В настоящее время, в период некоторой социальной и профессиональной неопределенности абитуриенты, обучающиеся и выпускники вуза находятся в периоде жизненного самоопределения, которое прямо воздействует на определение профессионального пути, личностного и профессионального развития и саморазвития. В этом периоде происходит осмысление собственных жизненных целей, направлений самореализации, корреляции личностных и профессиональных потребностей, всего того, что определяет весь сознательный период развития личности. Помимо этого, появляется осознание ответственности за принятые решения и развиваются рефлексивные навыки.
В личностно-ориентированной педагогике феномен самоопределения личности исследуется в качестве личностного образования, обусловленного выбором личностью целей существования, путей и средств реализации целей, этических и ценностных оснований существования личности и как проявление свободы.
Как этап самоопределения, связанный с профессиональным становлением личности, профессиональное самоопределение проходит несколько возрастных периодов и начинается еще в детском возрасте под воздействием семейных традиций, влияния социальной (школьной, родственной, природной, промышленной и др.) среды и находят свое развитие в проявлении познавательного интереса к определенным учебным предметам, разделам наук, дополнительным занятиям, и, в тот же период, начинают появляться первые представления о собственном месте в социуме и профессиональном направлении. То есть, как сами собой разумеющиеся на данном этапе развития личности, внешние воздействия выступают определенным мотивационным фактором профессионального самоопределения. Исходя из понимания мотивации, как побуждающего, управляющего и активизирующего начала на активности личности, мотивационный фактор профессионального самоопределения выступает побуждающим к проявлению интереса к будущей профессии, активизирующим познавательные направленности личности в профессиональном направлении.
Следующий этап профессионального самоопределения личности обуславливается детской мотивацией и начинается с выбора учебного заведения с целью получения профессии. На данном этапе, к мотивационным факторам добавляются когнитивный – обогащающий личностную сферу знаниевым компонентом и деятельностный – формирующий некоторые умения и навыки будущей профессиональной деятельности. Собственно, этот этап вызывает особый интерес, поскольку реализуется, в том, числе в учреждениях высшего образования и в процессе реализации в нем происходят интересные личностно-формируемые процессы, одним из которых выступает осознанное формирование карьерных устремлений.
Реализация профессиональных устремлений и профессионального самоопределения в образовательном процессе вуза выступает результатом профессионального выбора обучающегося и может развиваться с учетом личностных особенностей (талантов, интересов, идентичности, способностей, предрасположенностей, нравственных норм, религиозных предпочтений и др.) по различным профессиональным направлениям в рамках профессиональной направленности и проявляется в виде предположений и шагов к построению будущей профессиональной карьеры [8]. Сюда же можно отнести возможности, влияющие на условия профессиональной деятельности и условия жизни, и место в социуме – престижность профессии, её социальную значимость.
Общее понимание феномена карьеры сводится к представлению личностью своего профессионального пути, своей профессиональной деятельности [4].
Более широкое её понимание не ограничивается профессиональной деятельностью, но включает глубокие социальные процессы, поскольку профессиональная деятельность неразрывна связана с личностными изменениями в части привития профессиональных качеств, воздействующих на личностные качества. В качестве примера можно привести скрупулезность математических расчетов бухгалтера, техническую точность и обоснованность действий инженера, т. е., всего того, что иногда называют влиянием профессии на личность.
Исследование феномена «карьеры» нашло отражение в трудах [1, 2, 5] и упрощенно сводится к понятиям профессиональной деятельности и профессиональной самореализации. В других исследованиях [3, с. 290-294; 7, с. 33-37] расширенное личностное понимание феномена указывает на реализацию личностью собственных устремлений и возможностей.
Наше понимание указанной дефиниции заключается в том, что, карьера реализуется в профессиональной деятельности и выступает средством самореализации личности.
Нельзя не согласиться с мнением Е. П. Ильина [6], что мотивационная направленность образовательного процесса вуза выступает побудительной, движущей силой реализации карьерных устремлений личности. Развитие идей Е. П. Ильина нашло отражение в исследованиях И. А. Саховского о мотивационной направленности образовательного процесса вуза на практическое планирование карьеры обучающегося. Исходя из идей указанных ученых, мотивационное воздействие образовательного процесса вуза реализуется посредством побуждающего воздействия к реализации личностного потенциала.
Следует отметить, что влияние образовательной среды вуза на осмысление обучающимся вопросов построение собственной профессиональной карьеры нельзя признать всеобъемлющим, поскольку практическая реализация собственных возможностей, идей, способностей и др. ограничивается рамками образовательной организации и некоторым ограниченном влиянии профессиональной среды и профессионального сообщества [9, с. 464-469].
Реализация мотивационного потенциала образовательного процесса вуза на формирование карьерных устремлений обучающихся возможна при организации и реализации ряда факторов:
- помощь в построении профессионально-образовательной траектории обучающихся в контексте реализации таких личностных качеств, как способности, таланты, интересы, предрасположенности и др.;
- построение когнитивных схем, направленных на осмысление и устранение образовательных дефицитов;
- обучение навыкам построения профессиональной карьеры посредством целеполагания – определения целей карьерных устремлений и предположений этапов её реализации, планирования и проектирования, допустимого в профессиональной деятельности;
- рефлексия собственной деятельности с построением обратной связи;
- формирование профессионально одобряемого и профессионально поощряемого поведения в профессиональной и социальной среде;
- осмысление гендерных аспектов развития карьеры и возможностей и направлений карьерных изменений;
- деятельностная составляющая, заключающаяся в модернизации орудий, механизмов, технологий, влияющая на усложнение или облегчение профессиональной деятельности;
- формирование навыков адаптации в изменяющейся профессиональной и социальной среде с учетом динамики и тенденций развития профессиональной среды.
Представленный перечень факторов, влияющих на реализацию мотивационного потенциала образовательной среды вуза на формирование карьерных устремлений обучающихся, не является исчерпывающим, он может изменяться и дополняться в зависимости от конкретной образовательной, профессиональной и социальной ситуации.