Главная
АИ #25 (207)
Статьи журнала АИ #25 (207)
Положительные и отрицательные стороны проводимого эксперимента по установлению с...

Положительные и отрицательные стороны проводимого эксперимента по установлению специального налогового режима

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

самозанятость
малый бизнес
налоги
налоговые режимы
специальный налоговый режим
налог на профессиональный доход
бюджет
трудовая деятельность

Аннотация статьи

В статье рассматривается опыт проведения эксперимента по установлению специального налогового режима «Налога на профессиональный доход», оцениваются положительные и негативные стороны самозанятости.

Текст статьи

Понятие самозанятости существует во многих развитых странах мира (Германия, США, Великобритания, Франция, Япония и др.). В России самозанятость как форма трудовой деятельности появилась и стала активно развиваться относительно недавно. 27 ноября 2018 года был принят Федеральный закон № 422 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Эксперимент с 1 января 2019 года начал проводиться на территории Москвы, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Ровно через год 1 января 2020 года география проведения эксперимента значительно расширилась и затронула Санкт-Петербург, Красноярский и Пермский края, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Республику Башкортостан, Волгоградскую, Ростовскую, Нижегородскую и многие другие области. Чуть позже проведение эксперимента распространяется уже по всей территории Российской Федерации.

Самозанятый – это физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, который перешел на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Статус самозанятого в Российской Федерации могут получить не только граждане нашей страны, но и граждане других государств, которые являются членами Евразийского экономического союза. Размер налоговых ставок устанавливается в следующем порядке:

  • 4 процента в отношении доходов, которые были получены самозанятыми от реализации товаров, работ и услуг физическим лицам.
  • 6 процентов в отношении доходов, которые были получены самозанятыми от реализации товаров, работ и услуг индивидуальным предпринимателям для ведения их деятельности и юридическим лицам.

По сути, есть три главных критерия возможности оформления статуса самозанятости:

  1. Отсутствие наемных работников;
  2. Доходы не превышают предельный размер, а именно – 2,4 миллиона рублей в календарном году.

Полного перечня видов деятельности, которую могут осуществлять самозанятые, нет, но в Федеральном законе № 422 представлен небольшой список налогоплательщиков, которые не вправе применять специальный налоговый режим. Для самозанятых существует официальное приложение «Мой налог», с помощью которого происходит удаленное взаимодействие налогоплательщика с налоговым органом. Приложение обеспечивает максимальное удобство для самозанятых, которым не требуется сдавать отчетность и иметь кассовый аппарат, что сильно упрощает для них процесс оплаты налогов. Приложение автоматически ведет учет доходов и начисляет налог и формирует чеки. В приложении «Мой налог» самозанятый сам указывает вид деятельности среди большого количества указанных категорий.

Объектом налогообложения для самозанятых являются доходы от реализации товаров (услуг, работ и имущественных прав). Налоги уплачиваемые самозанятым распределяются следующим образом:

  • 63% налога поступают в региональный бюджет, того региона в котором самозанятый ведет свою деятельность;
  • 37% налога поступает в Фонд медицинского страхования (именно поэтому самозанятые могут обращаться за бесплатной медицинской помощью).

Введение налога на профессиональный доход в России было предложено как мера для увеличения доходов бюджета страны и снижения теневой экономики, он позволяет увеличить прозрачность доходов и контролировать их обложение налогами. Ранее люди, которые вели определенные виды деятельности (пекли торты дома, предоставляли услуги маникюра на дому и многие другие), сталкивались с различными трудностями ведения законного предпринимательства. Для таких лиц чаще всего нецелесообразно, трудозатратно и дорого регистрировать ИП, вести отчетность, закупать контрольно-кассовую технику, уплачивать страховые взносы. Таким образом, большинство таких людей работали, не уплачивая никаких налогов, рискуя столкнуться с ответственностью за незаконное предпринимательство. Государственный бюджет в свою очередь недополучал огромные средства, что наносило серьезный ущерб экономике страны. Когда появилась возможность заниматься подобными видами деятельности прозрачно и законно, многие люди решились на ведение своего бизнеса, уплачивая налог на профессиональный доход. По данным ФНС России на момент середины 2024 года в статусе самозанятых числятся 10 миллионов человек. Число самозанятых растет с каждым днем, что определенно дает нам понять, что граждане заинтересованы в ведении различного рода бизнеса прозрачно и на законных основаниях, и в уплате налогов в бюджет страны.

Итак, самозанятые в сравнении с индивидуальными предпринимателями имеют значительные преимущества:

  1. Не нужно оплачивать страховые взносы, при этом уплата в Фонд медицинского страхования уже включена в налог на профессиональный доход.
  2. Не нужно вести отчетность и подавать декларации в налоговый орган, что значительно упрощает ведение своего бизнеса.
  3. Налоговые ставки для самозанятых являются весьма низкими и в течение 10 лет проведения эксперимента, который запланирован проводиться до 31 декабря 2028 года, эти ставки и предельный размер доходов изменяться не могут. 
  4. Предусмотрен налоговый вычет в размере 10 000 рублей.

У специального налогового режима есть и определенные недостатки, из-за которых не каждый, кто ведет бизнес в нашей стране, может применять данную систему налогообложения. Среди таких недостатков можно выделить следующие:

  1. Нельзя нанимать сотрудников.
  2. Доход самозанятого не должен быть больше 2,4 миллиона рублей в год.
  3. Нет возможности уменьшить доходы на расходы.
  4. Трудовой стаж не начисляется, однако есть возможность осуществлять добровольные взносы на формирование будущей пенсии.

В заключении хотелось бы сказать, что на данный момент такое явление как самозанятость уже обрело широкую популярность среди граждан нашей страны, но по-прежнему остается недостаточно хорошо регулируемой и требует ответов на возникающие вопросы и решение некоторых проблем в отношении данного вида трудовой деятельности. По мнению автора 10 лет достаточно показательный срок для анализа результатов, проведенного эксперимента. Но уже сейчас, по прошествии 5 лет со времени начала эксперимента можно сделать выводы о положительной динамике развития самозанятости. Статистика численности граждан, которые ведут свою, деятельности в статусе самозанятых превысила 10 миллионов человек. Это говорит нам о том, что граждане нашей страны заинтересованы в развитии малого бизнес. На данный момент самозанятость одними из основных преимуществ являются: низкая налоговая ставка, удобная регистрация в качестве плательщика налога на профессиональный доход и простое взаимодействие с налоговой службой. Также нет необходимости покупать кассовый аппарат, так как чеки формируются в приложении «Мой налог». Однако можно выделить и существенные минусы применения специального налогового режима, например, отсутствие формирования страховой пенсии, возможности нанимать сотрудников и ограничении годового дохода. В целом, данный эксперимент имеет благотворное влияние как на граждан, которые желают вести законную предпринимательскую деятельность, так и на развитие экономики страны.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (последняя редакция). Принят Государственной Думой 15 ноября 2018 года. Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2018 года.
  2. Крюкова Е.С., Рузанова В.Д. Индивидуальный предприниматель и самозанятый гражданин: соотношение понятий // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 3.
  3. Значения показателя «Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html (Дата обращения: 15.06.2024).

Поделиться

206

Ершова О. А. Положительные и отрицательные стороны проводимого эксперимента по установлению специального налогового режима // Актуальные исследования. 2024. №25 (207). Ч.II.С. 14-16. URL: https://apni.ru/article/9682-polozhitelnye-i-otricatelnye-storony-provodimogo-eksperimenta-po-ustanovleniyu-specialnogo-nalogovogo-rezhima

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа