Главная
АИ #25 (207)
Статьи журнала АИ #25 (207)
Менеджмент качества программных продуктов

Менеджмент качества программных продуктов

Автор(-ы):

Карахан Тимофей Егорович

Романович Вера Кирилловна

22 июня 2024

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

менеджмент
качество
программный продукт
конкурентоспособность
контроль качества

Аннотация статьи

В статье рассматривается управление качеством программных средств с точки зрения менеджмента. Освещены регламенты и нормативы, регулирующие качество программных средств. Разобраны современные практики по обеспечению качества программных продуктов.

Текст статьи

Информационно-технологическое развитие общества спровоцировало экспоненциальный рост спроса на различные программные продукты и информационные системы. Под программным продуктом понимается «Набор машинных программ, процедур и, возможно, связанных с ними документации и данных» [1].

Важность обеспечения качества программных продуктов обусловлена необходимостью сохранять привлекательность программного продукта для потребителей в условиях высокой конкуренции [3]. Кроме того, программный продукт должен соответствовать законодательным нормам и регламентам.

Качество программного обеспечения невозможно поддерживать в отрыве от процесса производства программного продукта, так как его необходимо контролировать на каждом этапе процесса. Для решения данной проблемы в процесс разработки интегрируется механизм оценки качества на каждый этап разработки.

Оценка качества программного продукта – это «реализация комплекса методов и средств по определению уровня соответствия информационной системы установленным требованиям» [2]. Она осуществляется на каждом этапе разработки программного продукта и производится по определенным требованиям.

Требования к качеству программного обеспечения регулируются нормативным актами и собственными стандартами организациями, а также продиктованы планкой, установленной конкурентами.

Примером государственного регулирования качества программных средств выступают:

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 25010-2015 «Требования и оценка качества систем и программного обеспечения»;
  • ГОСТ Р 51901.2-2007 (ISO/IEC 12119:1994): «Требования к программным продуктам и инструкции по испытаниям»;
  • ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Помимо отечественных стандартов также могут использоваться международные, такие как ISO/IEC 12207 (Системы и программная инженерия – процессы жизненного цикла программных систем) и ISO/IEC 15504.

Кроме государственного регулирования качества программных продуктов, так же существуют отраслевые стандарты. Крупные организации могут иметь собственные нормы и процедуры для управления качеством, основанные на международных стандартах и лучших практиках. Также российское правительство и различные отраслевые ассоциации могут издавать методические рекомендации и руководства, касающиеся управления качеством программного обеспечения, которые не являются обязательными, но их соблюдение позволяет сохранить высокое качество программного продукта.

Соблюдение норм и стандартов качества является частью процесса улучшения качества программного продукта – непрерывного цикличного процесса по постоянному самосовершенствованию. Программа совершенствования детализирует действия и проекты, направленные на улучшение различных аспектов деятельности в рамках определенного времени, позволяя успешно решать поставленные задачи.

Задачей менеджмента в этом процессе является построение процессов по оценке качества и управлению качества программных продуктов и сбору необходимых данных. Конечной целью менеджмента можно считать удовлетворяющий ожиданиям потребителей программный продукт и отлаженные механизмы контроля качества программного продукта на предприятии.

Управление качеством программного обеспечения охватывает весь жизненный цикл программного продукта, включая планирование новых мер контроля качества, оценку существующих процессов и установление стандартов качества. Эти меры оцениваются с использованием показателей, а аналитические данные используются для разработки методов их улучшения.

Нужно понимать, что контроль качества программного продукта должен быть интегрирован на все этапы жизненного цикла продукта. В отличие от обычного материального продукта или разовой услуги нельзя оценить только итоговый результат, так как каждая последующая версия программного продукта строится поверх предыдущей и проблемы качества неисправленные на ранних стадиях сложнее исправить на последующих.

В рамках процесса управления качеством программного продукта можно выделить три ключевых этапа: планирование, обеспечение качества и оценка результатов.

На этапе планирования формулируются спецификации продукта и устанавливаются цели в области качества. На данном этапе формулируется «дорожная карта», по которой будет проводиться контроль качества, принимаются во внимание все законодательные и внутренние нормы организации, опираясь на которые формулируются требования к конечному качеству программного продукта. На этом же этапе определяются метрики, по которым будет оцениваться итоговое качество продукта, способы их сбора и оценки.

Второй этап – этап обеспечения качества. На данном этапе осуществляется распределение задач исполнителям, отвечающим за непосредственную деятельность по контролю качества продукта (как правило, это отдел тестирования) и осуществляются непосредственные меры, направленные на выявление дефектов программного продукта. На этом этапе выявлять текущие проблемы качества, неизбежно возникающих при разработке программного продукта любой сложности.

Третий и последний этап – оценка результатов и их анализ. Этот этап создан, чтобы убедиться в том, что все мероприятия по планированию и обеспечению качества выполнены без ошибок. Для этого применяются методы сертификации и аудита. Сертификация гарантирует правильную разработку продукта в соответствии со всеми взятыми во внимание стандартами и нормами, а аудит – достижение поставленных целей продукта. Для большей эффективности оба процесса можно применять не только после окончания разработки программного продукта, но и на всех этапах его жизненного цикла. После прохождения данных процедур остается точное понимание, обеспечивается ли соответствие программного продукта предъявляемым на этапе планирования требованиям.

Так как производство разработка программного продукта зачастую является циклическим процессом, а не срочным проектом с известной датой окончания, то от правильности выполнения операций по контролю качества зависит не только текущее состояние программного продукта, но и его будущие доработки. Из-за этого необходимо использовать системный подход в управлении качеством и избегать временных решений. Накопление проблем исправленных частично или попустительски может привести к экспоненциальному ухудшению качества продукта в будущих версиях из-за эффекта «снежного кома». Кроме того, по мере развития продукта цена исправления старых ошибок постепенно растет. Решение этой проблемы так же является задачей менеджмента качества.

Как итог можно заключить, что задачей менеджмента в процессе обеспечения качества программных продуктов является разработка планового качества программного продукта, методов его оценки, а также контроль за обеспечением и управлением качества. В рамках процесса управления качеством менеджерский состав собирает информацию о качестве программного продукта, на основе которых далее проводятся действия по оптимизации процессов управления качеством: анализ данных, подведение итогов, изучение плановых и фактических показателей в метриках.

Список литературы

  1. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств».
  2. Исаев Г.Н. Управление качеством информационных систем: учебное пособие / Г.Н. Исаев. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 248 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-16-015650-7.
  3. Самсонова М.В. Основы обеспечения качества: учебное пособие / М.В. Самсонова. – Москва: ИНФРА-М, 2024. – 303 с. – (Высшее образование). – DOI 10.12737/23569. - ISBN 978-5-16-019922-1.
  4. Скопин И.Н. Основы менеджмента программных проектов: учебное пособие / И.Н. Скопин. – Москва: ИНТУИТ, 2016. – 221 с. – ISBN 5-9556-0013-2.
  5. Черников Б.В. Управление качеством программного обеспечения: учебник / Б.В. Черников. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. – 240 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-8199-0499-2.

Поделиться

102

Карахан Т. Е., Романович В. К. Менеджмент качества программных продуктов // Актуальные исследования. 2024. №25 (207). Ч.II.С. 61-63. URL: https://apni.ru/article/9681-menedzhment-kachestva-programmnyh-produktov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля