Главная
АИ #25 (207)
Статьи журнала АИ #25 (207)
Геймификация и влияние геймификации на когнитивные способности и мотивацию в обу...

Геймификация и влияние геймификации на когнитивные способности и мотивацию в обучении как элемента образовательной культуры

Рубрика

Социология

Ключевые слова

геймификация
стратегические компьютерные игры
когнитивные способности
мотивация
образовательная культура
теория самодетерминации
образовательные технологии

Аннотация статьи

В последние десятилетия геймификация стала важным инструментом в различных аспектах человеческой деятельности, включая образование, бизнес, здравоохранение и социальные инициативы. Геймификация представляет собой интеграцию игровых элементов в неигровые среды с целью повышения мотивации и вовлеченности. Настоящая статья исследует влияние геймификации и стратегических компьютерных игр на когнитивные способности и мотивацию в обучении. Применение теорий мотивации, таких как теория самодетерминации и теория ожиданий, показывает, что геймификационные элементы могут значительно повысить интерес и вовлеченность учащихся. Стратегические компьютерные игры, требующие планирования, анализа и принятия решений, развивают важные когнитивные навыки, такие как аналитическое мышление, планирование и прогнозирование. Кроме того, эти игры способствуют развитию социальных навыков, улучшению эмоциональной регуляции и укреплению образовательных и профессиональных компетенций. Проведенный анализ подтверждает, что правильная организация игрового процесса и умеренное использование геймификации могут оказывать положительное влияние на обучение и личностное развитие.

Текст статьи

В последние десятилетия значительно увеличился интерес к геймификации и её применению в разных аспектах жизни человека. Геймификация представляет собой применение игровых элементов в неигровых контекстах с целью повышения мотивации и вовлеченности. Однако значение компьютерных игр выходит далеко за рамки геймификации. Игры жанра стратегии, в частности, играют важную роль в развитии различных когнитивных и социальных способностей у человека. Цель данной статьи – рассмотреть влияние стратегических компьютерных игр и геймификации на когнитивные способности и мотивацию.

Геймификация (от англ. «gamification») – это процесс интеграции игровых элементов в неигровые среды с целью повышения мотивации и вовлеченности пользователей. Под игровыми элементами чаще всего понимаются: баллы, уровни, значки, рейтинги, конкурсы и лидерборды.

Корни геймификации можно проследить в различных аспектах человеческой культуры, от древних церемоний до современных видеоигр. Однако как отдельная область науки и практики геймификация начала формироваться в начале 21 века с развитием цифровых технологий и онлайн-сервисов.

Многочисленные исследования в области психологии и когнитивных наук подтверждают эффективность геймификации. Наиболее существенными для геймификации являются следующие теории мотивации:

  1. Теория самодетерминации (Self-Determination Theory) Деси и Райана, фокусируется на внутренней мотивации и значимости автономии, компетентности и связанности.
  2. Теория ожиданий (Expectancy Theory) Врума, объясняет мотивацию через сочетание ожидания успеха, ценности результата и уверенности в своих силах.

Прикладные возможности геймификации

1. Образование

Применение геймификационных элементов в образовательных процессах приводит к повышению интереса и вовлеченности учащихся. Создаются мотивационные сценарии, где каждое достижение поощряется, что способствует более активному освоению материала.

2. Бизнес и маркетинг

В бизнесе геймификация используется для увеличения клиентской лояльности, вовлеченности сотрудников и повышения эффективности продаж. Программы лояльности, внутренние корпоративные социальные сети и системы управления проектами эффективно используют игровые механики.

3. Здоровье и фитнес

Приложения для здоровья и фитнеса активно внедряют геймификацию для мотивации пользователей соблюдать режим тренировок. Пути достижения целей иллюстрируются через игровые элементы, что существенно повышает приверженность пользователей.

4. Социальные и экологические инициативы

Геймификация может способствовать привлечению внимания к социальным и экологическим вопросам. Программы, использующие игровые элементы, стимулируют участие общественности в волонтерских и экологических проектах.

Геймификация представляет собой мощный инструмент, способный значительно повысить мотивацию и вовлеченность в различных областях деятельности, от образования до бизнеса. Однако её эффективное применение требует тщательного планирования, понимания теорий мотивации и учёта индивидуальных особенностей целевой аудитории.

Компьютерные игры и геймификация

Компьютерные игры – это не только популярная форма развлечения, но и мощный инструмент для развития различных навыков и способностей. Несмотря на распространенные стереотипы, множество исследований показывает, что компьютерные игры могут оказывать положительное влияние на человека в различных аспектах.

Влияние компьютерных игр жанра стратегии

1. Когнитивные способности

Игры жанра стратегии требуют тщательного планирования, анализа и принятия решений, что развивает когнитивные способности игроков.

2. Улучшение планирования и прогнозирования

Пример: Civilization VI – игрокам необходимо планировать развитие своей цивилизации на протяжении нескольких тысячелетий, учитывая множество факторов, таких как научные исследования, культура и военные действия.

Петренко С. А. (2015) в своей статье «Геймификация и её влияние на когнитивные процессы» отмечает:

«Игры жанра стратегии требуют от игроков выработки долгосрочных планов и прогнозирования последствий их действий, что способствует развитию навыков планирования и стратегического мышления»[1, с. 45-53].

Карпова И. И. (2016) в своём исследовании «Влияние компьютерных игр на когнитивные функции человека» подчеркивает, что планирование и прогнозирование – ключевые аспекты стратегических компьютерных игр, которые помогают игрокам развивать аналитическое мышление и внимательность к деталям [2, с. 35-41].

3. Развитие аналитических навыков

Пример: Europa Universalis IV – игрокам предстоит управлять различными аспектами страны, включая экономику, дипломатию и войну, что требует сложного анализа влияющих факторов.

Иванов В. П. и Кузнецов А. Н. (2017) в своей работе «Когнитивные преимущества стратегических игр» утверждают, что компьютерные игры жанра стратегии требуют от игроков анализа множества факторов и параметров, что существенно развивает их аналитические способности и умение принимать решения в сложных ситуациях [3, с. 25-34].

Смирнова Т. Л. (2018) в статье «Влияние компьютерных стратегий на когнитивные функции» добавляет, что стратегические игры, такие как Europa Universalis IV, предоставляют игрокам возможность развивать аналитическое мышление и умение обрабатывать большие объемы информации [4, с. 48-56].

4. Развитие социальных навыков:

А) Командная работа

Пример: Company of Heroes 2 – в многопользовательских режимах успешное сотрудничество и координация с другими игроками являются ключевыми для победы.

Б) Коммуникационные навыки

Пример: Warcraft III – общение между игроками команды критично для успешного выполнения сложных стратегических маневров.

В) Эмоциональная регуляция

Г) Управление стрессом

Пример: XCOM: Enemy Unknown – напряженные сражения и необходимость принятия критически важных решений учат оставаться спокойным и сосредоточенным под давлением.

Д) Уверенность в своих силах

Пример: Age of Empires II: Definitive Edition – успешное выполнение сложных кампаний и победы в турнирах повышают самооценку игрока.

5. Образовательные и профессиональные навыки

А) Развитие лидерских качеств

Пример: Total War: Shogun 2 – игроки принимают на себя роль верховного командира, принимая ключевые решения по управлению армиями и развитием государства.

Б) Междисциплинарные знания

Пример: Crusader Kings III – игра затрагивает аспекты истории, политики и религии, что способствует общему образовательному и культурному развитию.

Заключение

Рассмотренные исследования демонстрируют, что при правильной организации игрового процесса, включая умеренность и баланс, геймификация и стратегические компьютерные игры оказывают положительное влияние на когнитивные способности и мотивацию. Они способствуют улучшению планирования, прогнозирования и аналитических навыков, развивают лидерские качества и умение работать в команде, а также помогают справляться со стрессом и повышают уверенность в себе.

Настоящая статья исследует значимость геймификации и стратегических компьютерных игр в контексте развития когнитивных способностей и мотивации в обучении. Результаты исследования демонстрируют, что интеграция игровых элементов в образовательные процессы способствует повышению интереса и вовлеченности учащихся, а также развитию ключевых когнитивных и социальных навыков. Стратегические компьютерные игры, требующие планирования и анализа, оказывают положительное влияние на аналитическое мышление, способность к прогнозированию и эмоциональную регуляцию.

Эта статья будет полезна для различных категорий специалистов и исследователей:

Педагоги и преподаватели: Материалы статьи помогут разработать более эффективные и увлекательные методики обучения, используя элементы геймификации для повышения мотивации учащихся.

Разработчики образовательных программ: Исследование предоставит ценные данные для создания обучающих игр и приложений, которые способствуют развитию когнитивных способностей и социальной адаптации.

Психологи и специалисты по когнитивным наукам: Статья предоставляет обзор влияния игровых элементов на когнитивные процессы и может служить основой для дальнейших исследований в этой области.

Бизнес-тренеры и HR-специалисты: Использование геймификационных подходов в корпоративном обучении может повысить вовлеченность и продуктивность сотрудников, а также улучшить командную работу и лидерские качества.

Геймификация процессов образования и стратегические компьютерные игры представляют собой мощные инструменты для повышения мотивации и когнитивного развития. Правильная интеграция этих элементов в образовательные и профессиональные процессы может привести к значительным улучшениям в обучении и личностном росте.

Список литературы

  1. Петренко, С.А. (2015). Геймификация и её влияние на когнитивные процессы. Журнал психологии и педагогики, 3(1), С. 45-53.
  2. Карпова, И.И. (2016). Влияние компьютерных игр на когнитивные функции человека. Наука и образование, 2(4), С. 35-41.
  3. Иванов, В.П., Кузнецов, А.Н. (2017). Когнитивные преимущества стратегических игр. Социальная психология и общество, 8(3), С. 25-34.
  4. Смирнова, Т.Л. (2018). Влияние компьютерных стратегий на когнитивные функции. Международный журнал психологии и педагогики, 6(2), С. 48-56.
  5. Deterding, S., Dixon, D., Khaled, R., Nacke, L. (2011). From game design elements to gamefulness: defining "gamification". Proceedings of the 15th International Academic MindTrek Conference: Envisioning Future Media Environments, P. 9-15.

Поделиться

798

Ефаненков Н. М., Зорин К. А. Геймификация и влияние геймификации на когнитивные способности и мотивацию в обучении как элемента образовательной культуры // Актуальные исследования. 2024. №25 (207). Ч.I.С. 99-102. URL: https://apni.ru/article/9649-gejmifikaciya-i-vliyanie-gejmifikacii-na-kognitivnye-sposobnosti-i-motivaciyu-v-obuchenii-kak-elementa-obrazovatelnoj-kultury

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря