Цифровизация, или же цифровая трансформация, представляет собой процесс внедрение современных информационных технологий в профессиональную, организационную, учебную и иные сферы, трансформацию протекающих государственных и общественных процессов в цифровые форматы. Отмечается, что цифровизация является современным этапом развития информационного общества, возникшего во второй половине XX столетия [2, с. 50].
Цифровая трансформация в наши дни затрагивает практически все сферы жизни человека, государства и общества. Особенно ярко данный процесс проявляется в сфере юриспруденции: большая часть общественных отношений, урегулированных нормами права, постепенно находит свое отражение в цифровой реальности.
Так, например, распространение и активное развитие онлайн-банкинга привело к тому, что большая часть договоров кредитования и других кредитно-денежных отношений осуществляется исключительно посредством цифровых платформ, без личного взаимодействия сторон. При этом, безусловно, у сторон правоотношений в цифровой реальности возникают как новые права, так и новые обязанности.
Процесс цифровизации, конечно, также ознаменовал возникновение достаточно большого количества спорных вопросов в сфере интеллектуального права и правоотношений по поводу интеллектуальной собственности. Отечественный правовед Л. В. Щербачева [3, с. 26-29] отмечает, что наиболее остро стоит проблема в части незаконного использования и распространения объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет.
Чаще всего нарушается законодательство в сфере защиты средств индивидуализации. Поскольку средства индивидуализацию выступают не только механизмом формирования у потребителей узнаваемости продукта, но и категорией, в значительной мере определяющей деловую репутацию организации, то посягательство на интеллектуальные права представляет значительную угрозу как для существования определенной организации в частности, так и для всей экономики в целом.
В настоящий момент многие цифровые площадки и ресурсы (в частности, так называемые маркетплейсы – цифровые рынки, являющиеся агрегатором предложений о продаже товаров от частных лиц) наполнены поддельной продукцией, которая выпускается под эгидой объекта, защищенного правом интеллектуальной собственности: товарного знака или фирменного наименования.
Аналогичная ситуация наблюдается также в социальных сетях и мессенджерах. Недобросовестные лица создают аккаунты, используя средства индивидуализации популярных компаний и реализуют товар, якобы от лица официальных брендов.
В данной ситуации страдают как организации, обладающие правом на указанные средства индивидуализации, поскольку недобросовестные лица получают выгоду, нарушая их права и интересы, но и покупатели, которые могут приобрести некачественный товар, так как он не проходит соответствующую сертификацию.
В настоящий момент как в законодательстве, так и в научном сообществе не выработан единый подход к решению указанной проблемы.
Способы и методы осуществления защиты исключительных прав предусмотрены статьей 1252 отечественного Гражданского кодекса [1]. Вместе с тем, многие авторы, включая российского юриста М. И. Ющенко [4, с. 81-82] отмечают неэффективность существующих на данных момент гражданско-правовых способов защиты интеллектуальных прав в сети Интернет. Особенно автор подчеркивает неэффективность судебного способа защиты – по статистике в суд организации, чьи права нарушены, обращаются крайне редко.
Связано это со спецификой деятельности в сети Интернет. Суду и различным надзорным органам бывает проблематично установить лицо, которое осуществляет незаконное использование интеллектуальных прав ввиду использования ими VPN-технологий и иных средств обеспечения анонимности в сети.
Потому целесообразным представляется использование технических методов защиты средств индивидуализации. Одним из таких методов может стать использование блокчейн-технологии при маркировании интеллектуальных прав. Блокчейн представляет собой «распределенная база данных, состоящая из «цепочки блоков», устройства хранения блоков не подключены к общему серверу, база данных позволяет контролировать достоверность осуществляемых цифровых процессов и общедоступность информации о них» [5, с. 41].
Отечественный ученый Л. А. Цветкова [6, с. 27] в своем исследовании приходит к выводу о том, что блокчейн является наиболее перспективной цифровой технологией, которая может быть применена в государственных юридических процессах. Блокчейн способен обеспечить прозрачность выборов, безопасность производимых финансовых операций, а также являться действенным способом защиты авторских и интеллектуальных прав.
В части защиты интеллектуальных прав предлагается отмечать все официальные товарные знаки, фирменные наименования и прочие средства индивидуализации специальными токенами (блокчейн-ключами), заложенными в программный код товара, расположенного на цифровых торговых площадках. В таком случае каждый покупатель через, предположим, специальное приложение на мобильном устройстве, сможет проверить подлинность товара.
Вероятно, для осуществления указанного предложения потребуется разработка соответствующей нормативно-правовой базы. Несколько лет назад отечественный правовед В. С. Савина [7, с. 64] в своем научном исследовании предлагала создать межведомственную комиссию при Правительстве РФ в целях определения основных направлений развития законодательства в сфере защиты авторского права в сети Интернет и формирования комплекса соответствующих мероприятий.
Представляется, что вполне рациональным решением будет создание аналогичной комиссии в целях разработки проекта нормативного правового акта в сфере использования блокчейн-технологии для защиты интеллектуальных прав. В состав комиссии обязательно необходимо включить представителей Минцифры России, а также специалистов в сфере IT-технологий.
Таким образом, в настоящий момент вопрос о законодательной защите интеллектуальных прав в сети Интернет остается открытым. В настоящий момент организации фактически остаются беззащитными от действий недобросовестных лиц на цифровых площадках, поскольку традиционные гражданско-правовые способы защиты прав являются довольно неэффективными в рамках цифровой реальности.
Перспективным решением данной проблемы представляется использование блокчейн-технологии посредством маркирования товарного знака, фирменного наименования и иных средств индивидуализации их законного владельца. Такой способ позволит потенциальным потребителям мгновенно определять подлинность средств индивидуализации, а организациям – действенно защитить свои права от посягательств.