Сущность методического сопровождения педагогов заключается в систематической коллективной и индивидуальной деятельности педагогических кадров, направленной на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.
Методическое сопровождение – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей. Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Создание эффективных условий для всестороннего, непрерывного развития детей, повышение качества профессиональной подготовки педагогов дошкольного учреждения, взаимодействие с семьей определяют следующие основные задачи методической работы:
- обучение педагогических кадров, повышение их квалификации;
- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ;
- подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
- координация деятельности ДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников;
- координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом;
- анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов [2, с. 42].
В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение воспитателя можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической деятельности.
Методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта.
Методическое сопровождение воспитателя как способ организации методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении включает: аналитико-диагностический этап, предполагающий выявление проблемы в профессиональной деятельности воспитателя, осознание им необходимости ее решения с помощью более компетентного специалиста и последующее совместное формулирование вариантов дальнейших действий; проектировочный этап, включающий совместное проектирование маршрута профессиональной деятельности воспитателя, раскрывающего механизм разрешения возникшей проблемы; этап реализации маршрута профессиональной деятельности педагога, заключающийся в оказании систематической помощи старшим воспитателем педагогу при реализации маршрута профессиональной деятельности, путем использования наиболее адекватных профессиональным и личностным особенностям воспитателя методов и приемов; контрольно-оценочный этап, включающий совместное обсуждение результатов решения проблемы [3, с. 42].
В настоящее время профессия воспитатель становится более востребована, и требования и обязанности к профессии тоже. Стали предъявляться и особые требования к воспитанию детей, в особенности к дошкольникам. Именно в дошкольном возрасте закладываются и формируются основы мировоззрения, социальное поведение, этические нормы и моральные качества. Все это развитие обеспечивается профессионализмом воспитателя дошкольной образовательной организации. Работа в детском саду предполагает обучение и воспитание детей от раннего возраста до 7 лет. Это периоды: от 1,5 до 3 лет, с 3 до 4 лет, от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет. Каждый возрастной период имеет свои особенности и требует особого подхода к воспитанию. Работа воспитателя предполагает специальные знания в области психологии и возрастных особенностей. К личным качествам педагога относятся: ответственность, уравновешенность, коммуникабельность, способность к сопереживанию, доброжелательность, внимательность, терпеливость и др. К профессиональным качествам: высокий уровень культуры, позитивный настрой, умение быстро найти подход к ребенку, быстро принимать решение, эрудированность и др. [8, с. 9]. Для эффективного педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю необходимо наличие профессиональной подготовки и переподготовки.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для эффективного педагогического процесса требуется непрерывное стремление к открытию новых, наиболее успешных подходов в воспитании и обучении, которые помогут предать учебный материал детям. Важнейшую роль в разработку и внедрении инноваций играет научно-методическая деятельность.
Ее целью является обеспечение высокого качества образования путем повышения профессионализма педагогов и внедрения современных технологий в образовательный процесс в дошкольных учреждениях.