Основная часть
Взаимодействие с природой, сбалансированное взаимодействие экологических, экономических и социальных структур, обеспечение комплексного и устойчивого развития территорий являются основными принципами градостроительной деятельности в России на законодательном уровне. Многие десятилетия ведущим механизмом осуществления этих принципов в отечественной градостроительной деятельности является формирование природного каркаса – составной части документов территориального планирования [1].
«Природный каркас города – это система открытых озелененных пространств, природных комплексов, формируемая на базе гидрографической сети с учетом геоморфологии и рельефа и во взаимосвязи с природным окружением». Природный каркас является всеобъемлющей системой, связывающей урбанизированные территории с «дикой», минимально урбанизированной природой.
Важной задачей в градостроительстве в качестве самостоятельной инфраструктуры является система озелененных территорий города. Для характеристики озелененных территорий в градостроительной практике традиционно используется понятие «зеленые насаждения» – «совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности на определенной территории». Система озелененных территорий главным образом выполняет рекреационные, гигиенические и эстетические функции, включая в себя три группы зеленых насаждений:
- Общего пользования (загородные лесопарки, городские и районные парки, сады, скверы, бульвары, насаждения на улицах и площадях);
- Ограниченного пользования (внутриквартальные насаждения, придомовое озеленение, насаждения на территории учреждений и предприятий);
- Специального назначения (санитарно-защитные и водоохранные зоны, ботанические и зоологические сады, питомники, кладбища).
Особенность формирования системы озелененных территорий заключается в том, что проект природного каркаса в определенной степени предопределяет концепцию архитектурно-ландшафтного и градо-экологического развития городской территории в рамках генерального плана, то есть используется системный, природно-ориентированный подход, учитывающий экологические и планировочные факторы развития территории города [1, 3].
Правительством России создана государственная программа «Зеленая инфраструктура», где основными положениями являются важность проектирования непрерывной и связанной с пригородным окружением системы озелененных пространств, к поддержанию и использованию присущей местности растительности, к максимальному замещению серой инфраструктуры природными элементами и экономическую эффективность растительных объектов. Принцип такого планирования структуры и выход на уровень планирования озелененных территорий позволяет осуществить озеленение инфраструктуры и отечественного понятия «природный каркас» [2].
Итак, что же входит в концепцию зеленой инфраструктуры? Зеленая инфраструктура основана на растительных и водных компонентах городского ландшафта, тогда как проект природного каркаса в своей основе имеет схемы комплексной оценки окружающей среды и схему планировочных ограничений по природным условиям, согласно которым осуществляется дальнейшее проектирование [4].
Так, функциональный подход зеленой инфраструктуры в большей степени соответствует реалиям работы с пространствами уже сложившейся структуры городов [4].
Зеленая инфраструктура фактически работает на местном, локальном уровне – при условии экономической эффективности и возможности оказывать «экосистемные услуги» зеленого пространства города.
Говоря о работе с озелененными пространствами, можно сформулировать как «ландшафтная инфраструктура». Термин был сформулирован в начале ХХI века и по своей сути дополняет и продолжает определение инфраструктуры зеленой. Ландшафтная инфраструктура определяется как совокупность элементов городской структуры, интегрированных в ландшафт. То есть речь идет о планируемом и связанном взаимодействии серой инфраструктуры, озеленения и архитектуры, совмещенных в плане и пространстве в единый элемент общегородского значения. Таким образом формируется структура зеленых пространств в городе [5].
Город не может позволить себе «пассивные» территории с многоуходовыми декоративными ландшафтами. На смену им должны прийти контролируемые, экологически стабильные системы, обслуживающие потребности людей. Территориальное планирование города ориентировано на озеленение территорий в ткань города, а значит подстраивания природы под задачи и потребности человека-потребителя. Такой принципиальный подход к природе как ресурсу и источнику благосостояния человека отражается, в том числе в теории «продуктивных ландшафтов» и понятие «ландшафтный дизайн» [5].
Отечественный подход к территориальному планированию имеет очень сильную базу знаний и наработок для организации территорий городов и межселенных территорий, есть опыт согласованной междисциплинарной работы экологов, инженеров и градостроителей и многолетний опыт экспериментальных наблюдений и замеров показателей. Но эта работа не стоит на месте и прорабатывается в полной мере специалистами с точки зрения экологии. Так же активно изучается и описывается, дополняется работами над природным каркасом и озеленением ландшафта с применением методов инфраструктурного подхода, современных технологий дистанционной работы с системами геоинформационного анализа среды.
Близость природы открывает множество возможностей для досуга и улучшает жизнь людей. Природный урбанизм – попытка изменить ситуацию, создав соседство с природой и нивелировав границы. В обычном виде городская среда контрастирует с природными территориями. Открывая рекреационные и инфраструктурные объекты, мы делаем пребывание в парке комфортным [4].
Власти городов сегодня могут влиять на поведение населения, формировать его предпочтения для проведения более активного досуга, здорового образа жизни. Для этого необходимо комплексно подходить к проектированию пространств, развивая пешеходную и велосипедную инфраструктуру, благоустраивая и создавая новые зеленые зоны, а также спортивные площадки для занятий на открытом воздухе.
В последнее десятилетие все более популярной становится концепция биофильного города. В приоритете такого города – естественная природа, с которой люди ежедневно соприкасаются, а существующая инфраструктура не наносит вреда биоразнообразию и экосистемам [5].
В России к концепции биофильного города ближе всех подошла Москва, хотя крупнейший мегаполис нашей страны пока не присоединился к клубу биофильных, организованному Тимом Битли. Почти половину всей площади российской столицы занимают зеленые насаждения, при этом 34% городских территорий – сохраняемая естественная природа. В 2019 году Москва была признана самым зеленым мегаполисом мира. По оценке PwC, около 90% москвичей имеют доступ к озелененным территориям в шаговой доступности. На втором месте оказался Гонконг, на третьем – Берлин.
Экосистемные услуги зеленых насаждений формируют комфортную, здоровую среду обитания в городах, являясь важным немедицинским фактором снижения заболеваемости [5].
Сегодня в российской столице – 142 особо охраняемых природных территории общей площадью свыше 19 тысяч гектаров, где ограничена хозяйственная деятельность, а воздействие человека на окружающую среду сведено к минимуму. Это, например, природно-исторические парки: «Царицыно», «Сокольники», «Останкино», «Измайлово», Битцевский лес, природные заказники «Воробьевы горы», «Долгие пруды» и другие. Там присутствуют 569 видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Москвы.
Парки, лесные массивы, естественные водоемы, природные и ландшафтные заказники Москвы не только благоприятно влияют на экологическую обстановку в городе, но также являются традиционными местами отдыха жителей и гостей российской столицы.
Заключение
Концепция природного урбанизма или озеленение ландшафта подчеркивает: природа всегда является важной частью города. Но она не только требует сохранения, но и восстановления и воссоздания. Иногда необходимо вмешательство человека, чтобы природа потом начала существовать самостоятельно.