Значимость залога как способа обеспечения обязательств исследования состоит в том, что в имущественном обороте субъекты права часто вступают в договорные отношения, которые, к сожалению, могут быть нарушены, что требует применения правовых механизмов защиты интересов кредитора. Одним из наиболее эффективных средств обеспечения исполнения обязательств традиционно считается залог, правовое регулирование которого, в том числе в отношении залога обязательственных прав, претерпело значительные изменения в ходе реформирования гражданского законодательства Российской Федерации.
Основным правом кредитора, помимо требования исполнения обязательства от должника, является право залога, т. е. право получить удовлетворение из стоимости заложенного обязательственного права в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства. Право залогодержателя требовать удовлетворения за счет предмета залога является условным, и этим условием может быть как надлежащее исполнение обязательства должником, так и ненадлежащее исполнение, которое будет служить отлагательным условием для реализации права залогодержателя. Залогодержатель имеет право на получение исполнения по требованию в пределах, необходимых для покрытия требований залогодержателя, обеспеченных залогом, что конкретизирует особенности права залога относительно обязательственных прав.
Как отмечает К. А. Новиков: «в соответствии с правилом п. 2 ст. 358.7 ГК, которое следовало бы рассматривать как общее для залога имущества любых видов, залогодержатель вправе самостоятельно действовать для защиты заложенного права от посягательств со стороны третьих лиц (например, выступать в качестве лица, заявляющего на предмет спора самостоятельные требования в деле о принадлежности заложенного права залогодателю)» [2, с. 55-68].
Действительно, данное правило можно назвать общим для любого залога, например, залогодержатель может требовать признания недействительной сделки по уступке заложенного требования.
Обязанности залогодержателя прямо в законе не предусмотрены. Единственная норма, где упоминаются обязанности залогодержателя, – это ст. 343 ГК РФ, которая предусматривает обязанности по содержанию и обеспечению сохранности предмета залога, если предмет залога перешел ему во владение. В буквальном значении применение данных положений к правам требования невозможно, однако в абз. 3 п. 1 ст. 358.3 ГК РФ законодатель устанавливает, что на залогодержателя может быть возложена обязанность по обеспечению сохранности подлинников документов, подтверждающих существование права требования.
Согласно российскому законодательству, залогодержатель, то есть лицо, которому передано имущество в качестве обеспечения обязательства, обладает определенными правами и обязанностями. Данные права и обязанности могут распространяться на различные виды имущества, включая заложенные требования.
Например, залогодержатель вправе требовать признания недействительной сделки по уступке заложенного требования. Данное правило применяется независимо от того, какое именно имущество передано в залог.
Законодательство менее детально регулирует обязанности залогодержателя. Основная норма, содержащаяся в Гражданском кодексе РФ, предусматривает обязанности по содержанию и обеспечению сохранности предмета залога, если он перешел во владение залогодержателя. Хотя в буквальном смысле эти положения не применимы к правам требования, в Гражданском кодексе РФ установлено, что на залогодержателя может быть возложена обязанность по обеспечению сохранности подлинников документов, подтверждающих существование права требования.
Таким образом, законодательство предусматривает определенные права и обязанности залогодержателя в отношении различных видов имущества, включая заложенные права требования, однако детальность их регулирования различается.
Если говорить о фигуре залогодателя, то, как пишет В. И. Солдатова, «залогодателем права может быть лицо, являющееся кредитором в обязательстве, из которого вытекает закладываемое право (правообладатель)» [3, с. 92-97].
Залогодателем может выступать только кредитор по определенному обязательству, при этом такое обязательство должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 358.2 ГК РФ, т. е. быть оборотоспособным. Право передать в залог право требования внешне напоминает правомочие собственника вещи по распоряжению ею. По общему правилу ст. 358.2 ГК РФ залогодатель не обязан испрашивать согласие должника на передачу права требования в залог, соответственно, право распоряжения своим имущественным правом не ограничено, лицо может его отчуждать, передавать в залог и т. д. В то же время предусмотрены случаи, когда залогодатель ограничен в этом праве вследствие необходимости получения согласия должника по обязательству, требование из которого является предметом залога.
В связи с этим К. А. Новиков также пишет: «ввиду того, что должнику залогодателя по переданному в залог требованию, возможно, придется его исполнять не залогодателю, а, например, новому кредитору, который приобретет заложенное требование в ходе обращения на него взыскания, должник должен быть уведомлен своим кредитором (залогодателем) о залоге этого требования, смысл уведомления состоит в том, что должнику следует приготовиться к получению дальнейших инструкций от залогодателя» [2, с. 55-68].
В. В. Витрянский пишет: «на самом деле вместо упрощения правового регулирования мы получили лишь ситуацию неопределенности в правоотношениях, связанных с залогом прав (требований)» [4].
Действительно, в ст. 385 ГК РФ, к которой сделана отсылка в ст. 385.4 ГК РФ, регламентируется порядок уведомления должника о переходе права, и должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до предоставления ему доказательств перехода права к этому кредитору, за исключением случаев, когда уведомление о переходе права получено от первоначального кредитора. Данная позиция представляется правильной, поскольку обязанность уведомления должника должна быть возложена именно на кредитора-залогодателя, а не на залогодержателя, не участвующего в соответствующем обязательстве.
Таблица
Правоприменительная практика
№ | Тема | Судебное решение/Документ | Основные моменты |
1 | Должник не вправе подать заявление о банкротстве дебитора | Рекомендации НКС АС Волго-Вятского округа от 29.11.2018 | Должник не имеет права подавать заявление о признании дебитора банкротом; это должен делать финансовый управляющий. Обжалование отказа финансового управляющего должно подаваться должником. |
2 | Должник вправе оспорить сделку при бездействии управляющего | Обзор практики АС Уральского округа от 24.07.2020 | Должник имеет право подать заявление об оспаривании сделки, если признана обоснованной жалоба на бездействие финансового управляющего по непринятию мер по оспариванию данной сделки. |
3 | Права кредиторов и должника в ходе процедуры банкротства | --- | Баланс интересов кредиторов и должника должен соблюдаться; действия должника, направленные на приращение конкурсной массы, не противоречат интересам кредиторов. |
4 | Признание иностранного гражданина банкротом | Определение Верховного Суда от 12.01.2018 № 301-ЭС17-201197, НКС АС Центрального и Дальневосточного округов | На иностранного гражданина распространяются нормы российского законодательства при наличии определенных обстоятельств, таких как имущество и досягаемость должника для кредиторов в РФ. |
5 | Ограничение выезда иностранного гражданина | Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 № 13АП-35951/2019 | Возможность наложения временного ограничения на выезд из РФ иностранному гражданину при наличии обоснованных ходатайств и доказательств, что непринятие меры может затруднить или сделать невозможным достижение целей процедуры банкротства. |
6 | Нарушение прав должника на выезд | Протокол № 4 Европейской конвенции по правам человека | Ограничения на выезд из страны должны быть соразмерны и необходимы в демократическом обществе, включая в случаях, когда это необходимо для защиты имущественных прав кредиторов при банкротстве. |
7 | Обращение взыскания на заложенное имущество | Определения Верховного Суда РФ | Право кредитора обращать взыскание на заложенное имущество в случае нарушения обязательств должника. Возможность обращения взыскания в судебном или внесудебном порядке. |
Таким образом, в результате исследования выявлены следующие проблемы института залога обязательств в современных условиях РФ:
- Право должника на самостоятельные действия в процедуре банкротства. Должник не всегда имеет право самостоятельно подавать заявления о признании дебитора банкротом или оспаривать сделки, что вызывает вопросы о защите интересов должника при бездействии финансового управляющего.
- Признание и обеспечение банкротства иностранных граждан. Возникают сложности с признанием иностранных граждан банкротами и наложением на них обеспечительных мер в условиях российского законодательства. Также присутствует конфликт интересов между правом на свободное передвижение и необходимостью обеспечения процедур банкротства.
- Ограничения прав должника и защита прав кредиторов. Необходимость балансировать между правом должника на свободу передвижения и обеспечением имущественных интересов кредиторов при наложении обеспечительных мер, таких как временное ограничение на выезд из страны.