и деятельность обучающегося – субъекта познания трансформируется в активную форму, направленную на поиск и принятие решений в результате самостоятельной творческой деятельности [3].

Помимо этого, мультимедийные средства обучения относятся к классу интенсивных методов, позволяющих создать открытую систему интенсивного обучения, адаптируемую под индивидуальные образовательные возможности обучающегося посредством гибкого построения учебного плана, заменой традиционных аудиторных мероприятий дистанционными, онлайн, т. е., частично заменяются аудиторные занятия на иные формы обучения.

Следующей образовательной ситуацией рассмотрим трансформацию самостоятельной познавательной деятельности обучающегося в учебном процессе.

Оптимизация учебного процесса посредством существенной замены аудиторных занятий на самостоятельную работу обучающихся направляет на повышения её/самостоятельной работы эффективности. Это связано, в первую очередь, с насыщенностью учебного материала информацией и отсутствием необходимости её простой трансляции от преподавателя к обучающемуся. Большие объемы информации находятся в открытом доступе и могут быть получены, обработаны, структурированы, проанализированы обучающимися самостоятельно под руководством и направлением преподавателя, тем самым изменяя структуру и саму суть самостоятельной работы обучающегося. Помимо этого, неограниченные пространственные и временные рамки получения информации в процессе самостоятельной работы позволяют выстраивать собственный, удобный темп познавательной деятельности, проектировать траекторию познавательной деятельности, актуализировать особо интересные для обучающегося моменты, делая образовательный процесс комфортным и удобным и воздействуя на мотивационную сферу личности.

Актуализируя роль преподавателя в новом, мультимедийно насыщенном образовательном процессе, хотелось бы отметить следующее:

  • руководство учебным процессом, разработка и методическое обеспечение самостоятельной и аудиторной познавательной деятельности обучающихся, консультирование обучающихся на всех этапах учебной программы и контроль качества формируемых знаний, умений и навыков обучающихся. При этом функция интерпретатора знаний, которая в традиционной дисциплинарной модели обучения принадлежит преподавателю, переходит [4] к самому обучающемуся.
  • воспитательная функция преподавателя, направленная на развитие, в первую очередь, личностных качеств обучающегося.

Обоснованное опасение недостаточного «живого» общения субъектов образовательного процесса компенсируется использованием сетевых технологий (видео конференций) и тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучающегося со стороны преподавателя.

Таким образом, в основе обучения с применением мультимедийных технологий лежит определенная дидактическая концепция, основные положения которой можно сформулировать следующим образом:

  • Процесс обучения опирается на организованную самостоятельную познавательную деятельность обучающегося, насыщая её доступом к учебной информации.
  • Познавательная деятельность обучающегося носит активный характер, основанный на информационных технологиях и неразрывно связан с принципом самообразования. Активное участие определяется, прежде всего, внутренней мотивацией, выраженной как желание учиться [5].
  • Реализация традиционных общедидактических методов, определяемых характером деятельности обучаемых: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский [1], среди которых особое место занимают продуктивные методы, основанные на активном участии обучающегося в учебном процессе [1, 5].
  • Основой реализации этих методов являются телекоммуникационные сети и информационные технологии сетевого обучения.
  • Обучение должно быть личностно-ориентированным, предполагающим дифференциацию и индивидуализацию обучения в зависимости от психолого-педагогических свойств обучаемого.
  • Повышение эффективности учебного процесса возможно только на основе индивидуализации учебно-познавательной деятельности. Такое персонифицированное обучение возможно только на основе высоких технологий обучения [2, 3], ядром которой является индивидуализированное обучение в распределенной образовательной и коммуникативной среде.

Список литературы

  1. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. и др. Педагогика и психология высшей школы / Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
  2. Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. Сост. Овсянников В.И. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издат. центр «Академия», 2001.
  4. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А.Н. Тихонов, А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, А.Д. Иванников, О.П. Молчанова; Под. ред. А.Н. Тихонова. - М.: Вита-Пресс, 1998.
  5. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. – М., 2002.

Поделиться

750

Ситникова С. Ю., Ельцова В. Ю., Вялкова О. С. Дидактическая концепция обучения на основе мультимедийных средств обучения // Перспективы интеграции науки и образования в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 июля 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 67-71. URL: https://apni.ru/article/9638-didakticheskaya-koncepciya-obucheniya-na-osnove-multimedijnyh-sredstv-obucheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января