В условиях общественных социально-экономических трансформаций происходит изменение и совершенствование сферы образовательных услуг, которая является частью экономики страны. В образовательных организациях России в 2022 г. обучались 32,6 млн человек, из них 17,7 млн. – в организациях общего образования.
В настоящее время понятие «образовательная услуга» исключено из Федерального закона «Об образовании в РФ» [1]. С 2022 года термин «оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования» заменяется на «реализация образовательных программ».
Следует отметить, что в секторе услуг населению образовательные услуги как направление деятельности сохранилось. Под образовательными услугами понимают совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося.
В 2024 году тенденции российского образования показывают стремление к созданию более целостной, современной и инклюзивной образовательной системы. Упор делается на укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, развитие патриотизма и гражданственности, а также усиление акцента на практические навыки и безопасность жизнедеятельности во всех сферах. Для реализации данных направлений в образовании будут вноситься изменения в образовательные программы и предусмотрены дополнительные уроки, занятия в школах на платной основе.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1441 [2] «платные образовательные услуги» – это осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение.
В настоящее время наиболее популярными направлениями образовательных услуг на платной основе являются образовательные, развивающие, оздоровительные, организационные и др.
Платные услуги в области образования оказывают образовательные учреждения, устав которых предусматривает возможность занятия такой деятельностью и перечислены виды оказываемых платных образовательных услуг (табл. 1).
Таблица 1
Анализ платных услуг населению в системе образования [3]
Показатель | Годы | ||
2020 | 2021 | 2022 | |
Объем платных услуг в системе образования, в млн. руб. | 655972 | 792750 | 880490 |
Темп роста объема платных услуг, в % к предыдущему году | 86,5 | 116,9 | 105,0 |
Доля от общего объема платных услуг населению, в % | 7,1 | 7,0 | 7,0 |
Объем платных услуг в системе образования на душу населения, в руб. | 4479 | 5435 | 5970 |
Наибольший рост платных услуг населению в системе образования наблюдался в 2021 году (16,9%), к 2022 году темп роста снизился на 11%, при этом не изменилась доля услуг в образовании в общем объеме оказываемых услуг населению в нашей стране и составляла последние 3 года 7,0%. Объем платных услуг в системе образования на душу населения вырос за три года на 1491 руб. или 33%.
Платные образовательные услуги в учебных заведениях Оренбургской области оказывались обучающимся за рамками общеобразовательных программ и государственных стандартов на договорной основе. Дополнительные услуги нацелены на выявление разнообразных интересов в обществе, развитие способностей людей, их творчества, инициативы. Особое значение дополнительные образовательные услуги имеют в школе, поскольку здесь идет работа с детьми и молодежью. Именно в юном возрасте закладывается основа развития человека, что в дальнейшем накладывает отпечаток на развитие общества (табл. 2).
Стабильный рост численности обучающихся наблюдается по техническому направлению, так рост в 2021 г. – 6,1%, в 2022 г. – 4,2%. Одним из масштабных проектов, направленных на увеличение платных образовательных услуг за счет развития инфраструктуры и достижения общего охвата детей дополнительным образованием до 80%, является федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» [4].
Таблица 2
Анализ численности обучающихся по направлениям дополнительных общеобразовательных программ для детей в Оренбургской области за 2020–2022 годы [5]
Показатель, человек | Годы | Темп роста, в % | |||
2020 | 2021 | 2022 | 2021 к 2020 | 2022 к 2021 | |
Численность детей, обучающихся по направлениям дополнительных образовательных программ: | |||||
техническое | 34267 | 36354 | 37893 | 106,1 | 104,2 |
естественнонаучное | 42075 | 51220 | 48621 | 121,7 | 94,9 |
туристско-краеведческое | 28205 | 23057 | 21384 | 81,7 | 92,7 |
социально-гуманитарное | 112901 | 135736 | 130654 | 120,2 | 96,3 |
в области искусств | 101167 | 108066 | 104739 | 106,8 | 96,9 |
в области физической культуры и спорта | 63850 | 66697 | 64240 | 104,5 | 96,3 |
В настоящее время во многих регионах нашей страны этот сегмент рынка услуг характеризуется отсутствием возможности масштабирования из-за привязки к конкретному педагогу, низкого качества оказываемых услуг по отдельным направлениям, особенно в цифровых профессиях, отсутствия возможности обеспечить непрерывное системное образование в связи с проблемой наличия квалифицированных педагогов дополнительного образования и низким уровнем автоматизации образовательных организаций регионов. Для сферы дополнительных образовательных услуг на платной основе в Оренбургской области также характерны следующие проблемы: старые форматы обучения, не соответствующие изменениям в паттернах восприятия информации детьми и молодежью; низкая персонализация обучения; фрагментарность предоставляемых знаний, не системность; отсутствие связи с практикой; непрозрачность предоставляемых услуг для заказчиков (родителей, детей), низкий уровень профессиональной и предметной подготовки педагогов дополнительного образования в цифровых профессиях и др. [6].
Таким образом, сфера образования, в том числе дополнительное образование на платной основе, переживает трансформацию и это неизбежный процесс в современных условиях развития общества.