В условиях современного мира, когда экологические проблемы становятся всё более актуальными, вопросы сохранения окружающей среды и обеспечения устойчивого развития городов приобретают особую значимость. Одним из ключевых аспектов в этом процессе является формирование экологического каркаса городских территорий.
Экологический каркас представляет собой систему взаимосвязанных природных элементов, таких как зелёные зоны, водоёмы, леса и другие экосистемы, которые обеспечивают устойчивое развитие города и сохранение его биологического разнообразия.
Коэффициент антропологической нагрузки показывает, насколько сильно влияет деятельность человека на окружающую среду, рассчитывается по формуле (1):
, (1)
где:
S – площадь территории с соответствующим баллом нагрузки, га:
- балл 1 – нагрузка низкая – это ООПТ;
- балл 2 – не значительная нагрузка – лесополосы, кустарники, леса, болота, земли под водой;
- балл 3 – нагрузка средняя – пастбища, сенокосы;
- балл 4 – нагрузка значительная – пашни, огороды;
- балл 5 – нагрузка высокая – земли промышленности, транспорта, населенные пункты, дороги.
Чем выше значение Кан тем сильнее видоизменение ландшафта.
Для исследования были выбраны два города Нижегородской области – Кстово и Дзержинск. Данные по площадям функциональных зон городов были взяты из генеральных планов.
На основании генерального плана Дзержинского муниципального образования [1] составлена таблица 1 характеризующие параметры функциональных зон и классифицирующая их по коэффициенту антропологической нагрузки.
Таблица 1
Классификация земель г. Дзержинск по коэффициенту антропологической нагрузки
Территория | Площадь зоны, га | Балл |
Жилая зона | 2933,5 | 5 |
Многофункциональная общественно-деловая зона | 198,3 | 5 |
Зона специализированной общественной застройки | 167,5 | 5 |
Производственная зона | 4795,7 | 5 |
Коммунально-складская зона | 752,3 | 5 |
Зона инженерной инфраструктуры | 592,4 | 5 |
Зона транспортной инфраструктуры | 979,2 | 5 |
Зона сельскохозяйственных угодий | 918,5 | 4 |
Зона садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан | 1188,5 | 4 |
Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) | 793,4 | 4 |
Зона озелененных территорий специального назначения | 5314,8 | 3 |
Зона кладбищ | 215,7 | 3 |
Зона акватории | 513,9 | 2 |
Таблица 2
Классификация земель г. Кстово по коэффициенту антропологической нагрузки (составлена на основании генерального плана города Кстово [2])
Территория | Площадь зоны, га | Балл |
Зона застройки индивидуальными жилыми домами | 580,72 | 5 |
Зона застройки малоэтажными жилыми домами | 62,21 | 5 |
Зона застройки среднеэтажными жилыми домами | 122,18 | 5 |
Зона застройки многоэтажными жилыми домами | 101,08 | 5 |
Зона смешанной и общественно-деловой застройки | 94,69 | 5 |
Зона специализированной общественной застройки | 101,85 | 5 |
Производственная зона | 642,25 | 5 |
Коммунально-складская зона | 34,97 | 5 |
Зона инженерной инфраструктуры | 316,18 | 5 |
Зона транспортной инфраструктуры | 618,87 | 5 |
Зона сельскохозяйственного использования | 339,45 | 4 |
Зона садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ | 407,14 | 4 |
Зоны рекреационного назначения | 72,68 | 4 |
Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) | 347,95 | 4 |
Зона кладбищ | 22,00 | 3 |
Зона озелененных территорий специального назначения | 136,41 | 3 |
Зона режимных территорий | 38,63 | 5 |
Зона акваторий | 564,60 | 2 |
На основании классификации земель был рассчитан коэффициент антропологической нагрузки для исследуемых территорий (табл. 3).
Таблица 3
Коэффициент антропологической нагрузки исследуемых территорий
Город | Балл 1 | Балл 2 | Балл 3 | Балл 4 | Балл 5 | Кан |
Дзержинск | 0 | 513,9 | 5530,5 | 2900,4 | 10418,9 | 3,4 |
Кстово | 0 | 564,60 | 158,41 | 1167,22 | 2713,63 | 4,3 |
В соответствии с исходными баллами для расчета можно сделать следующие выводы о состоянии территорий:
- коэффициент антропологической нагрузки города Кстово соответствует баллу 4, и характеризуются как значительная нагрузка;
- коэффициент антропологической нагрузки города Дзержинск соответствуют баллу 3 и характеризуются как средняя нагрузка на территорию.
В условиях городских территории также важно обращать внимание на нагрузку от улично-дорожной сети, большие значения соотношения длины дорог к площади территории не являются положительными. Так как в границах населенных пунктов не устанавливаются придорожные полосы, и улично-дорожная сеть является одним из основных источников загрязнения и нагрузки на зеленые насаждения. Данные по протяженности дорожной сети также брались из генеральных планов территорий. Следовательно, на основании данных таблицы 4 можно сделать вывод о том, что наибольшая нагрузка от улично-дорожной сети приходится на города Дзержинск.
Таблица 4
Отношение длины дорог к площади территории
Город | Площадь территории, км2 | Общая протяженность улично-дорожной сети, км | Отношение длины дорог к площади территории |
Дзержинск | 262,03 | 212 | 1,236 |
Кстово | 62,66 | 147,62 | 0,424 |
Также было рассчитано соотношение численности населения и площади озелененных территорий (табл. 5) и исходя из него наиболее благоприятное для населения соотношение в городе Дзержинск (474,79 м2/чел).
Таблица 5
Соотношение численности населения и площади озеленения
Город | Площадь озлённых территорий, м2 | Численность населения, чел | Соотношение, м2/чел |
Дзержинск | 103805000 | 218630 | 474,79 |
Кстово | 13532900 | 66464 | 203,61 |
Исходя из всего вышеперечисленного, экологический каркас Дзержинска является лидером по нагрузке от улично-дорожной сети и по соотношению озеленения на душу населения. Антропологическая нагрузка на территории города считается средней (Кан равен 3,4). Однако в городе расположено множество предприятий химической, оборонной и других отраслей промышленности. Это оказывает значительное влияние на окружающую среду, включая зелёные насаждения. Для снижения негативного воздействия важно проводить озеленение территории вокруг промышленных зон, с упором на устойчивый к подобному воздействию породный состав древесно-кустарниковой растительности.
Коэффициент антропологической нагрузки на территории экологического каркаса города Кстово характеризуется как значительный (Кан равен 4,3). Территория Кстово находится на втором месте по уровню нагрузки от дорожной сети и по площади зеленых насаждений на человека (203,61 м2/чел). Рядом с городом расположена промышленная зона, в которой находятся предприятия химической, нефтехимической и других отраслей промышленности, следует увеличить уровень озеленения вокруг данных территорий. Для уравновешивания территории целесообразно увеличение площади существующих зеленых насаждений, укрепление устойчивости их экосистем путем поддержания породного состава древесно-кустарниковой растительности и соединения их между собой транзитными элементами каркаса (придорожное озеленение, озеленение водоохранных зон).