Исследование мотивационной направленности образовательного процесса вуза в построении профессиональной карьеры

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

профессиональное самоопределение
личностные и профессиональные потребности
рефлексивные навыки
самореализация
профессиональная карьера
мотивация
профессиональная деятельность

Аннотация статьи

В статье авторами исследуется осмысление феноменов профессионального и личностного самоопределения и профессиональной карьеры. Определено понимание феномена карьеры, явления, как реализуемого в профессиональной деятельности и выступающего средством самореализации личности. Определены образовательные этапы построения профессиональной карьеры и представлены факторы, влияющие на реализацию мотивационного потенциала образовательной среды вуза на формирование карьерных устремлений обучающихся.

Текст статьи

В настоящее время, в период некоторой социальной и профессиональной неопределенности абитуриенты, обучающиеся и выпускники вуза находятся в периоде жизненного самоопределения, которое прямо воздействует на определение профессионального пути, личностного и профессионального развития и саморазвития. В этом периоде происходит осмысление собственных жизненных целей, направлений самореализации, корреляции личностных и профессиональных потребностей, всего того, что определяет весь сознательный период развития личности. Помимо этого, появляется осознание ответственности за принятые решения и развиваются рефлексивные навыки.

В личностно-ориентированной педагогике феномен самоопределения личности исследуется в качестве личностного образования, обусловленного выбором личностью целей существования, путей и средств реализации целей, этических и ценностных оснований существования личности и как проявление свободы.

Как этап самоопределения, связанный с профессиональным становлением личности, профессиональное самоопределение проходит несколько возрастных периодов и начинается еще в детском возрасте под воздействием семейных традиций, влияния социальной (школьной, родственной, природной, промышленной и др.) среды и находят свое развитие в проявлении познавательного интереса к определенным учебным предметам, разделам наук, дополнительным занятиям, и, в тот же период, начинают появляться первые представления о собственном месте в социуме и профессиональном направлении. То есть, как сами собой разумеющиеся на данном этапе развития личности, внешние воздействия выступают определенным мотивационным фактором профессионального самоопределения. Исходя из понимания мотивации, как побуждающего, управляющего и активизирующего начала на активности личности, мотивационный фактор профессионального самоопределения выступает побуждающим к проявлению интереса к будущей профессии, активизирующим познавательные направленности личности в профессиональном направлении.

 Следующий этап профессионального самоопределения личности обуславливается детской мотивацией и начинается с выбора учебного заведения с целью получения профессии. На данном этапе, к мотивационным факторам добавляются когнитивный – обогащающий личностную сферу знаниевым компонентом и деятельностный – формирующий некоторые умения и навыки будущей профессиональной деятельности. Собственно, этот этап вызывает особый интерес, поскольку реализуется, в том, числе в учреждениях высшего образования и в процессе реализации в нем происходят интересные личностно-формируемые процессы, одним из которых выступает осознанное формирование карьерных устремлений.

Реализация профессиональных устремлений и профессионального самоопределения в образовательном процессе вуза выступает результатом профессионального выбора обучающегося и может развиваться с учетом личностных особенностей (талантов, интересов, идентичности, способностей, предрасположенностей, нравственных норм, религиозных предпочтений и др.) по различным профессиональным направлениям в рамках профессиональной направленности и проявляется в виде предположений и шагов к построению будущей профессиональной карьеры [8]. Сюда же можно отнести возможности, влияющие на условия профессиональной деятельности и условия жизни, и место в социуме – престижность профессии, её социальную значимость.

Общее понимание феномена карьеры сводится к представлению личностью своего профессионального пути, своей профессиональной деятельности [4].

Более широкое её понимание не ограничивается профессиональной деятельностью, но включает глубокие социальные процессы, поскольку профессиональная деятельность неразрывна связана с личностными изменениями в части привития профессиональных качеств, воздействующих на личностные качества. В качестве примера можно привести скрупулезность математических расчетов бухгалтера, техническую точность и обоснованность действий инженера, т. е., всего того, что иногда называют влиянием профессии на личность.

Исследование феномена «карьеры» нашло отражение в трудах [1, 2, 5] и упрощенно сводится к понятиям профессиональной деятельности и профессиональной самореализации. В других исследованиях [3, с. 290-294; 7, с. 33-37] расширенное личностное понимание феномена указывает на реализацию личностью собственных устремлений и возможностей.

Наше понимание указанной дефиниции заключается в том, что, карьера реализуется в профессиональной деятельности и выступает средством самореализации личности.

Нельзя не согласиться с мнением Е. П. Ильина [6], что мотивационная направленность образовательного процесса вуза выступает побудительной, движущей силой реализации карьерных устремлений личности. Развитие идей Е. П. Ильина нашло отражение в исследованиях И. А. Саховского о мотивационной направленности образовательного процесса вуза на практическое планирование карьеры обучающегося. Исходя из идей указанных ученых, мотивационное воздействие образовательного процесса вуза реализуется посредством побуждающего воздействия к реализации личностного потенциала.

Следует отметить, что влияние образовательной среды вуза на осмысление обучающимся вопросов построение собственной профессиональной карьеры нельзя признать всеобъемлющим, поскольку практическая реализация собственных возможностей, идей, способностей и др. ограничивается рамками образовательной организации и некоторым ограниченном влиянии профессиональной среды и профессионального сообщества [9, с. 464-469].

Реализация мотивационного потенциала образовательного процесса вуза на формирование карьерных устремлений обучающихся возможна при организации и реализации ряда факторов:

  • помощь в построении профессионально-образовательной траектории обучающихся в контексте реализации таких личностных качеств, как способности, таланты, интересы, предрасположенности и др.;
  • построение когнитивных схем, направленных на осмысление и устранение образовательных дефицитов;
  • обучение навыкам построения профессиональной карьеры посредством целеполагания – определения целей карьерных устремлений и предположений этапов её реализации, планирования и проектирования, допустимого в профессиональной деятельности;
  • рефлексия собственной деятельности с построением обратной связи;
  • формирование профессионально одобряемого и профессионально поощряемого поведения в профессиональной и социальной среде;
  • осмысление гендерных аспектов развития карьеры и возможностей и направлений карьерных изменений;
  • деятельностная составляющая, заключающаяся в модернизации орудий, механизмов, технологий, влияющая на усложнение или облегчение профессиональной деятельности;
  • формирование навыков адаптации в изменяющейся профессиональной и социальной среде с учетом динамики и тенденций развития профессиональной среды.

Представленный перечень факторов, влияющих на реализацию мотивационного потенциала образовательной среды вуза на формирование карьерных устремлений обучающихся, не является исчерпывающим, он может изменяться и дополняться в зависимости от конкретной образовательной, профессиональной и социальной ситуации.

Список литературы

  1. Hall D.T. The new careers contract: Wrong on both counts. Boston: Executive Developmental Roundtable, Boston University School of management, 1993.
  2. Super D.Е. The psychology of careers. New York: Harper Row, 1957.
  3. Бахтигулова Л.Б. Система поддержки формирования и развития карьеры как составная часть профессионального образования / Л.Б. Бахтигулова // Научный диалог. – 2018. – № 1. – С. 290-294. – DOI: 10.24224/2227-1295-2018-1-290-294.
  4. Гизамова А.Г., Сайфуллин И.И., Кузяшев А.Н. Планирование карьеры как процесс личностного и профессионального самоопределения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5-1.
  5. Деражне Ю.Л. Профессиональная карьера путь к успеху [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.Л. Деражне. – Москва 2008: изд-во Эгвес.
  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Спб. 2003: издательство Питер.
  7. Поляков В.А., Чистякова С.Н. и др. Концепция профессионального самоопределения молодежи [Текст] // Педагогика. – 1993. – № 5. С. 33-37.
  8. Лесникова С.Л., Леухова М.Г. Профессиональное самоопределение студентов вуза как условие профессиональной идентичности: аспект отношения к профессиональной карьере // БГЖ. 2018. № 3 (24).
  9. Янченко И.В. Образовательный процесс вуза в контексте формирования карьерной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-2. – С. 464-469.

Поделиться

192

Ельцова В. Ю., Ситникова С. Ю., Соколова И. А. Исследование мотивационной направленности образовательного процесса вуза в построении профессиональной карьеры // Гуманитарный подход в науке и технологиях: роль этики, морали и ценностей в формировании будущего человечества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. URL: https://apni.ru/article/9645-issledovanie-motivacionnoj-napravlennosti-obrazovatelnogo-processa-vuza-v-postroenii-professionalnoj-karery

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа