Главная
АИ #25 (207)
Статьи журнала АИ #25 (207)
Научно-методическое сопровождение деятельности воспитателя в ДОУ

Научно-методическое сопровождение деятельности воспитателя в ДОУ

Научный руководитель

Саутиева Фатима Билановна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

методическое сопровождение
ДОУ
образовательный процесс
педагогическая деятельность
воспитатель

Аннотация статьи

В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение воспитателя можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической деятельности. Методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта.

Текст статьи

Сущность методического сопровождения педагогов заключается в систематической коллективной и индивидуальной деятельности педагогических кадров, направленной на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.

Методическое сопровождение – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей. Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Создание эффективных условий для всестороннего, непрерывного развития детей, повышение качества профессиональной подготовки педагогов дошкольного учреждения, взаимодействие с семьей определяют следующие основные задачи методической работы:

  • обучение педагогических кадров, повышение их квалификации;
  • выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ;
  • подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
  • координация деятельности ДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников;
  • координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом;
  • анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов [2, с. 42].

В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение воспитателя можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической деятельности.

Методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального и жизненного опыта.

Методическое сопровождение воспитателя как способ организации методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении включает: аналитико-диагностический этап, предполагающий выявление проблемы в профессиональной деятельности воспитателя, осознание им необходимости ее решения с помощью более компетентного специалиста и последующее совместное формулирование вариантов дальнейших действий; проектировочный этап, включающий совместное проектирование маршрута профессиональной деятельности воспитателя, раскрывающего механизм разрешения возникшей проблемы; этап реализации маршрута профессиональной деятельности педагога, заключающийся в оказании систематической помощи старшим воспитателем педагогу при реализации маршрута профессиональной деятельности, путем использования наиболее адекватных профессиональным и личностным особенностям воспитателя методов и приемов; контрольно-оценочный этап, включающий совместное обсуждение результатов решения проблемы [3, с. 42].

В настоящее время профессия воспитатель становится более востребована, и требования и обязанности к профессии тоже. Стали предъявляться и особые требования к воспитанию детей, в особенности к дошкольникам. Именно в дошкольном возрасте закладываются и формируются основы мировоззрения, социальное поведение, этические нормы и моральные качества. Все это развитие обеспечивается профессионализмом воспитателя дошкольной образовательной организации. Работа в детском саду предполагает обучение и воспитание детей от раннего возраста до 7 лет. Это периоды: от 1,5 до 3 лет, с 3 до 4 лет, от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет. Каждый возрастной период имеет свои особенности и требует особого подхода к воспитанию. Работа воспитателя предполагает специальные знания в области психологии и возрастных особенностей. К личным качествам педагога относятся: ответственность, уравновешенность, коммуникабельность, способность к сопереживанию, доброжелательность, внимательность, терпеливость и др. К профессиональным качествам: высокий уровень культуры, позитивный настрой, умение быстро найти подход к ребенку, быстро принимать решение, эрудированность и др. [8, с. 9]. Для эффективного педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю необходимо наличие профессиональной подготовки и переподготовки.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для эффективного педагогического процесса требуется непрерывное стремление к открытию новых, наиболее успешных подходов в воспитании и обучении, которые помогут предать учебный материал детям. Важнейшую роль в разработку и внедрении инноваций играет научно-методическая деятельность.

Ее целью является обеспечение высокого качества образования путем повышения профессионализма педагогов и внедрения современных технологий в образовательный процесс в дошкольных учреждениях.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/.
  2. Семейный Кодекс РФ.) [Электронный ресурс]. – URL :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/.
  3. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.
  4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений». – М., 2002. – 120 с.
  5. Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКАПРЕСС, 2007. – 176 с.
  6. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
  7. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – С. 336.
  8. Шерайзина Р.М., Зиновьева С.Д., Продуктивное взаимодействие дошкольной образовательной организации и родителей в воспитании современного ребёнка электронный журнал: человек и образование. 2016. № 1 (46) С. 63-66. [Электронный ресурс]. – URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2016-1_063-066.pdf.

Поделиться

172

Евкурова Ж. М. Научно-методическое сопровождение деятельности воспитателя в ДОУ // Актуальные исследования. 2024. №25 (207). Ч.II.С. 86-88. URL: https://apni.ru/article/9661-nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-deyatelnosti-vospitatelya-v-dou

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа