Главная
АИ #25 (207)
Статьи журнала АИ #25 (207)
Правовой режим земельных участков, предоставленных для ведения крестьянского (фе...

Правовой режим земельных участков, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Автор(-ы):

Ковалев Сергей Анатольевич

21 июня 2024

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

крестьянское (фермерское) хозяйство
оборот земельных участков
организационно-правовая форма хозяйства

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются проблемы правового режима земельных участков, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Автор определяет организационно-правовые формы крестьянских (фермерских) хозяйств и на основании актуального земельного законодательства выявляет существенные проблемы, связанные с оборотом земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств.

Текст статьи

Земельный кодекс Российской Федерации (далее ЗК РФ) регулирует земельные отношения и правовые режимы различных категорий земель. В ст. 6 ЗК РФ говорится, что «земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки» [1].

Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» он регулирует отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений или их комплексного освоения в целях строительства [2].

Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяет статус, организационно-правовую форму как: «самостоятельное объединение граждан, зарегистрированных индивидуальными предпринимателями, совместно ведущих аграрную деятельность и связанных родством и общим имуществом. Такая организационно-правовая форма применяется впервые в Российской Федерации, также крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право принимать в свое объединение граждан, которые не состоят в родстве, но не более 5 человек» [3].

Статус крестьянского (фермерского) хозяйства можно получить, как имея в аренде или собственности земельный участок, так и не имея, но ведя сельскохозяйственную деятельность, например, по переработке сельскохозяйственной продукции, так же как и получив участок земли в аренду или собственность.

Крестьянские (фермерские) хозяйства могут вести сельскохозяйственную деятельность по особому налоговому режиму (ЕСХН) и получать государственную поддержку в виде грантов, субсидий и т. д.

Основания для получения земельного участка для сельскохозяйственной деятельности определены в ст. 39.1 ЗК РФ. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

  • решения органа государственной власти или органа местного само­управления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
  • договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
  • договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
  • договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ указано, что земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в безвозмездное пользование на осуществление крестьянского (фермерского) хозяйства его деятельности на срок не более чем шесть лет.

Земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства возможно получить и в бессрочное пользование с помощью торгов, а также и без их проведения. В ст. 39.17 подробно расписаны условия предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам без проведения торгов.

На съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхоз­кооперативов РФ обсуждалась проблема, касающаяся выдела земли, где фермерами и учеными было высказано мнение о полном пересмотре Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Пока органы исполнительной власти, всячески препятствуют получению земли для сельскохозяйственной деятельности, перепись выявила, что более 100 млн гектаров сельскохозяйственных угодий в России оказались заброшены и не обрабатываются.

Вступивший в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» от 03.07.2016 № 354-ФЗ сократил срок изъятия участков до трех лет. Таким образом, нерадивые собственники могут лишиться своих заросших участков. В их отношении владельцев земли, которые имеют документы, но не желают использовать свои участки по назначению, предусмотрены меры административной ответственности.

Другой недоработкой закона специалисты из центра стратегических разработок считают невозможность изъятия земель, которые находятся под залогом субъекта.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные участки, находящиеся в ипотеке исключены из списка изъятия нецелевого использования. В связи с этим у банков накопился довольно большой фонд земли, которые не смогли выкупить из залога. В меру своей деятельности банки не занимаются обработкой сельскохозяйственной земли, но и ответственность за нецелевое использование на банки возложить нельзя, т. к. они не относятся к хозяйствующим субъектам.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) сообщила о том, что земли, поросшие лесом, не будут востребованы и их нужно перевести в другую категорию - лесных угодий.

Рассматривая мнения фермеров можно сделать вывод, что необходимо ввести стандарты развития земель сельскохозяйственного назначения, усилить контроль за оборотом земель, выделять сельскохозяйственные участки только тем, кто будет на ней работать, тем, кто имеет сельскохозяйственное производство и т.п. Сделать процедуру получения земли без торгов более доступной, но и также создать земельные комиссии для тщательного контроля использования и оборота земельных участков, предназначенных для крестьянских (фермерских) хозяйств.

Список литературы

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147.
  2. Федеральный закон от 19.07.2011 № 246-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст. 4594.
  3. Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ, 16.06.2003, № 24, ст. 2249.

Поделиться

110

Ковалев С. А. Правовой режим земельных участков, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства // Актуальные исследования. 2024. №25 (207). Ч.II.С. 17-19. URL: https://apni.ru/article/9670-pravovoj-rezhim-zemelnyh-uchastkov-predostavlennyh-dlya-vedeniya-krestyanskogo-fermerskogo-hozyajstva

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля