Современное состояние ВЭД в России характеризуется существенным санкционным давлением, препятствующим таможенным операциям на международном рынке. Одной из актуальных проблем, требующей разрешения, является невозможность осуществления платежей, обусловленная в первую очередь отключением российских банков от системы SWIFT.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в 2023 г. 52% импортеров столкнулись с проблемами при проведении трансграничных платежей в валюте, среди предприятий, отметивших данную проблему, встречаются как крупные импортеры, так и микропредприятия. В большей степени данная проблема затронула такие сектора экономики как машиностроение и химия, а также производство электрооборудования и металлопродукцию [1].
Детализируя проблему осуществления трансграничных платежей, респонденты выделяют следующие аспекты:
- иностранный банк не готов принять платеж из России – 42%;
- банк-корреспондент отказывается обработать платеж – 17%;
- российский банк отключен от SWIFT – 13% [2].
Вышеизложенные проблемы негативно влияют ВЭД: в первую очередь тормозя импорт, однако ситуация отличается тем, что импорт ограничивается не со стороны спроса, а со стороны предложения, что является нестандартной ситуацией для практики ВЭД Российской Федерации.
Несмотря на то, что проблемы с трансграничными платежами негативно сказываются на экономике Российской Федерации, ряд экспертов указывают на то, что подобная ситуация положительно сказывается на укреплении рубля: отсутствие сезонного импорта ввиду наличия ограничений его ввоза производит положительный эффект на внешнеторговый баланс виду того, что она экономика получает поддержку за счет продажи экспортерам валюты, полученной за высокие мартовские поставки энергетический экспорт.
В целом, эксперты, комментируя сложившуюся ситуацию обобщают, что при разработке и внедрении механизма устранения проблем с трансграничными платежами, произойдет стабилизация объемов импорта даже с «компенсацией» за предыдущие периоды, так как спрос на российском рынке остался неизменным.
Таким образом, основным вопросом для ВЭД Российской Федерации сейчас является как решить проблемы с осуществлением трансграничных платежей, основным направлением решения данной проблемы является развитие альтернативных платежей с помощью цифровых финансовых активов и криптовалюты.
Однако с внедрением данных механизмов сопряжен ряд проблем, так, для цифровых финансовых активов не будет дополнительного времени на проведение эксперимента: первые заявки на тестирование расчетов с применением цифровых финансовых активов уже поступают в ЦБ РФ.
Что касается криптовалюты, то применение ее в качестве способа осуществления трансграничных платежей подвергается сомнениям, и, если и условия внешнеторговой деятельности в части платежей так и будут ухудшаться, то следует рассмотреть и этот вариант, однако ЦБ РФ выступает против этого, так как криптовалюта часто используется в финансовых пирамидах, плюс ко всему для ее применения необходимо принять отдельный законопроект о криптовалютных международных расчетах. Также, нельзя игнорировать эксперимент и нивелирование рисков ее применения как инструмента международных расчетов [3].
Обобщая вышеизложенное, следует заключить, что несмотря на то, что рассматривается несколько альтернатив решения существующей проблемы с платежами, она фактически одна – это использование в качестве международного платежного инструмента финансовых цифровых активов, которые фактически готовы внедрить прямо сейчас, что касается криптовалюты, то здесь есть множество сопутствующих рисков, которые ЦБ РФ пока не готово нивелировать.
Не менее важно не только решить проблему с расчетами в рамках ВЭД, но также и оказать поддержку пострадавшим от вторичных санкций, а также от вынужденного ограничения импорта при наличии спроса на него.
Со стороны бизнеса выдвигаются следующие предложения по упрощению импорта:
- компенсация пострадавшим от санкций компаниями части логистических затрат и предоставление долгосрочных кредитов по льготной ставке;
- создание механизма платежей с дружественными странами;
- снижение пошлин на ввоз сырья и комплектующих, отмена антидемпинговых сборов при импорте, упрощение процедур сертификации товаров и их таможенное оформление;
- расширение перечня товаров для параллельного импорта;
- создание государственных онлайн-центров, консультирующих по вопросам, связанным с импортом и реестра производителей по ТН ВЭД;
- помощь государства в переориентации поставок по средствам создания единой платформы для поиска иностранных поставщиков и поверки их надежности [2].
Изложенное свидетельствует о том, что российский бизнес ожидает не только разрешение существующих проблем с трансграничными платежами, но также и финансовую помощь в устранении последствий ограничений импорта, а также конкретные действия государства в области модернизации осуществления ВЭД, которые с одной стороны характеризуются созданием определенных цифровых площадок, а с другой - конкретными действиями в области таможенно-тарифного регулирования ВЭД в Российской Федерации, которая будет лояльнее к импортерам и позволит им адаптироваться в изменяющихся условиях.