научный журнал «Актуальные исследования» #12 (15), июнь '20

Особенности правового статуса центрального банка России

В данной работе рассматривается правовая природа и правовой статус Центрального Банка РФ. Рассматриваются основные понятия, задачи и функции ЦБ РФ. Также отмечаются некоторые проблемы определения правового статуса ЦБ РФ и анализируются позиции учёных относительно Центрального банка России.

Аннотация статьи
задачи
функции
цели
законодательство РФ
Центральный банк Российской Федерации
правовой статус
Ключевые слова

В конституции РФ указано, что Центральный Банк России осуществляет денежную эмиссию, обеспечивает устойчивость рубля, развивает национальную платёжную систему и занимается стабильностью финансового рынка Россию, независимо от других органов государственной власти. Правовое положение ЦБ РФ, помимо конституции, определенно и в ч. 4 ст. 48 Гражданского кодекса РФ [1] и в Федеральном законе от 10 июля 2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [2]. В законе определены статус ЦБ РФ, цели деятельности, функции и полномочия.

Но законодательство не содержит четкого определения правового статуса Центрального Банка России, чем обусловлена актуальность статьи. Исходя из нормативных правовых актов можно сделать вывод, что ЦБ РФ имеет «особый статус» в системе органов государственной власти. Данные замечания о правовом статусе затрудняют регулирование данного института. На законодательном уровне закреплено, что ЦБ РФ может проводить все виды банковских операций, но его главной функцией является надзор за негосударственными банками. Именно особенный статус ЦБ РФ, как юридического лица вызывает многочисленные споры.

Различные решения в отношении этого органа выносились неоднократно различными судебными инстанциями, касающиеся его как юридического лица и государственного органа. Например, в Определениях Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 268 [3] и № 45-0 от 15.01.2003 г. [4], Банк России признается публичным юридическим лицом, его функции с учетом Конституции РФ, относятся к функциям органа государственной власти, ЦБ РФ выступает от имени государства, он наделен определенными властными полномочиями, ему принадлежат исключительные права и обязанности, по установлению обязательных для органов государственной власти, и всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования (обладает правом на нормотворческую деятельность), его указания предполагают применение мер государственного принуждения. В то же время исходя из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.01.2013 по делу № 5190 [5], данный орган не освобожден от уплаты налогов и сборов, в частности из этого решения следует, что ему «не предоставлены налоговые льготы».

Банк России признан публичным юридическим лицом, обладает правом нормотворческой деятельности, выступает от имени государства и наделён определёнными властными полномочиями, также его функции с учётом Конституции РФ относятся к функциям органа государственной власти. Всё это говорит о самостоятельности и властности ЦБ РФ, приближенную к государственной власти.

Банк России создан государством, имеет определённые цели, банк имеет право на «владение, пользование, распоряжение» имуществом Банка России, но уставный капитал и всё имущество ему не принадлежит. Банк распоряжается золотовалютным запасом и изъятие данного имущества без согласия Банка России не допускается, если иное не предусмотрено законом, то есть он имеет правовые свойства собственника, но собственником не является.

При этом цели у Банка России не коммерческие:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение стабильности и развития национальной платёжной системы;
  • развитие финансового рынка Российской Федерации;
  • получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

То есть, исходя из целей – получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Обобщая образ ЦБ РФ исходя из представленной информации и законодательных данных можно сказать:

  • ЦБ РФ — это публичное юридическое лицо, обладает своим наименованием, имеет печать, центральные органы расположены в г. Москве;
  • осуществляет денежную эмиссию, защиту и обеспечение устойчивости рубля (денежной единицы РФ);
  • независим от других органов государственной власти;
  • его функции с учетом Конституции РФ относятся к функциям органа государственной власти, поскольку предполагают применение мер государственного принуждения;
  • обладает правом нормотворческой деятельности;
  • ЦБ РФ выступает от имени государства и наделен определенными властными полномочиями.

В целом из перечисленного можно сделать следующее определение: «Центральный Банк РФ – это самостоятельное и независимое, публичное образование с особым статусом, отнесенное к юридическим лицам, но отличающееся вместе с тем специфическими особенностями организации, целями, конституционно-правовыми функциями, в сфере обеспечения денежной эмиссии и устойчивости рубля, защиты и обеспечения интересов государства, физических и юридических лиц». Что касается правовой природы Центрального банка, исходя из решений Конституционного суда РФ, можно отметить, что ему присущ публично-правовой статус. Также прослеживаться и во взаимосвязи с подотчетностью и взаимодействием с исполнительными и законодательными органами.

Делая выводы из всего перечисленного, отметим двойственность природы ЦБ РФ. Однако эта двойственность не заключается в отнесении ЦБ РФ к органам государственной власти, о чем выражают свое мнение ученые Е.Н. Пастушенко [7, с. 5], Е.В. Жильникова [6, с. 5]. Банк России хоть и является самостоятельным органом, но постоянно находится в зависимости от органов законодательной и исполнительной власти. Государственной властью ЦБ не обладает и поэтому не может быть поставлен в ранг с исполнительной, законодательной и судебной властью. В настоящее время вопрос о правовом статусе Банка России является широко обсуждаемым, в основном из-за устаревшей законодательной базы правового регулирования. Центральный Банк все же действует согласно государству, а не сам по себе, все указания исходят от Правительства РФ и Государственной Думы Федерального Собрания.

Текст статьи
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016 № 236-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
  2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 23.06.2016 № 222-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
  3. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Вестник Конституционного Суда РФ. N 2. 2001.
  4. Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2003 N 45-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности статей 12 и 30 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»//Вестник Конституционного Суда РФ. N 3. 2003.
  5. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 января 2013 г. по делу N А78-5190/2012 // [Электр. ресурс] Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.05.2020).
  6. Жильникова Е.В. Центральный Банк РФ, как особый субъект права. Автореф. Дисс. … канд. юрид. наук. Казань, 2012. С. 5
  7. Пастушенко Е.Н. Правовые акты Центрального банка РФ: финансово-правовые аспекты теории. Саратов, 2006. С. 5.
  8. Пастушенко Е.Н., Земцов А.С. О правовом статусе Центрального Банка РФ: тенденции законодательного регулирования и судебной практики // СПС «КонсультантПлюс».
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 27 ноября по 03 декабря
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
07 декабря
Загрузка в eLibrary
07 декабря
Рассылка печатных экземпляров
15 декабря