Главная
АИ #25 (207)
Статьи журнала АИ #25 (207)
Актуальные вопросы оказания платных образовательных услуг в школах региона

Актуальные вопросы оказания платных образовательных услуг в школах региона

Научный руководитель

Комарова Елена Ивановна

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

платные услуги населению
образование
платные образовательные услуги

Аннотация статьи

В статье рассматривается изменение и совершенствование сферы образовательных услуг в условиях общественных социально-экономических трансформаций. Анализируются тенденции российского образования, направленные на создание более целостной, современной и инклюзивной образовательной системы, а также рассматриваются популярные направления платных образовательных услуг.

Текст статьи

В условиях общественных социально-экономических трансформаций происходит изменение и совершенствование сферы образовательных услуг, которая является частью экономики страны. В образовательных организациях России в 2022 г. обучались 32,6 млн человек, из них 17,7 млн. – в организациях общего образования.

В настоящее время понятие «образовательная услуга» исключено из Федерального закона «Об образовании в РФ» [1]. С 2022 года термин «оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования» заменяется на «реализация образовательных программ».

Следует отметить, что в секторе услуг населению образовательные услуги как направление деятельности сохранилось. Под образовательными услугами понимают совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося.

В 2024 году тенденции российского образования показывают стремление к созданию более целостной, современной и инклюзивной образовательной системы. Упор делается на укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, развитие патриотизма и гражданственности, а также усиление акцента на практические навыки и безопасность жизнедеятельности во всех сферах. Для реализации данных направлений в образовании будут вноситься изменения в образовательные программы и предусмотрены дополнительные уроки, занятия в школах на платной основе.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1441 [2] «платные образовательные услуги» – это осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение.

В настоящее время наиболее популярными направлениями образовательных услуг на платной основе являются образовательные, развивающие, оздоровительные, организационные и др.

Платные услуги в области образования оказывают образовательные учреждения, устав которых предусматривает возможность занятия такой деятельностью и перечислены виды оказываемых платных образовательных услуг (табл. 1).

Таблица 1

Анализ платных услуг населению в системе образования [3]

Показатель

Годы

2020

2021

2022

Объем платных услуг в системе образования, в млн. руб.

655972

792750

880490

Темп роста объема платных услуг, в % к предыдущему году

86,5

116,9

105,0

Доля от общего объема платных услуг населению, в %

7,1

7,0

7,0

Объем платных услуг в системе образования на душу населения, в руб.

4479

5435

5970

Наибольший рост платных услуг населению в системе образования наблюдался в 2021 году (16,9%), к 2022 году темп роста снизился на 11%, при этом не изменилась доля услуг в образовании в общем объеме оказываемых услуг населению в нашей стране и составляла последние 3 года 7,0%. Объем платных услуг в системе образования на душу населения вырос за три года на 1491 руб. или 33%.

Платные образовательные услуги в учебных заведениях Оренбургской области оказывались обучающимся за рамками общеобразовательных программ и государственных стандартов на договорной основе. Дополнительные услуги нацелены на выявление разнообразных интересов в обществе, развитие способностей людей, их творчества, инициативы. Особое значение дополнительные образовательные услуги имеют в школе, поскольку здесь идет работа с детьми и молодежью. Именно в юном возрасте закладывается основа развития человека, что в дальнейшем накладывает отпечаток на развитие общества (табл. 2).

Стабильный рост численности обучающихся наблюдается по техническому направлению, так рост в 2021 г. – 6,1%, в 2022 г. – 4,2%. Одним из масштабных проектов, направленных на увеличение платных образовательных услуг за счет развития инфраструктуры и достижения общего охвата детей дополнительным образованием до 80%, является федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» [4].

Таблица 2

Анализ численности обучающихся по направлениям дополнительных общеобразовательных программ для детей в Оренбургской области за 2020–2022 годы [5]

Показатель, человек

Годы

Темп роста, в %

2020

2021

2022

2021 к 2020

2022 к 2021

Численность детей, обучающихся по направлениям дополнительных образовательных программ:
техническое

34267

36354

37893

106,1

104,2

естественнонаучное

42075

51220

48621

121,7

94,9

туристско-краеведческое

28205

23057

21384

81,7

92,7

социально-гуманитарное

112901

135736

130654

120,2

96,3

в области искусств

101167

108066

104739

106,8

96,9

в области физической культуры и спорта

63850

66697

64240

104,5

96,3

В настоящее время во многих регионах нашей страны этот сегмент рынка услуг характеризуется отсутствием возможности масштабирования из-за привязки к конкретному педагогу, низкого качества оказываемых услуг по отдельным направлениям, особенно в цифровых профессиях, отсутствия возможности обеспечить непрерывное системное образование в связи с проблемой наличия квалифицированных педагогов дополнительного образования и низким уровнем автоматизации образовательных организаций регионов. Для сферы дополнительных образовательных услуг на платной основе в Оренбургской области также характерны следующие проблемы: старые форматы обучения, не соответствующие изменениям в паттернах восприятия информации детьми и молодежью; низкая персонализация обучения; фрагментарность предоставляемых знаний, не системность; отсутствие связи с практикой; непрозрачность предоставляемых услуг для заказчиков (родителей, детей), низкий уровень профессиональной и предметной подготовки педагогов дополнительного образования в цифровых профессиях и др. [6].

Таким образом, сфера образования, в том числе дополнительное образование на платной основе, переживает трансформацию и это неизбежный процесс в современных условиях развития общества.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.06.2024).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». URL: https://base.garant.ru/74660486/ (дата обращения: 10.06.2024).
  3. Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник / Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2023.
  4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018, № 3). URL: https://clck.ru/QSQDE (дата обращения: 16.06.2024).
  5. Статистический ежегодник Оренбургской области. 2023: стат. сб. / Оренбургстат. – Оренбург, 2023. – 464 с.
  6. Яновская, Г.А. Современное состояние и проблемы развития дополнительного образования // Ped.Rev.. 2024. № 1 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.06.2024).

Поделиться

685

Залевская Е. В. Актуальные вопросы оказания платных образовательных услуг в школах региона // Актуальные исследования. 2024. №25 (207). Ч.II.С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/9652-aktualnye-voprosy-okazaniya-platnyh-obrazovatelnyh-uslug-v-shkolah-regiona

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря