Главная
АИ #25 (207)
Статьи журнала АИ #25 (207)
Событийный туризм: характеристика, понятие, виды

Событийный туризм: характеристика, понятие, виды

Рубрика

Маркетинг, реклама, PR

Ключевые слова

социально-культурная среда
событийный туризм
event-туризм

Аннотация статьи

В статье рассматривается событийный туризм его характеристика, понятие, виды.

Текст статьи

В настоящее время туризм в Российской Федерации является одной из перспективных отраслей современной экономики. В последнее время крупные спортивные, культурные события считаются важными элементами государственной политики. Россия, как и многие другие страны активно конкурируют за право проводить на своей территории различные мероприятия международного масштаба. Страны, включая эти события в свои стратегии экономического развития, решают несколько задач (модернизация инфраструктуры, привлечение туристов, инвесторов и так далее).

Изучить событийный туризм необходимо с подхода к его определению. В мировой практике для обозначения событийного туризма используют термин «event tourism» (от англ. event – событие или специальное мероприятие). В русском языке используется такие варианты, как ивент-туризм или событийный туризм.

Среди зарубежных авторов проблемами событийного туризма занимались Дж. Ритчи, Д. Беливо, Р. Линч, А. Вил, Д. Гетц и другие. Благодаря их исследованиям этот вид туризма выделился в самостоятельную отрасль науки со своим терминологическим аппаратом и стал рассматриваться как отдельное направление. Среди российских исследователей можно выделить нескольких авторов, предложивших свою трактовку событийного туризма (табл.).

Таблица

Трактовки событийного туризма российскими авторами

АвторыОпределение
О. В. Алексеева«Вид туристской деятельности, привлекающий туристов разноформатными общественными мероприятиями культурной или спортивной жизни, которые способствуют развитию инфраструктуры туризма, интеграции разных слоев населения в общество и формированию положительного имиджа дестинации» [1].
Г. П. Долженко, А. В. Шмыткова«Вид туризма, ориентированный на посещение местности в определенное время, связанное с каким-либо событием» [5, с. 116-119].
Е. А. Лакомов«Туристская деятельность, связанная с разнообразными значимыми общественными событиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большое количество туристов из разных стран» [6].
Т. В. Фролова«Поездки с целью удовлетворения потребности в посещении какого-либо мероприятия» [9].
М. Б. Биржаков«Значимая часть культурного туризма, ориентированная на посещение дестинации в определённое время, связанное с каким-либо событием в жизни сообщества или общества, редко наблюдаемым природным явлением» [2, с. 94-111].
С. С. Никитина, М. В. Зинченко«Любое путешествие, связанное с каким-либо интересным для туриста событием, которые происходят во всех концах нашего необъятного земного шара» [8, с. 81-84].

Проанализировав определения, можно сделать заключение, что точного определения событийного туризма нет, что говорит о том, что российские исследователи изучают его сравнительно недавно.

Если обобщить определения разных авторов, можно вывести следующее определение: событийный туризм - вид туризма, который связан с посещением туристами и экскурсантами места проведения события, отличного от места их постоянного проживания, в определенное время, соответствующее срокам проведения события. В данном определении есть следующие черты:

  • событийный туризм рассмотрен как отдельный вид туризма, а не как туристская деятельность;
  • в определение включены как туристы, так и экскурсанты, которые также могут находиться в месте проведения события сроком менее 24 часов. Их численность и расходы учитываются статистикой при подсчете вклада событийного туризма в экономику территории;
  • в определении использован термин «посещение», а не «поездки», т. к. предполагается, что посетить мероприятие могут люди из соседних территориальных образований, не пользуясь транспортом;
  • в определении срок пребывания туристов соответствует срокам проведения мероприятия;
  • в определении не указаны события определенной тематической направленности, поскольку в настоящее время она является достаточно обширной.

Исследователями выделяются различные черты событийного туризма. Объединив все мнения, можно получить отличительные характеристики событийного туризма:

  • массовость;
  • прогнозируемость;
  • всесезонность;
  • интерактивность;
  • зрелищность;
  • инновационность;
  • регулярность мероприятий;
  • стимулирование повторного посещения дестинаций.

Учитывая вышеуказанные характеристики событийный туризм имеет некоторые преимущества для развития в регионе по сравнению с другими видами туризма:

  • событийный туризм способен привлечь в регион большой поток туристов;
  • развитие событийного туризма помогает решать проблему сезонности;
  • увеличивается время пребывания туристов на территории дестинации (при условии, что мероприятие продолжительное);
  • событийный туризм отражает интересы разных целевых аудиторий;
  • для развития данного направления не требуется наличия на территории естественных природных ресурсов.

По мнению специалистов, событийный туризм выгоден для развития на территориях, не обладающих уникальными туристскими ресурсами [3, с. 40-43]. А также, согласно исследователям, событийный туризм может выступать эффективным инструментом развития в условиях экономического кризиса [4, с. 38-40]. Кроме того, успешно проведенные мероприятия положительно влияют на имидж территории за ее пределами.

Учитывая всю перспективность развития событийного туризма стоит отметить, что Федеральное агентство по туризму Министерства культуры РФ, никак не выделяет и не классифицирует данное направление, а на сайте Российского союза туриндустрии дано довольно размытое и абстрактное определение «…посещение ярких и часто неповторимых событий в культурной, спортивной или деловой жизни в масштабах региона или всего мира – основа событийного туризма. Существует огромное множество поводов для организации событийных туров».

Событийный туризм можно классифицировать в нескольких направлениях, которые представлены ниже.

По своему масштабу:

  • мероприятия регионального уровня;
  • мероприятия национального уровня;
  • мероприятия международного уровня.

По функциональной направленности:

  • конгрессный;
  • спортивный;
  • фестивальный;
  • развлекательный;
  • международный ярмарочный и выставочный;
  • познавательный.

Также в событийном туризме стоит выделить и тематические виды:

  • национальные фестивали и праздники;
  • фестивали и выставки цветов;
  • театрализованные шоу;
  • модные показы;
  • фестивали театра и кино;
  • гастрономические фестивали;
  • аукционы;
  • спортивные события;
  • фестивали музыки и музыкальные конкурсы;
  • международные технические салоны [7, с. 1159].

Таким образом, событийный туризм – это вид туризма, связанный с посещением туристами и экскурсантами места проведения события, отличного от места их постоянного проживания, в определенное время, соответствующее срокам проведения события.

Список литературы

  1. Алексеева О.В. Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона: автореф. дис. канд. экон. наук. – М., 2012. – 24 с.
  2. Биржаков М.Б. Событийный туризм: карнавалы в истории и современном туризме / М.Б. Биржаков, И.В. Воронцова, Н.И. Метелев // Туристские фирмы. – 2000. – № 23. – С. 94-111.
  3. Воронин А.Н. Теоретические и методические аспекты развития событийного туризма в дестинации [Текст] / А.Н. Воронин, И.В. Крылова, Г.А. Громова // Вестник НАТ. – 2012. – № 2. – С. 40-43.
  4. Власова Т.И. Событийный туризм – эффективный антикризисный инструмент привлечения туристских потоков в регион [Текст] / Т.И. Власова, А.В. Алейников // Вестник НАТ. – 2015. – № 1. – С. 38-40.
  5. Долженко Г.П., Шмыткова А.В. Событийный туризм в Западной Европе и возможности его развития в России // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. – 2007. – № 6. – С. 116-119.
  6. Лакомов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму: автореф. дис. канд. экон. наук. – М., 2013. – 28 с.
  7. Нарута Я.С., Гарина Т.А. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 12.12.2016. – № 11 (часть 6) – С. 1159.
  8. Никитина С.С., Зинченко М.В. Событие как основа для проектирования туристического продукта // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук». – Томск, 5–6 апреля 2012 г. – С. 81-84.
  9. Фролова Т.А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m19/2_1.htm.
  10. Официальный сайт Национального рейтинга развития событийного туризма в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eventrating.2r.ru.

Поделиться

1636

Михайлов А. С. Событийный туризм: характеристика, понятие, виды // Актуальные исследования. 2024. №25 (207). Ч.II.С. 43-45. URL: https://apni.ru/article/9659-sobytijnyj-turizm-harakteristika-ponyatie-vidy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января