Эффективное функционирование, конкурентоспособность предприятия зависит в первую очередь от обеспечения безопасности условий труда на нем. Динамика развития экономики, ускорение процессов развития производства, усложнение и удорожание оборудования меняет и требования к работникам, увеличивает их ответственность, повышает внимание к соблюдению дисциплины и техники безопасности. Существуют положительные и отрицательные стороны автоматизации процесса: с одной стороны, уменьшаются физические нагрузки на рабочего, с другой стороны, увеличивается психологическое давление, компенсирование которого требует качественного преобразования условий труда. Но нередко руководители предприятий не уделяют должного внимания к обеспечению безопасности трудового процесса. В результате такой беспечности происходит увеличение воздействия вредных составляющих производства на здоровье персонала. Повышается травматизм и профессиональные заболевания. Все эти факторы обусловливают необходимость повышенного внимания к обеспечению безопасности труда персонала на промышленных предприятиях и важность теоретических исследований в этой области.
Гарантом обеспечения безопасности является государство, так как именно на федеральном уровне происходит регулирование процессов деятельности гражданина, контроль за соблюдением установленных стандартов, прописанных в нормативных документах. Начнем с трактовки понятия «безопасные условия труда». В статье 209 Трудового кодекса РФ безопасные условия труда определяются как условия, которые исключают любое влияние вредных факторов производственного процесса или при, которых степень этого воздействия ниже установленных норм [2].
Но это не единственное определения этого термина. Существуют и другие трактовки. Обратимся к трудам исследователей проблемы безопасности условий труда на производстве. В частности, такие ученые, как А. А. Сабитов, Е. В. Левченко объясняют понятие безопасности условий труда как средство эффективной экономики, т. е. они признают как социальные, так и экономические результаты повышения безопасности труда [4, 6]. Развивается эта мысль и в трудах П. П. Лутовинова и С. М. Осташевского, которые рассматривают условия труда в рамках «экономической безопасности», т. е. способности экономической системы к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия факторов, которые трудно поддаются прогнозам [5, с. 1-5]. Экономическую стороны безопасных условий труда в данном случае можно понимать как комплекс таких составляющих, необходимых для эффективного развития предприятия, как производительность труда, фонд рабочего времени, расходы на гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда, а также траты, обусловленные текучести кадров. В целом, экономическая безопасность условий труда многими исследователями понимается как защищенность производственной среды от потенциальных угроз во время выполнения работниками рабочего процесса. Под понятием «производственная среда» понимаются географические, климатические, социальные и экономические показатели той обстановки, в которой осуществляется рабочий процесс, т. е. последовательность действий для изготовления конечной продукции.
В работах Е. А. Краснощековой большое внимание уделяется оцениванию безопасности труда на предприятии. Ученый считает, что основная цель работ в этом направлении – оптимизация мероприятий по охране труда, выявление наиболее эффективных методик [3].
В исследованиях А. А. Сабитова дан анализ всех существующих на данный момент видов условий труда в зависимости от подходов к их рассмотрению [6]. По мнению исследователя, вредные компоненты производства могут влиять как на его работоспособность, так и на его здоровье. Сами же факторы безопасности условий труда, как считает ученый, могут относиться к производственной среде и к организации рабочего процесса.
В зависимости от уровня отклонения производственной среды и рабочего процесса от стандартов, утвержденных трудовым законодательством, условия труда можно разделить на 4 класса:
- оптимальные условия (1 класс), при которых нет вреда для здоровья рабочего персонала и нет причин, снижающих степень его работоспособности;
- допустимые условия (2 класс), при которых не наблюдается превышения нормативов по физическим, химическим, биологическим факторам и статическим нагрузкам на работника предприятия или наблюдаются допустимые превышения, но их влияние можно устранить отдыхом во внерабочее время;
- вредные условия (3 класс), которые характеризуются превышением норм и установленных стандартов и неблагоприятно воздействуют на здоровье человека;
- опасные (экстремальные) условия труда (4 класс), воздействие которых в течение рабочей смены приводит к риску развития острых профессиональных заболеваний, опасных для жизни и здоровья работника [1].
Наибольшее внимание уделяется условиям труда, проносящим наибольший вред здоровью персонала. В частности, для 3 класса Роспотребнадзор определил 4 степени вредности в зависимости от масштабов отклонения от нормативов и изменений в организме человека (работника). Вредные условия труда классифицируются на:
- 1 степень вреда (для восстановления функциональных изменений в организме работника требуется более длительное время, чем период между рабочими сменами);
- 2 степень вреда (возникают сильные функциональные изменения, которые приводят к заболеваниям и временной неработоспособности);
- 3 степень вреда (развитие профессиональных заболеваний легкой и средней тяжести, хронических патологий);
- 4 степень вреда (развитие профессиональных заболеваний в тяжелых формах) [1].
Опасные условия труда, исходя из части 3 и 4 ст. 209 Трудового кодекса РФ, в отличие от вредных, могут привести работника к травме. Таким образом, под «риском развития острых профессиональных заболеваний» нужно понимать высокую степень вероятности травматизма.
В работах Г. В. Минигуловой и Г. В. Скрипниковой обеспечение безопасности условий труда входит в систему мероприятий по организации производственного процесса [7]. Сюда относится:
- политика государства по охране труда;
- принятие региональных и муниципальных нормативных актов по правовому регулированию;
- действия руководителя предприятия по обеспечению безопасности труда;
- обучение персонала знаниям по охране труда.
Мы видим, что авторы работы рассматривают обеспечение безопасности условий труда как результат взаимодействия государственных органов, предприятия и рабочих. Акцентирует внимание на роли персонала предприятия в повышении качества условий труда и профессор Е. В. Левченко. Ученый в своей работе говорит о сознательном отношении к охране труда самого работника и использовании современных средств и методов, обеспечивающих безопасность труда на предприятии. Профессор считает, что работник может осуществлять три роли: стать источником опасности, объектом охраны и средством безопасной деятельности на производстве [4]
Таким образом, мы видим, что понятие «безопасные условия труда» каждым исследователем трактуется по-своему. Единой точки зрения по этому вопросу не существует: в каких-то трудах учитывается психологический компонент, где-то акцентируется внимание на экономической составляющей, а в отдельных работах действия по повышению охраны труда рассматривается в рамках системы мероприятий по организации повышениях качества трудового процесса и охраны труда. Но есть и общее в проанализированных нами работах: авторы практически всех работ признают актуальность улучшения качества труда на предприятиях. Только при оптимальных показателях условий труда возможен рост производства, повышение экономического состояния предприятия.